Цитаты из
книги-альбома про Альфонса Муху:
«Фотографии Мухи делятся на три части: фотографии натурщиков для использования их в живописи; фотографии, сделанные в путешествиях, в первую очередь на Балканы (1912 год) и в Россию (1913 год), и фотографии семьи и друзей. Коллекция Фонда Мухи содержит фотографические документы: готовые снимки, проявленные и напечатанные им самим с пометкой, что они предназначены для живописи, и негативы, как на стекле, так и на плёнке. Муха начал фотографировать ещё в Мюнхене камерой, взятой напрокат. В Париже, получив признание и заработав достаточно средств, он купил себе хороший фотоаппарат. В 1896 году, когда художник перебрался в просторную студию на Валь-де-Грас, он приобрел две камеры: одну - 12х9 см и другую - 18х13 см. Стеклянные пластины он держал в деревянной коробке и всегда возил их с собой, куда бы ни отправлялся. Снимал Муха без каких-либо приспособлений или искусственного освещения, доверяя рассеянному свету в своей мастерской. Он всегда сам проявлял снимки в импровизированной тёмной комнате и сам печатал при дневном свете. Он не увеличивал снимков, контактные отпечатки вполне удовлетворяли его. В парижской студии Муха фотографировал фактически в естественных условиях, как правило, он не приглашал натурщиков на специфический проект. Напротив, художник предпочитал импровизировать, пробовать перед фотокамерой различные позы, обрабатывал все варианты, выбирал из них оптимальные, пригодные для нового заказа. Позже, по возвращении в Богемию, его фотографические композиции стали более прямолинейными, с явно рассчитанными на эффект поставленными позами.
Фотографии в мастерской
Петр Виттих
Во второй половине 1890-х годов Муха сделал выдающуюся серию фотографий. Модели позировали в его мастерской на Валь-де-Грас в Париже. Использование фотографии в качестве средства для предварительных эскизов было свойственно современникам Мухи. Фотографии Мухи являются более чем простой альтернативой наброскам, поскольку в них схвачена неподражаемая атмосфера его студии, образ его искусства, созданный им самим. В мастерской Муха принимал многих парижских художников, писателей, музыкантов. Поначалу он делил мастерскую с художником Полем Гогеном, и соответственно, Гоген часто становился героем его фотографий. Мастерская Мухи была также местом первых кинематографических сеансов, устраиваемых братьями Люмьер. На заднем плане этюдов с моделями, которые находятся в позах, типичных для плакатов Мухи в стиле Ар Нуво, можно видеть множество причудливых предметов: здесь и тряпичные животные, и восточные безделушки, и ткани, и культовые фигурки, книги, мебель - кое-что из этого дошло до наших дней.
Ян Млчох
Куратор фотоматериалов
Музея декоративных искусств, Прага
Живопись и фотография в 19-м веке были тесно связаны между собой. Первоначально фотография тяготела к традиции живописи золотого века, но вскоре она освободилась и сама стала влиять на живопись и другие виды изобразительного искусства. Художники для создания сложных композиций зачастую использовали фотографию в качестве метода изучения и построения фигур и драпировок, аранжировки сцен и пейзажей. Муха начал заниматься фотографией в Мюнхене и с годами добился многого в различных видах этого искусства. Он занимался уличными съемками во время поездок (Мюнхен - 1880-е годы, Париж, Москва - 1913 год); делал портреты и автопортреты; фотографировал в своей студии друзей и членов семьи; снимал пейзажи, делал этюды с моделей; создавал сложные композиции для картин Славянской эпопеи. Фотографии Мухи нельзя расценивать как простое дополнение к графике. Они, разумеется, вполне отвечая художественным запросам Ар Нуво, раскрывают свойства, присущие уникальному и независимому творчеству. Это подтверждается не только техникой, но и присутствием на снимках неидеальной, часто физически несовершенной натуры. Фотографии с удивительной точностью показывают, что таится по ту сторону зеркала, мы видим ключевые фигуры Belle Epoque: улыбающихся молодых женщин, чьи лица и фигуры порой довольно грубы. Для Мухи фотографии не являлись искусством, он делал их без приукрашивания, как получилось, так и получилось. Другое дело в графике; плакаты Мухи всегда отличаются элегантностью, его пастели чрезвычайно выразительны, они лишь далёкое эхо фотографий. Стоит вспомнить, что в те времена другие фотографы снимали и печатали свои снимки, прибегая к различным техническим уловкам, чтобы скрыть нежелательный натурализм оригиналов. Муха не ставил такой цели, его фотографическое наследие представляет собой уникальный пример съёмки этого периода - конца 19-го - начала 20-го века.»
Альфонс Мариа Муха (Alfons Maria Mucha, 24 июля 1860 - 14 июля 1939) Photograph of Alphonse Mucha, ca. 1899. 26,6x15,2 cm. Collection Gerard-Levy, Paris.
Альфонс Мариа Муха (Alfons Maria Mucha, 24 июля 1860 - 14 июля 1939) Photograph.
Альфонс Мариа Муха (Alfons Maria Mucha, 24 июля 1860 - 14 июля 1939) Self-Portrait, 1899. Oil on board, 21x32 cm. Mucha Museum, Prague, Czech Republic.
Mucha self portrait.
Автопортрет, Альфонс Муха одет в русскую рубаху. Париж, ок. 1898.
Self Portrait, 1907. 44x28,5 cm. Private Collection.
Photo Portrait of Jaroslava, c, 1930.
Portrait of Jaroslava, c. 1930. Oil on canvas, 82x65 cm. Mucha Museum, Prague, Czech Republic.
Портрет Ирже, 1925.
Portrait of Jiri, 1925. Oil on canvas, 72x65 cm. Mucha Museum, Prague, Czech Republic.
Фотография обнажённой модели, 1895.
Female Nude, ca. 1899. Photograph, gelatin silver print, 13,81х8,89 cm. Музей современного искусства, Сан-Франциско, США.
Alfons Mucha, Nude Study.
Untitled (study of a woman), 1918 by Alphonse Mucha.
Поль Гоген, Альфонс Муха, Людек Марольд, Анна ла Жаванез. Фото Альфонса Мухи, Париж, 1896.
Alfons Mucha (1860-1939) Paul Gauguin playing the harmonium in Alfons Mucha's studio at rue de la Grande-Chaumière, Paris, ca. 1895. Mucha Foundation.
Paul Gauguin, Paris. Modèle photographique pour la page 75 du Le Petit Français Illustré, 1893.
Paul Gauguin, Paris. Modèle photographique pour la page 75 du Le Petit Français Illustré, 1893.
Étude pour la page 75 du Le Petit Français Illustré. 1893. Aquarelle et encre de Chine sur papier, 29x22 cm. Collection privée
Modèle photographique pour la page 13 de "Les Chasseurs d'Épaves". 1898
Georges Price "Les Chasseurs d'Épaves" 272 pages. 27 x 19 cm. Reproduit initialement dans La Revue Mame.
Modèle photographique pour Le Départ des Hirondelles. Atelier Mucha, Paris.
Cocorico 5 octobre 1899 - N° 19 page 203 Le Départ des Hirondelles. 24x31 cm. France Doubs, Besancon - Biliothèque Municipale.
Modèle photographique pour Soleil. Atelier Mucha, Paris.
Étude pour Soleil. Plume et lavis sur papier, 40,8x32 cm.
Cocorico 5 avril 1899 - N° 7 page 59, Avril Soleil. Reproduit dans Zlata Praha, Besedy Lidu, Pestrý týden.
Magazine bimensuel satirique créé par Paul Boutigny (1854-1929).
Cocorico N 9 du 5 mai 1899, page 83. Effluves.
Étude pour Le Chant du Rossignol, 1899. Plume et lavis sur papier, 40,1x32,1 cm.
Cocorico 5 juin 1899 - N° 11 page 107, Le Chant du Rossignol.
Сover 1906.
Monaco, Monte Carlo, 1897. Lithograph, 108x74,5 cm. Private collection.
Модель, позирующая в мастерской Мухи ул. Валь-де-Грас, Париж.
Étude pour La Chaleur. Plume et lavis sur papier, 40,8x32 cm.
Cocorico N 16 du 20 aout 1899, page 167, La Chaleur.
Модели для создания иллюстраций в журнале Cocorico.
Cocorico N 3 du 1er fevrier 1899, page 21. La Bise.
Los Doce Meses, Febrero, 1889. Ilustración para la revista Cocorico.
Модель, позирующая в мастерской Муки, ул. Валь-де-Грас, Париж.
Reproduction de Banquet du 1er Mars 1898. Reproduit dans Volné Směry.
Lithographie colorée, 25,5x14 cm. Imprimerie F. Champenois, Paris. Collection Doi. 1898.
Modèle photographique pour la couverture. Atelier Mucha, Paris. 1897.
La Médecine Internationale Illustrée - Journal mensuel Couverture Février 1900 - N° 2, 27x19 cm.
Modèle photographique. Atelier Mucha, Paris. La position de la tête a été modifiée dans la composition finale afin de rendre la posture plus expressive et aguichante. 1897.
Étude pour l'affiche. 1898.
Lithographie de l'affiche, 1898. 63,5x45 cm. Imprimerie F. Champenois, Paris. Collection privée.
Alfons Mucha, model, ca 1900.
Mucha, Reference For Documents Décoratifs, Plate 1, 1899.
Reproduction de la planche N° 1 de Documents Décoratifs. 1899.
Alfons Mucha, Paris Illustré, 1903.
Ce modèle servit à illustrer l'article de Maurice Pillard Verneuil De l'emploi de la couleur en impression Trois impressions paru en 1902 dans Art et Décoration. Atelier Mucha, Paris, 1900.
Étude pour la couverture. 33x19 cm. 1900/
Émile Gebhart (1839-1908) Cloches de Noël et de Pâques. Plat I de couverture.
Art et Décoration. 1902.
Alphonse Mucha - Clôches de Noël et de Pâques Plate p 23, c.1900. Photographie du modèle posant pour l'illustration de la page 23. Il fut utilisé en Décembre 1905 pour illustrer The Delineator. Atelier Mucha, Paris.
Mucha, study for the cover of Cloches de Noël et de Pâques. Étude pour la page 23. 1900.
Émile Gebhart (1839-1908) Cloches de Noël et de Pâques. Page 23.
The Delineator, Décembre 1905. The Mother of Bartimeus.
Photographie du modèle posant pour l'illustration de la page 48 . Atelier Mucha, Paris. 1899.
Étude pour la page 48. Le dessin a été inversé à l'impression.
Émile Gebhart (1839-1908) Cloches de Noël et de Pâques. Page 48, 1900.
Photographie du modèle posant pour l'illustration de la page 77. Atelier Mucha, Paris. 1900
Émile Gebhart (1839-1908) Cloches de Noël et de Pâques. Page 77
Photographie du modèle posant pour l'illustration de la page Atelier Mucha, Paris. 1900
Photographie du modèle posant pour l'illustration de la page. Atelier Mucha, Paris. 1899
Photographie du modèle posant pour l'illustration de la page. Atelier Mucha, Paris. 1899
Modèle photographique pour Menu de Pique-Nique. Atelier Mucha, Paris. 1899.
Étude pour Menu de Pique-Nique. Aquarelle et fusain. 34,3x48,4 cm. La composition modifiée est reproduite dans Documents Lithographiques.
Almanach des Gourmands Menu de Pique-Nique. Bibliothèque Nationale de France.
Alfons Mucha model in studio in Paris.
Alphonse Mucha, Modèle posant, photographie, Mucha Foundation, ок. 1899.
Modèle photographique pour la planche 7. Atelier Mucha, Paris.
Documents Lithographiques, planche 7, ca 1900. Librairie Centrale Des Beaux-Arts.
l'habitation, photo. ул. Валь-де-Грас, Париж, ок. 1899.
Étude pour la couverture.
Alphonse Mucha (1860-1939), Portrait of a Lady, n.d.
Paul Durand. L'Habitation Pratique. 40x32 cm. Journal mensuel d'architecture.
Cover. L’Habitation Pratique, 1908.
Modèle photographique pour la couverture. Atelier Mucha, Paris. 1900.
Modèle photographique pour la couverture. Atelier Mucha.
Étude pour la couverture. Pastel sur carton, 30, 5x23, 5 cm. Collection Adolf Hoffmeister.
Dessin pour la couverture. Encre et lavis, 32,5x26 cm. Collection privée.
Couverture. Composition datée et signée Mucha, Paris, 1903. Ainslee's - The Magazine that Entertains.
Model for Figures Decoratives Paris, ca. 1901. Toned gelatin silver print. Модель, позпрующая в мастерской Муки, ул. Валь-де-Грас, Париж.
Modèle photographique pour la couverture. Atelier Mucha, Paris. 1899.
Le Chroniqueur de Paris. Couverture Jeudi 9 novembre 1903. 34x25 cm. Bibliothèque Nationale de France.
Modèle photographique pour la planche III.
Étude pour la planche III. Aquarelle et gouache sur papier, 61,5x43 cm. République Tchèque Brně - Moravská Galerie. 1906.
Everybody's Magazine, Nöel 1906 - Planche III. Blessed are they that mourn for they shall be comforted.
Mucha Reference For Emerald, ок. 1900.
Emerald. From The Precious Stones Series. 1900. Color lithograph. 67.2 x 30 cm.
Подготовительная фотография к Примуле. 1899.
La Primevere (The Primrose), 1899.
WINTER, 1896.
Winter, 1897. Decorative panel, 73x32 cm. Private collection.
Alfons Mucha Models in front of the main decorative panel of Bosnia and Herzegovina Pavilion for the Paris Exposition, 1900.
Study for the Bosnia-Hercegovina pavilion at the World Fair, Paris 1900. Toned gelatin silver print.
Panel, Bosnia and Herzegovina Pavilion, 1900.
Modèle photographique pour La Madonne aux Lys. New York. 1904.
Modèle photographique pour La Madonne aux Lys. Ce modèle déja utilisé pour Figures Décoratives est Jeanne, la fille des Freund Deschamps amis de Mucha. 1900.
Étude. Crayon sur papier.
Projet pour La Madonne aux Lys, 1903. Pastel, 123,9x99,8 cm. Collection Doi.
Variante de 1904, 74,6x55,9 cm.
Madonna of the Lilies. 1905. Oil on canvas. 247x182 cm. Mucha Museum, Prague, Czech Republic.
Photographie. Mucha posant devant La Madonne aux Lys. New York. 1905.
Plačící Madonna. Couverture.
Фотографический этюд для панно "Трагедия" Немецкого театра в Нью-Йорке, 1908.
Étude photographique pour Tragedy.
Étude photographique pour Tragedy.
Étude pour Tragedy. Tempera et huile sur toile 117 x 58,5 cm.
Этюд для Комедии, Немецкого театра в Нью-Йорке, 1908.
Étude pour Comedy (portrait de la nièce du Dr. Baumfeld). Crayon et gouache sur papier, 38x31,2 cm.
Étude pour une couverture de programme pour le Deutsches Theater. Aquarelle et gouache sur papier. Collection Mort Kuntsler.
Étude pour Comedy. Tempera et huile sur toile, 117x58,5 cm.
Mucha peignant Comedy.
German Theatre (Deutsches Schauspiel Haus- Irving Place Theatre).
Étude photographique pour Truth.
Étude photographique pour Truth.
Étude photographique pour Truth, 1908.
Étude photographique pour Truth.
Étude photographique pour Truth.
Étude pour Truth. Pastel sur contreplaqué, 84,5x196 cm.
Étude pour Truth. 1908
Étude pour Truth (The Birth of Beauty). Tempera et huile sur toile, 38,5x128 cm.
Mucha peignant Truth. Reproduit dans Zlatá Praha.
Заль-де-Грас, Париж, ок. 1900.
Валь-де-Грас, Париж, ок. 1898.
Модель, позпрующая в мастерской Мухи, ул. Валь-де-Грас, Париж, ок. 1898.
Étude photographique pour la couverture de Janvier 1922.
Étude pour la couverture de Janvier 1922.
Hearst's International. Janvier 1922.
Étude photographique pour la couverture de Février 1922.
Hearst's International. Février 1922.
Étude photographique pour la couverture de Juin 1922.
Hearst's International. Juin 1922.
Étude photographique pour la couverture de Juillet 1922.
Hearst's International. Juillet 1922.
Подготовительная фотография к Принцессе гиацинте. 1911 Photographie du modèle pour l'affiche du spectacle. Anna Sedláčková (alias Andula Sedlácková), la plus grande actrice tchèque de son époque, pose à Prague pour l'affiche Mucha.
Étude pour l'affiche. 1911.
Étude pour l'affiche, 1911. Encre et aquarelle sur papier, 114x84 cm.
Princess Hyacinth, Affiche, 1911. Colour lithograph, 125,5x83,5 cm. Imprimerie V. Neubert, Smichov.
Model Study, c.1895-1919. ул. Валь-де-Грас, Париж, ок. 1898.
Slavia, 1896. Color lithograph.
Модель, позирующая в мастерской Муки ул. Валь-де-Грас, Париж, ок. 1900.
6th Sokol Festival, 1912. Color lithograph, 168,5x82,3 cm.
Mucha Reference For Regional Exhibition in Ivancice Poster.
Regional Exhibition in Ivancice, 1912. Color lithograph, 93x59 cm.
Mucha Reference For Spring Festival Poster.
Mucha Poster for The Spring Festival of Song & Music in Prague, 1914.
Mucha himself and his daughter, Jaroslava reference for poster, 1926.
Poster for DeForest Phonofilm, 1927.
Photograph Study For BankNote, 1919.
Czechoslovakia, 50 korun, 1929. Designed by Alfons Mucha, engraved by Karel Wolf. Collection of Vsevolod Onyshkevych.
Modèle photographique.
Étude. 29 x 21,5 cm. Collection privée.
František Luska (1888-1942). Slavia starostlivým matkám, 1934, 24x16 cm, 32 pages.
The Slavonic epic poem: Jan Milic of Kromeriz (1372). Étude photographique.
The Slavonic epic poem: Jan Milic of Kromeriz (1372). Étude.
The Slavonic epic poem: Jan Milic of Kromeriz (1372). Étude photographique.
The Slavonic epic poem: Jan Milic of Kromeriz (1372). Étude photographique.
The Slavonic epic poem: Jan Milic of Kromeriz (1372). Étude.
The Slavonic epic poem: Jan Milic of Kromeriz (1372). Étude photographique.
The Slavonic epic poem: Jan Milic of Kromeriz (1372). Étude. Fusain sur papier, 43,5x29,5 cm.
The Slavonic epic poem: Jan Milic of Kromeriz (1372). Étude. Fusain sur papier, 52x35,5 cm.
The Slavonic epic poem: Jan Milic of Kromeriz (1372). Etude. Pastel sur papier, 52x35,5 cm.
The Slavonic epic poem: Jan Milic of Kromeriz (1372). Tempera sur toile de lin, 610x405 cm. 1916.
Modèle photographique pour Naše písen. 1921.
Naše písen. 100x138 cm. N.b. la composition est officiellement datée de 1930, toutefois les éléments figurant ci-dessous indiquent une date d'achèvement proche de 1922.
Calendrier Doskočil a Stachý pour 1924.
Modèle photographique pour Nuit d'Hiver. 1925.
Étude pour Nuit d'Hiver.
Étude pour Nuit d'Hiver, 1920. Huile sur toile, 73x60 cm.
Étude pour Nuit d'Hiver.
Nuit d'Hiver, 1925. Huile sur toile, 300x201 cm.
Photographie Mucha peignant Nuit d'Hiver.
Affiche pour l'Imprimerie Cassan Fils.
Affiche pour l'Imprimerie Cassan Fils, 1895. Lithographie. 179x72,5 cm. Imprimerie Cassan Fils, Toulouse.
Model for Medea, 1898.
Model for Medea, 1898.
Etude for Medea, 1898.
Alfons Mucha (1860-1939) Medea, 1898. Lithograph, 206x76 cm. Private collection
Modèle photographique. Atelier Mucha, Paris.
Étude pour l'affiche. 33, 5x21 cm. Elle fut finalement utilisée en couverture de programmes.
Programme pour L'Aiglon, publié par L'Illustration. 1900.
Diadème pour la tiare créée par Mucha pour La Princesse Lointaine. Bibliothèque-Musée de l'Opéra, Paris.
Sarah Bernhardt dans La Princesse lointaine, Reutlinger Studio, Paris. Photographie, 1895.
Sarah Bernhardt. 1896. Color lithograph.
French-born actress Sarah Bernhardt as Hamlet, 1899.
Hamlet, 1899. Lithograph, 205,7x76,5 cm. Private collection.
En la imagen Alfons Mucha sobre una escalera trabajando para el cartel de la imprenta Cassan Fils. París, 1896.
Photoportrait Mucha atelier, about 1900.
Fotografía de Alfons Mucha en su estudio.
Москва. Фото Альфонса Мухи, 1913.
Отдельные книги, посвященные творчеству Альфонса Мухи как фотографа:
Alfons Mucha Fotografem, 1984.
Alfons Mucha Fotografem, 1982.
+