Неделю назад, 10 декабря, Ямало-Ненецкому автономному округу исполнилось 85 лет. 85 лет
славной истории развития, освоения богатств Севера. Со знаменательным юбилеем округ
поздравили первые лица государства и главы регионов России.
Присоединяясь к поздравлениям, не стоит забывать и о проблемах. А они, как легко предположить, никуда не делись. В частности, под вопросом реализация главного проекта комплексного развития Ямала -
Северного широтного хода (СШХ). Стоит
напомнить, что вокруг реализации данного проекта идёт нешуточная борьба, предметом которой является выделение средств федерального бюджета на строительство совмещённого автомобильно-железнодорожного моста через Обь в районе Салехарда.
Высказывались предположения, что
досрочная сдача в эксплуатацию первого объекта СШХ - автомобильной части моста через р. Надым -
даст необходимые козыри сторонникам развития. Увы, этого не произошло. О чём свидетельствуют последние новости, связанные с реализацией Северного Широтного хода.
Отсутствие понимания (или саботаж) в финансово-экономическом блоке правительства задерживает реализацию проекта как минимум, на год. Уже когда эйфория от сдачи моста через Надым спала, пошли
тревожные репортажи о проблемах с реализацией проекта. Но и там сначала с уверенностью говорилось: "И всё же, важнейшие стройки не заморожены. Яркое подтверждение этому - мост через реку Надым, движение по которому открыто в сентябре. Железнодорожная часть этого моста должна заработать в следующем году".
Затем, уже менее определённо: "Железная дорога от Обской до Бованенково действует. Мост через реку Надым достраивается".
Стоит отметить, что губернатор округа Д. Кобылкин продолжал и продолжает бороться за судьбу проекта. Так, во время встречи с президентом РЖД Белозёровым, он
получил заверения в поддержке СШХ со стороны монополии. Однако заверения в поддержке при отсутствии новостей о ходе строительства напрягали. Напряжение усилила откровенно
скептическая статья в Российской газете.
И вот, в начале декабря "гром грянул". Поняв, видимо, тщетность борьбы за запуск работ по всему фронту проекта, губернатор ЯНАО объявил
об отказе в достройке железнодорожной части моста через реку Надым в 2016 году. Вместо этого в приоритетном порядке будет строится железнодорожная магистраль Бованенково-Сабетта на полуострове Ямал.
Данное решение, стоит признать, во многом вынужденное, немедленно вызвало, во многом, справедливую
критику:
"Оказывается, выбор в сторону сей ветки необщего пользования был сделан в ущерб железнодорожному мосту через Надым - его строительство переносится на неопределенный срок.
- Сейчас его строить - это значит путь пока в никуда. Вот когда будет принято решение по мосту через Обь, когда заработает весь механизм реализации этого громадного проекта - тогда начнется движение и по железнодорожной части через реку Надым, - сказал Дмитрий Кобылкин.
По мысли «Капитана», достройка железнодорожной части моста через реку Надым нецелесообразна без привязки к Северному широтному ходу. Однако, скорее всего, причиной стала банальная нехватка денег...
Поэтому-то и выбрана такая легкая, ТЭКовская инвестиция, убивающая сразу двух зайцев - и НОВАТЭКу угодить, и перед Кремлем выслужиться.
Да и правда, ну не в народ же вкладывать! Пока в приоритете нужды «Ямал СПГ», а связующее звено между крупными ямальскими городами - это путь в никуда. Отметим, изначально предполагался обратный порядок строительства - после данного отрезка железная дорога должна была пойти дальше - в Салехард, и уже оттуда в арктический поселок Сабетта, где и строится «наше все» - завод по сжижению газа.
Но что делать с проблемами нынешних жителей ЯНАО, у которых нет личных самолетов, чтобы передвигаться по Округу; которые гибнут в полыньях, пересекая опасные реки, которые вынуждены рожать детей в домашних условиях из-за невозможности добраться в роддом?
Почему все эти вопросы оставили на потом, и, самое главное, доживут ли до этого светлого ПОТОМ сегодняшние налогоплательщики, на чьи средства поднимается Ямал и строится его будущее…"
Нужно сказать, что поддерживая пафос критика всем сердцем, следует признать и долю правоты за губернатором. В условиях экономического кризиса ставка всегда делается на эффективность любых инвестиций, включая инфраструктурные. Какой грузо- и пассажирооборот может дать железная дорога Новый Уренгой - Надым? Какой-то может, но явно недостаточный для того, чтобы поддержать экономическое развитие Ямала. Тогда как ветка до Сабетты, пусть соединённая пока только с Северной железной дорогой, даст сразу же значительные объёмы грузов для обустройства того же Южно-Тамбейского месторождения и самого порта Сабетта. А это приведёт и к росту поступлений в бюджет округа. Поэтому с экономической точки зрения такой порядок строительства объектов СШХ более обоснован. Хотя горечь автора критической статьи понятна и близка сердцу.
Разумеется, значительно больший эффект дало бы одновременное начало строительства всех объектов СШХ, как того и хочет губернатор. Но здесь всё упирается в борьбу с "бюджетобесием" финансово-экономического блока Правительства. И прав Д. Кобылкин, раз за разом поднимая тему Северного широтного хода. Вот и на праздновании юбилея округа он получил очередное
обещание поддержки проекта от Председателя Совета федерации В. Матвиенко.
Остаётся надеется, что все эти обещания и заявления приведут наконец-таки к началу реальной реализации проекта без необходимости выкручиваться, вызывающей вполне понятное недовольство...