"Панорама Латвии" 20 мая 1995

Jun 08, 2009 16:18


В  начало

газета  "Панорама  Латвии"

20  мая  1995  года

"Любовь - это  вирус…"



Фото:  В.  Кострецкий

Второго сына, рождённого в марте 1956 года, родители назвали Нахимом, что в переводе с иврита означает "утешение". В их барачно-заснеженной жизни на Колыме он стал реальным, осязаемым утешением. Потом была Юрмала - детство, учёба, университет… А позже была Москва - сцена, театр, успех.

Нахим, Ефим, Фима… Многолик, романтичен, интеллигентен, умён. Клоун печального образа, не желающий оставаться пленником сценической маски. Он играет в театре, он запел, он написал  книгу, доказывая всем и самому себе, что настоящий Артист - существо, не подвластное рамкам и однообразию.

"Художник  жив,  пока  ищет"

- Ефим,  сегодня  всё  чаще  говорят  о  том,  что  жанр  "сатиры  и  юмора"  себя  исчерпал,  необходимы  новые  формы.  Можно  ли  считать,  что  Вы  первым  это  почувствовали  и  начали  раздвигать  рамки  своего  амплуа?

- Художник жив, пока он ищет. И ищет не ради цели найти, а только потому, что так устроен его организм. Сатира вообще сама по себе меня никогда не влекла. Что-то высмеивать - это замечательно делаете вы, журналисты, и незачем с вами соревноваться. Гораздо интереснее мне сам человек, во всех проявлениях. Вот в этом "копаться" - моя задача.

- Создаётся  впечатление,  что  на  эстраде  Вы  себя  чувствуете  неуютно.

- Да нет. На эстраде я уже обжился за годы работы - просто параллельно занимаюсь ещё какими-то вещами, которые компенсируют мою неудовлетворённость эстрадой. Возможно, если бы так сложилось исторически и моё становление как артиста пришлось бы не на застой, то я, наверное, стал бы актёром драмы. Об этом я мечтал с детства, а вышло иначе. Поэтому сегодня я с удовольствием пою, играю в театре, пишу. Из всего этого и складывается моя жизнь. "Духовная" - слишком громкое слово, но объём получается полноценный.

- Странно,  что  до  сих  пор  Вы  не  задействованы  в  кино…

- Предложений-то достаточно, хотя имена режиссёров вам ничего не скажут. Но я бы отважился сняться и у малоизвестного режиссёра, если бы сценарий меня хоть чем-то зацепил. Они все друг на друга похожи, и в них тянется шлейф моей эстрадной маски. Это нелюбопытно. Если и начинать в кино, то так же дерзко и наполнено, как в театре. В театре Виктюк вообще никак не учёл мой эстрадный опыт и просто наплевал на него - этим мне и ценен.

"Добро  и  зло"

- Виктюк  как-то  заявил,  что  этим  миром  правит  зло.  Вы  согласны  с  такой  формулой?

- Думаю, Виктюк просто занялся вплотную феноменом зла, анализом того, что в этом мире уравновешивает добро. Просто про добро уже сказано немало, а злом всегда занимались или брезгливо, или с опаской. В этом не видели силу, адекватную добру. Но ХХ век убедил, что после двух мировых войн, после ужасов Хиросимы и Чернобыля, после геноцида армян и еврейского Холокоста зло нуждается в анализе.

- А  борьбу  добра  и  зла  в  самом  себе  Вы  ощущаете?

- Конечно. Это вечный паритет. Моя профессия - это единственный способ гасить во мне всё, что связано со злом. Любой человек будет кокетничать, когда скажет, что не борется в себе с проявлениями чего-то порочного, недоброго, низменного.

"Мне  неуютно  в  тусовке"

- Ефим  Шифрин - человек  тусовки?

- Раньше я любил общение, но с годами понял, что мне наедине с собой совсем нескучно. В тусовке мне неуютно, и я нисколько не лукавлю.

- Насколько  уютно  Вам  было  в  тусовке  Пугачёвой  на  "Рождественских  встречах"?

- Это просто работа. С Аллой мы давно знакомы и даже в 1989 году вели вместе мартовский "Огонёк", и поэтому её приглашение сняться во "Встречах" меня не удивило. Включили камеру - и началась работа, мы ведь не на кухне сели сплетничать. Я не из её тусовки, но окружение и атмосфера мне понравились.

- А  что  там  была  за  история  с  брюками?

- А, эта?.. Когда мы сняли третий дубль (а меня снимали до пояса), я встал со стула и увидел, что во всю длину брюк размазана жвачка, которую я перед съёмкой вынул, а куда положил, не помнил. Видно, я на нервной почве раскатал её себе по коленям. Потом эти брюки благополучно отправились в морозилку к Леонтьеву, в доме которого всё происходило.

- Холодильник  помог?

- А это единственный способ жвачку отодрать.

"Одинокий  волк"

- Ваш  бенефис  носил  название  Вашей  же  песни - "Одинокий  волк".  Эта  метафора  Вам  близка?

- Возможно, я могу сказать о себе "одинокий", а волк подразумевает как бы дикость, злость - это вряд ли. Волком я себя не ощущаю - может быть, волчонком, так как иногда всё же кусаюсь. Я бы расшифровал эту метафору как образ человека не из стаи.

- И  всё-таки  одинокий - это  Вы  признали.  Любовь  для  Вас - миф  или  Вы  её  видели  в  этой  жизни?

- Не только видел, но и трогал, и год в её температуре побывал. Сегодня я из всех сравнений выбрал бы довольно циничное - я бы сравнил любовь с вирусом. Страсть, влюблённость, привычка - вещи, похожие на болезнь. То поэтическое восприятие любви, известное нам по томам забитых доверху библиотек, - это строки, продиктованные в момент болезни. А мне теперь гораздо интереснее излечивание, разрушение любви. Что будет, когда выздоровеешь? Любовь ведь не вечна. Ромео и Джульетта гибнут, тот закололся, эта легла на рельсы. А останься в живых - и что дальше? Я понимаю, что это сравнение хромает, но так понятнее. Мне интересно, смогу ли я заболеть ещё раз или уже выработался иммунитет.

- Значит,  пока  никаких  изменений  в  личной  жизни?

- Никаких. Как говорится, доступ к телу открыт…

- Кстати,  о  теле…  Вы  пишете  в  книге,  что  всегда  страдали  от  собственной  внешности:  слабый,  худой,  близорукий,  в  дурацких  очках…  Отсюда  Ваше  сегодняшнее  увлечение  тренажёрами?

- Для меня это важно, потому что я выхожу на сцену. Если бы у меня вырос зад или отвисла грудь, я потерял бы признаки людей, которых изображаю. Полспектакля в театре Вахтангова я провожу с голым торсом, и зрители не должны ужасаться при виде этого самого торса. Поэтому во время подготовки спектакля я зачастил в спортзал и особо налёг на тренажёры. Первые "охи" и "ахи" по этому поводу услышал уже на премьере, то есть результаты не замедлили сказаться.

- Значит,  тело  для  Вас - атрибут  профессии,  а  лично  Вам  это  интересно?

- Да лично мне тело уже совсем не нужно - я им почти не пользуюсь…

Жанна  КОМПАНЕЕЦ   
Previous post Next post
Up