В правительстве еще раз обсудили вопрос сокращения льгот некоторым категориям граждан. Работающие пенсионеры Подмосковья могут лишиться права на льготный проезд. Общественная палата считает, что даже в кризис такая мера экономии должна использоваться в последнюю очередь.
Отмена льгот как последний резерв
В правительстве Московской области обсудили тему возможной отмены бесплатного проезда некоторым категориям льготников. Вопрос этот поднимался не раз, а в кризис тема экономии бюджета особенна актуальна.
В обсуждении приняли участие члены Общественной палаты Московской области, председатель комиссии по качеству жизни граждан, здравоохранению, социальной политике и трудовым отношениям ОПМО Оксана Пушкина, председатель комиссии по культуре, культурному наследию и возрождению народных промыслов Егор Кончаловский, представители министерства социальной защиты и Минэкономики региона.
Мнение Общественной палаты озвучила Оксана Пушкина:
- Отмена льгот всегда ведет к огромному социальному взрыву! У нас у всех есть пожилые родственники и все прекрасно понимают, как будет встречено решение «отобрать» у них даже 100 рублей. Для многих отмена льгот - это катастрофа. И такую меру необходимо использовать лишь в качестве «последнего резерва», когда исчерпаны все остальные возможности
.
Оксана Пушкина объяснила, что разговаривать с людьми на эту тему придется именно общественникам. Поэтому необходимо их вооружить не столько аргументами о необходимости экономить, сколько убедительной статистикой и конкретными цифрами. А главное, понять: исчерпаны ли другие меры, можно ли обойтись без отмены льгот, много ли средств будет в итоге сэкономлено?
Заместитель министра транспорта Подмосковья Марина Трусенкова рассказала, что в Подмосковье 2 млн 138 тыс. Льготников. Активно пользуются льготами на проезд только 1 млн 700 тыс. человек. Мнение минтранса таково: необходимо переходить к адресному предоставлению льгот.
- Во время рейдов выясняется, что по социальному проездному ездит не сам льготник, а его дети и внуки. Жители отдаленных районов, например, Шатурского, практически не пользуются бесплатным проездом в Москву. А большинство льготников ближнего Подмосковья обычно едет на работу в Москву и получает московскую зарплату. Необходима дифференциация, индивидуальный подход.
Льготы как идеология лидерства
Егор Кончаловский отметил, что в начале работы Общественной палаты часто звучал термин «идеология лидерства». И существенные дополнительные льготы социально незащищенным гражданам - это и есть и лидерство и определенный показатель того, что Московская область - суперрегион.
- Я считаю, что именно сейчас имеет смысл льготы оставить и максимально изыскивать другие возможности. А сокращать менее болезненные статьи расходов. Сложность еще и в том, что сэкономленные средства сложно будет потом «пощупать» тем, кто их был лишен. Вот если бы они точно знали, что эти деньги пойдут на строительство поликлиники в их городе, это другой разговор.
Участники разговора сошлись во мнении, что отмена льгот работающим пенсионерам может вызвать их массовое увольнение или переход на неофициальное трудоустройство. Что в свою очередь уменьшит поступление налоговых отчислений.
Министерство социальной защиты населения Московской области предлагает лишать льгот на проезд, если месячный доход превышает 14 тыс. рублей, но с этим не согласны ветеранские организации, считающие такой порог несправедливым, а саму отмену льгот в год 70-летия Победы не лучшим антикризисным ходом. По подсчетам регионального минфина, если отменить льготы на проезд с 1 июля, к концу года экономия может составить 2 млрд рублей.
Обсуждение темы оптимизации расходов на льготный проезд продолжится. Общественная палата Московской области совместно с Пенсионным фондом региона обсудит порядок предоставления льгот жителям. Пока даже нет статистики по работающим пенсионерам Подмосковья.
Цифры
2 млн 138 тыс. человек в Московской области имеет право на льготы при поездках на транспорте. Активно ими пользуются 1 млн 700 тыс. человек.
Справка
В основном льготники пользуются подмосковными автобусами и маршрутками - 239 млн поездок в год. 136 млн поездок совершают подмосковные льготники на транспорте Москвы. Абсолютный фаворит - электрички. В год совершается 26 млн льготных поездок.
Прямая речь
Оксана Пушкина, член Общественной палаты Московской области, председатель комиссии по качеству жизни граждан, здравоохранению, социальной политике и трудовым отношениям:
- Пока мы не готовы сформулировать окончательное решеие. Можно принимать решение о сокращении зарплат чиновников и кроме смешков это ничего не вызовет. А отмена льгот - это совсем другая тема. Правительство понимает, что на войне как на войне и в кризис иначе нельзя. Но я бы «задвинула» обсуждение этой темы на самую последнюю очередь. Как председатель комиссии по качеству жизни я предлагаю не трогать льготников, это несправедливо. Но мы будем работать, будем искать способы, как это сделать: и людей не обидеть, и поджаться. Придется напрячь все мозги!