Эстония может удивить бывалого путешественника изобилием интереснейших и почти неизвестных мест, связанных с её советским периодом. Ведь практически немалая её часть тогда была превращена в огромную военную базу с множеством закрытых от посторонних объектов. По большей части все они заброшены в наши дни. Эстонцы предпочитаю поскорее забыть эту часть их истории. А ведь среди полей и болот этой страны теперь можно найти очень уникальные места.
Одно из таких мы обнаружили в посёлке Эмари (Amari) неподалёку от действующего и поныне военного аэродрома. Здесь мы посетили полузаброшенное кладбище советских военных лётчиков. Оно уникально тем, что часть могил была воздвигнута из хвостов самолётов.
Это место известно очень не многим, поэтому с удовольствием расскажу о нём, а заодно постараюсь понять отчего в мирное время гибло там много молодых пилотов и курсантов военных училищ...
Как только в 1944 году советские войска заняли территорию Эстонии, то тут же начали укреплять свои новые рубежи. Аэродром Эмари, которой раньше также назывался Сууркюла был построен уже в 1945 году. Рядом со временем был воздвигнут военный городок, который получил название Большая Сергеевка.
Этой авиационной базе военное руководство придавало особое значение. До Финляндии отсюда рукой подать, не так далеко и Швеция. В окружении потенциальных врагов здесь размещались самые современные самолёты с лучшими пилотами. Сначала это были истребители-бомбардировщики МиГ-17, которые активно использовались в войнах на Ближнем Востоке и во Вьетнаме. Им на смену позже пришли сверхзвуковые МиГ-21 и МиГ-27. А одними из последних советских самолётов здесь базировались Су-24, которые и теперь активно используются в сирийской войне.
Всего здесь могли размещаться и обслуживаться до 80 военных самолётов, что делало эту базу одной из крупнейших в Прибалтике. База была передана Эстонии лишь в 1993 году. После вступления этой страны в блок НАТО, аэродром был полностью реконструирован и модернизирован. Теперь здесь базируются на временной основе сменяемые раз в 4 месяца натовские истребители и вроде как готовятся принять американские штурмовики А-10, известные по войне в Персидском заливе.
На этом фоне собственные военно-воздушные силы Эстонии выглядят печально. Здесь в ангарах стоят древние кукурузники АН-2, польские и чешские учебные самолёты и несколько подаренных американцами лёгких вертолётов „Робинсон“. На одно из последних нам, кстати, удалось полетать над Таллином, о чём я
уже рассказывал.
Но вернёмся к истории кладбища в Эмари. Оно находится прямо рядом с бывшим военным городком. С трассы сюда когда-то вела бетонная дорога, которую теперь трудно различить среди разросшейся травы.
Когда-то на 9 мая здесь устраивали парады, стояли почётные караулы, давали залпы из автоматов, несли нескончаемое море цветов. Теперь же здесь уже несколько десятилетий царит полный покой и тишина. При этом могилы выглядят вполне ухоженными.
Видимо, сказывается то, что после ухода военных в городке остались жить многие бывшие работники аэродрома из технического персонала со своими семьями. Кстати, возле местного магазинчика нам с нескрываемой радостью на русском языке указали дорогу к кладбищу и заверили, что за сохранность своего автомобиля мы можем не беспокоиться.
Само кладбище, действительно, выглядит очень необычно. Среди соснового леса высятся самолётные хвосты с красными звёздами, которые окружают могилы попроще, многие их которых без имён.
Первые воинские захоронения здесь датируются ещё 1944 годом.
Есть и несколько очень необычных могил с эстонскими именами, написанными русскими буквами.
Но более всего поражает количество погибших в мирное время лётчиков в разных званиях от простых курсантов до полковника.
Очень характерны и фамилии на могилах, некоторые из которых больше напоминают позывные.
Отчего же гибли эти пилоты? Известно, что самолёты регулярно падали во время учебных бомбометаний на полигоне острова Суур-Парки. Отчасти это происходило из-за малых расстояний и небольших высот, используемых при этих полётах. Сказывалась близость границ. Но одна братская могила свидетельствует и о других нестандартных происшествиях.
Под ней лежат тела 16-ти курсантов и офицеров, погибших при автоаварии. В ней в 1978 году при столкновении двух „Уралов“ произошёл взрыв и пожар. Совсем молодые ребята сгорели заживо. Обо всех этих потерях никто никогда не сообщал официально, а на могильных камнях писали стандартную фразу “Погиб при исполнении служебных обязаностей”.
Не берусь судить, были ли эти жертвы напрасными. Фактом остаётся лишь то, что аэродром теперь служит вчерашним врагам, а это воинское кладбище наврядли интересно нынешним патриотам России. Но то была совсем другая страна, и тогда покланялись совсем другим идеалам.
Военные лётчики всегда были под ударом, профессия эта опасна и в наше время. Мне лично здесь вспомнилось другое кладбище в кажется уже такой далёкой Баварии. Я не так давно
писал о тамошнем аэропорте Меммингеме, который некогда также был военно-воздушной базой. Там тоже есть монумент с именами погибших в мирное время пилотов.
Я не испытываю ностальгии по СССР, но всё же мне кажется похороненные здесь парни достойны нашей с Вами памяти и уважения. Ведь они честно служили своей Родине, пусть даже той страны уже давно не существует...
P.S. Посетить подобное место можно воспользовавшись, как и мы, прокатом автомобилей
SkyRent в Таллине.
P.P.S. Подписывайтесь на мою страницу
в Фейсбуке, а также в
Инстаграме. Смотрите все прибалтийские новости в
ТравелБлоге. Cледите за моими путешествиями по Прибалтике и во всем мире! Заходите, подписывайтесь, читайте, комментируйте.
P.P.P.S. В ходе вчерашней дискуссии выяснился интересный факт, которым не могу не поделиться. Оказывается за этими могилами ухаживают эстонские военные, приезжающие сюда с авиабазы. По словам местного жителя он даже видел натовских пилотов, также посетивших это кладбище и отдававших честь погибшим лётчикам. К сожалению, перепроверить эту информацию не могу...