Дом, в котором жил Райкин

Jun 02, 2009 14:28


В  начало

Аркадий  Райкин

Из  книги  "Воспоминания"


 "Родители увезли меня из Риги пятилетним, но во мне существует как бы мерцающее ностальгическое чувство к этому городу.

Образ раннего детства, невыразимо волнующий, почти музыкальный, отнюдь не фантазия, не причуда сентиментальной старости. Скорее, голос памяти, точка отсчёта эмоциональной и даже духовной биографии.

Двор был запретен, зато доступна была Эспланада, моя вотчина, средоточие моих страстей: всегда привольно и радостно, по воскресеньям ещё и торжественно. В воскресные дни по аллеям фланировали нарядные господа и дамы, играл духовой оркестр.

Помню, оркестр играет, а вокруг - всеобщее смятение: потерялся чей-то ребёнок, ищут и не могут найти. Вдруг дирижёр обрывает музыку, поворачивается к публике:

- Родители, не волнуйтесь, ваш ребёнок здесь.

Меня потрясло, что дирижёр, оказывается, наделён даром речи.

Отец изведал много лишений, прежде чем занял относительно безбедную должность лесного бракера в Рижском морском порту. В его обязанности входило встречать и контролировать груженые лесом суда и баржи, а также ездить в другие порты, где он отбирал и закупал образцы лесоматериалов. Он мало уделял нам внимания: работал не покладая рук. По праздникам он ходил в синагогу, соблюдая обряд, но не так истово, как дед, и нас, детей, не водил. Иногда я сопровождал его (мама редко ходила в синагогу). Помню кантора, который очень старался показать, что у него сильный голос. Но я совсем не понимал, о чём он поёт, и скучал.

В Майори я ездил с родителями поездом из Риги, и отец водил меня и сестёр (нашего младшего брата Максима ещё не было на свете) смотреть на пожарных с остроугольных поблескивающих медью касках, казавшихся мне золотыми.

По мосткам можно было дойти до купальни. Огороженная низким дощатым заборчиком, она казалась мне где-то далеко в море. За заборчиком тоже было море, но уже бескрайнее, уходящее за горизонт. Меня интересовало, можно ли и большое море огородить.

Теперь я точно знаю - нельзя, и это меня не огорчает. Но на многие другие вопросы у меня по-прежнему нет ответа".



Фото:  SvetRim



Последние  гастроли  в  Риге.  1988  год.

Встреча  на  вокзале

Фото:  Анатолий  Шутенков

Дом,  в  котором  жил  Райкин



Фото:  SvetRim

Прохожим в Юрмале, увидевшим великого артиста на расстоянии вытянутой руки, разговоров хватало на год. Где-нибудь в далёкой сибирской деревне или узбекском ауле такой счастливчик сотни раз пересказывал обстоятельства исторической встречи, добавляя всё новые и новые детали.



1988  год

Фото:  Анатолий  Шутенков

За каждым шагом импозантного человека с седой прядью в копне густых волос следили и местные мальчишки Нахим и Миша. О существовании друг друга они ещё не знали - их объединяла лишь невероятная любовь к этому Артисту. Спустя годы вчерашние юрмальчане будут регулярно встречаться на фестивале имени Аркадия Райкина как продолжатели его дела - Шифрин и Задорнов.

То, что фестиваль возник на нашей почве, закономерно. У Райкина Юрмала и Рига вызывали ностальгические светлые воспоминания и образы из детства. Каждое лето он отдыхал только здесь.



Фото:  SvetRim

В Риге он и появился на свет 24 октября 1911 года в семье Исаака Райкина, лесного бракера Рижского морского порта. Увлечение сына театром отец никогда не одобрял, хотя сам был прекрасным артистичным рассказчиком, умел имитировать голоса. "Если уж так тянет в артисты, то лучше уж, как в других приличных семьях, музыкой занимайся", - сказал глава семьи и купил сыну скрипку. На второй день Аркаша приспособил её для катания на льду, а сделав из смычка кнут, возил скрипку по снегу, как санки.

Добрая мама, которая великолепно пела, имея красивое сопрано, старалась защитить сына, скрывая его театральные похождения: тот каждый день бегал в театр, научившись проникать туда без билета.

Уже в Рыбинске, куда семья бежала из Риги в Первую Мировую войну, Аркаша, прихватив сестричек, отправился в цирк-шапито. Красочный шатёр во время представления запирался на огромные железные ворота. К ним и прибежал разъярённый отец и стал изо всех сил колотить в ворота, крича: "Отдайте моих детей! Отдайте!" Дома он пустил в ход ремень, сопровождая экзекуцию причитаниями: "Еврею быть клоуном - никогда!"

Так "вколачивался" талант в ставшего великим артиста. Когда в 1939 году на Первом Всесоюзном конкурсе артистов эстрады Райкину присудили второе место (первое не дали никому), председатель жюри композитор Дунаевский и Леонид Утёсов начали делать "ставки". Высказывали предположения, кто из лауреатов сколько лет будет иметь успех. Давали кому пять лет, кому десять. "А этот парень из Ленинграда долго будет иметь успех?" - спросил Дунаевский. На что Утёсов ответил: "Всегда!"

Из Риги семья Райкиных уехала, когда Аркадию было всего 5 лет, но память сохранила для него город. Артист вспоминал: "Двор был запретен, зато доступна была Эспланада, моя вотчина, средоточие моих страстей: всегда привольно и радостно, по воскресеньям ещё и торжественно. В воскресные дни по аллеям фланировали нарядные господа и дамы, играл духовой оркестр".

Детские воспоминания сохранили запах моря, нестройную игру оркестра, а точный адрес дома, в котором родился, стёрся. То ли улица Дзирнаву, 16, то ли 19…

Когда же президент фестиваля "Моrе смеха" Марк Дубовский решил восстановить справедливость и снабдить легендарный дом мемориальной доской, началась путаница. Оказалось, что на каждый из домов есть номер грунта - данные о земельном участке под зданием. И эти данные с адресами, указанными Райкиным, не совпали. Дубовский отправился в архив и вскоре выяснил настоящий адрес: улица Авоту, 4.

На этом доме торжественно и открыли памятный знак. Тогда же Семён Альтов чуть не довёл хозяев райкинской квартиры до инфаркта. Поднявшись на пятый этаж, он позвонил в дверь и с порога заявил хозяевам: "Придётся вам переезжать. Здесь будет музей Райкина, он тут родился". Жильцы, и не подозревавшие, в чьих пенатах они обитают, впали в ступор. Насилу успокоили. Ни этому дому, ни второму, куда Райкины переселились незадолго до отъезда в Россию - Дзирнаву, 119, создание музея не грозит, увы… Но есть наша память и не проходящая зрительская любовь.



Церемония  открытия  памятной  доски  ( апрель  1993  года )

Фото:  Анатолий  Шутенков

Однажды жена Аркадия Исааковича и его друг Зиновий Паперный уговорили Райкина прогуляться в Дубулты. Он отказывался: "Ну как тут гулять? Сразу же начнут останавливать и спрашивать: "Вы - Райкин? Нет, правда, это Вы?" Паперный пообещал оберегать друга от поклонников. Но первый же прохожий, идущий навстречу, остолбенел: "Вы - Райкин?!" Паперный бросился на защиту: "Просто удивительное сходство. Вы ошиблись". Прохожий потускнел. И тогда Аркадий Исаакович остановился и, отодвинув Паперного, сказал: "Не надо… Я - Райкин". Он понял, что не имеет права отнимать у человека радость. А прохожий ещё долго стоял на этом месте и счастливо улыбался, глядя вслед любимому Артисту.

Жанна  КОМПАНЕЕЦ

"Вечерняя  Рига"

24  октября  2003  года



Фотография  из  архива  Юрмальского  городского  музея
Previous post Next post
Up