St. James Infirmary

May 04, 2011 18:40

Меня очень интересовали создатели этих песен и их судьбы.
Я надеюсь, что люди, слушая мою музыку, не пострадают. Было бы хорошо, если бы они потратили немного своего личного времени на то, чтобы узнать этих удивительных музыкантов, понять их мысли.

В интервью на ТВ-шоу с новым сезоном (сентябрь 2010 года) для Хью Лори появилась новая тема - джаз и поездка в Новый Орлеан - «паломничество», «причастие». Произнёс эти слова, как признался в любви.

Согласно общепринятой легенде, джаз родился в Новом Орлеане. Разумеется, в этом утверждении много от легенды, но тем не менее. Хотя все исторические истоки джаза со своим религиозным (спиричуэлс) или светским (блюз) музыкальным содержанием, включая рабочие песни или популярную музыку прошлых столетий, относились в основном к вокальным формам исполнительства, самый первый джазовый стиль, который действительно считается самим первым на протяжении всей столетней (на сегодняшний день) истории джаза, является все-таки чисто инструментальным. Он был связан с музыкой уличных духовых оркестров, преимущественно в Новом Орлеане.

И куда же ехать-то за духовыми, действительно только там и можно найти искомое.
"Новый Орлеан был всегда для меня священным городом благодаря музыке. Есть много причин считать его таковым, но музыка этого города значит для меня больше, чем всё остальное."

А на шоу Дж.Лено в 2009 г. Хью Лори спел и сыграл нам буквально чуть-чуть.

image You can watch this video on www.livejournal.com



А вот оригинал.
Кермит Раффинс.

image Click to view



Кермит Раффинс (1964 г.р.) - трубач, певец и композитор из Нового Орлеана как раз таки. Сформировался как музыкант под влиянием Луи Анмстронга, хотя на кого из джазовых музыкантов Амстронг не повлиял. Про этого весёлого дядьку я ничего не знала и, если б не Лори, не узнала бы, наверное. Труба Кермита Раффинса звучит ярким серебристым голосом в классическом стиле. Но, исполняя классику джаза Нового Орлеана, он вносит свои собственные аранжировки, и особенно виртуозен в исполнении мелодий в верхних регистрах.
Продолжая музыкальные традиции родного города, в 1983 г. организовал духовой оркестр.

В Нью-Йорке произошёл занятный инцидент с полицией. Выступая в Lone Star Café, Кермит Раффинс с оркестром вышел на улицу, и начал марш, как делал в Новом Орлеане. Тут-то ему и объяснили, что необходимо иметь специальное разрешение для подобного «мероприятия».




А песенка-то с траурными мотивами довольно старая о матросе, который тратит деньги на проституток, а затем умирает от венерической болезни. Существуют различные версии песни на эту тему, Американская в том числе, но суть та же - гибель в расцвете лет от сомнительных занятий. Название происходит от больницы Сент-Джеймс в Лондоне, для лечения проказы. Она была закрыт в 1532 году, когда Генрих VIII приобрел земли для строительства Санкт- Джеймс дворца.
Вот ведь, что выбрал Хью Лори для минутного музыкального номера на шоу Дж. Ленно в 2009 г. И так великолепно по-своему нам исполнил. Жалко, что лишь куплетик один.
Но подождём начала следующего года. Мы умеем ждать. -   Это перепост из моего ЖЖ, об этой песне я написала в сентябре прошлого года. И вот Хью включил её в альбом, тогда сдловно дав подсказку нам своим выбором.

Когда делала пост в прошлом году, умышленно  взяла менее известного джазмена. Сейчас добавляю того, кто заявлен в плей-листе, как первый исполнитель.

image Click to view



Люблю Кэба Кэллоуэйя, поэтому его обязательно. К тому же, Кэб Кэллоуэй
это - голос в первую очередь в этой песне и оркестр,
в отличие от первых двух примеров - духовых соло.

image Click to view



Koko the Clown sings "St. James Infirmary Blues" in Betty Boop's Snow White Кэб в мультике с этой же песней

Ещё один пример голосового исполнения - тенор Бобби Блэнда.

image Click to view



Хью не первый из из современных музыкантов, взялся за эту песню. 
Вот Джо Кокер:

image Click to view



А вот и Сэр Том Джонс:

image Click to view



Хью Лори.

Джо Генри говорил в пятиминутном фильме о том, что Лори интересно трактует эту музыку. Не знаю уж, какой смысл продюсер (или наши переводчики) вкладывал в глагол «трактует», но для себя я понимаю, что, сколько бы Лори не говорил о скучности классической музыки, однако знает, понимает и чувствует её. И это всё вложил во вступление к первому синглу, прямо в лучших традициях классического джаза, как Гершвин создал свою «Рапсодию в блюзовых тонах» под влиянием Рахманинова, так и Лори показал, что может. Аранжировать - не сочинять, но быть непохожим на всех, кто так блестяще исполнял эту песню столько десятилетий - задача архисложная. Полюбила сразу, в первую очередь, за его начало и когда на 1:20 вступают все разом вместе с фортепьяно, словно взрыв, направленный. Хохотнул ещё на 4:20.

"Let them talk"

image You can watch this video on www.livejournal.com



Выступление Хью Лори на закрытии Cheltenham Jazz 2.05.2011

image You can watch this video on www.livejournal.com



Хью Лори Гамбург St. James Infirmary 27.04.2011

image Click to view



Хью Лори Берлин St. James Infirmary 28.04.2011

image Click to view



Не могу не поместить сюда информацию из истории возникновения джаза.
Некоторые ключевые моменты.
Географическое положение и история Нового Орлеана обусловили калейдоскопическое разнообразие культурных влияний, как европейского (французский, испанский, английский, немецкий, итальянский языки), так и индейского, карибского и африканского характера. Последнее было следствием того, что Новый Орлеан был самым важным морским портом и площадкой для торговли рабами, приобретавшимися владельцами хлопковых плантаций. В этом большом смешении культур, импортированных из разных стран в процессе их взаимодействия друг с другом возникла местная культура, одновременно изысканная и популярная. Новый Орлеан был Французской колонией и присоединился к США, когда французский император Наполеон продал его Америке. К началу XIX века Новый Орлеан населялся белыми, чернокожими и креолами (часто отпрысками или потомками белых рабовладельцев и чернокожих рабынь). Эти креолы главным образом жили в старых французских кварталах. (Там до сих пор существуют французские кварталы, где Кермит Раффинс и начинал).

В 1897 году член муниципалитета Сидней Стори (Sidney Story) решил выделить специальный городской район, где бы сосредотачивались дансинги, рестораны, кабачки и публичные дома. Так появился всемирно известный Сторивилл, сыгравший важную роль в рождении джаза. Джаза, который обеспечивал музыкальное оформление бурной новоорлеанской жизни и который создавался в первую очередь креолами, имевшими негритянско-французское происхождение. Это была блестящая молодежь, многие с детства учились музыке.
Креолы не были непосредственными потомками рабов, их предков освободили гораздо раньше богатые плантаторы и купцы. Их культура была французской, и они отличались от "американцев" - черного пролетариата Нового Орлеана. Между этими группами цветных существовало противостояние, проявляющееся в музыке.
Социальное падение статуса креолов (негров полуафриканского происхождения, т.е. потомков от браков негров с французами или испанцами, населявших Нижний город Нового Орлеана, которые ранее считались чуть ли не на равных с белыми) вследствие их сегрегации и дискриминации в 1889-1894 годах привело к тoмy, что они потеряли свое прежнее привилегированное положение в городе, вынуждены были заняться главным образом музыкой и постепенно пришли в джаз. Креольские музыканты сыграли значительную роль в формировании джаза. Благодаря своему знакомству с легкой классической музыкой и европейской техникой игры, они могли играть на европейских инструментах более точно, умели читать ноты, были более образованными, обладали более высоким исполнительским уровнем и, воспитанные на европейских традициях, привнесли в ранний джаз элементы, не подвергшиеся негритянским влияниям.
Среди этих людей - Альфонс Пику (Alphonse Picou), Барни Бигард ("Barney" Bigard), Альберт Николас (Albert Nicholas),  Кид Ори ("Kid" Ory),  Джонни Сент-Сир (Johnny St.Cyr), Фердинанд Ла Монте   (Джелли Ролл Мортон).

Пианист Джелли Ролл Мортон утверждал, что именно он открыл джаз в 1902 году, - это, несомненно, болезненное преувеличение, однако вклад этого человека в раннюю импровизационную музыку трудно переоценить. Фортепиано широко использовалось в увеселительных заведениях Сторивилла и играло важную роль в становлении старых фортепианных стилей, в частности, баррел-хауз. Использовался этот инструмент, в основном, как ударный, но позже начала проявляться и его мелодическая роль.

Огромная популярность духовых, военных и прочих оркестров во 2-й половине 19-го века была важным фактором для возникновения инструментального джаза. Музицирующие на открытом воздухе военные духовые бэнды или брасс-бэнды (brass band), столь распространенных в США в годы гражданской войны, в мирное время эти оркестры сопровождали танцы, участвовали в различных уличных шествиях, праздниках, похоронах. Постепенно из обычного состава духового оркестра отбрасывались "ненужные" инструменты, в результате чего закрепился минимально необходимый инструментарий. Такие ансамбли чаще всего маршировали по улицам или разъезжали на повозках.

Закончившаяся единственная на территории США гражданская война между Севером и Югом ознаменовалась отменой рабства в 1865 г. при президенте Линкольне. Армейские оркестры были расформированы, в лавках старьевщиков появилось огромное количество всяких духовых инструментов, блестящих по внешнему виду и вполне работоспособных по своему прямому назначению и содержанию, а самое главное - доступных по цене для любого простого чернокожего, т.е. тех бывших рабов, которых к потянуло к инструментам будущих героев раннего джаза. Под всем этим скрывалось также постоянное желание негров сделать свою заявку на эффективное участие в доминирующей белой культуре и на свою принадлежность к ней, ибо музыка была тогда одним из очень немногих доступных для них путей к признанию.

И признания они добились, не те первые или не все, но в глобальном смысле.

Фрагмент из шоу Джея Леноо 2009 г. взят с сайта http://house-md.net.ru

let them talk

Previous post Next post
Up