Часть 1 Часть 2 Продолжим путешествие по Вокзальной улице в Рубцовске. Наконец-то мы приближаемся к сердцу этой улицы - непосредственно к вокзалу, давшему ей название когда-то.
Двигаясь на юг, мы попадаем в ту часть Комсомольской, где начинается Старый Город - дозаводской, дотракторный, довоенный. А иногда и дореволюционный. Я думаю, что это будет заметно по фото - здесь все другое. Сама аура этого отрезка улицы - другая. Как будто вы очутились в другом месте и в другое время.
Часть 3. От переулка Садового до ...... почти до проспекта Рубцовского.
На Вокзальной улице
Блекнет на небе звездный пояс
По дорогам, по улицам
Прочь.
Проезжающий скорый поезд
Разгоняет гудками
Ночь.
И светлеет на снежных улицах,
Потускневшие фонари,
Расставаясь со мглой, сутулятся
И теряются до зари.
Огоньки висят, будто капельки.
Еще в городе ни души.
Но гляди - это школьный дежурный
На ходу одеваясь спешит.
И пойдет, тишину взбудораживая,
В шапках, в беретах рабочий народ.
Вниз по Вокзальной - на тракторный,
Вверх - на Алтайский Сельмашзавод.
С добрым утром вас!..
Ветер быстрый,
Рыхлый снег шелестит в ногах.
Я работаю на Вокзальной,
От автобуса в трех шагах.
Каждым утром об эту пору -
Пору раннюю до восьми -
Оживает сибирский город,
Чтобы в ногу по жизни идти.
Хорошо в это время, не мешкая,
Потеряться в рабочей толпе,
«Заболеть» той здоровой спешкою,
В такт которой хочется петь.
Белою шубой в зиму укутанный,
Вечно работай, живи, будь здоров,
Город строек и общежитий,
Город парков, машин, тракторов!
(А. Полушкина)
Ниже - несколько старых зданий на подходе к вокзалу. Вот это - отремонтировано и обшито сайдингом.
Здание детского сада "Родничок".
3.
4.
Здание средней школы № 19 (бывшая 112-я). 112 школа относилась к ведомству железной дороги и была организована в 1917 году из одноклассного училища, где учились дети железнодорожников участка дороги от Алейска до Аула. Первоначально школа располагалась в деревянных корпусах по улице Локомотивной. Помимо учебных комнат, там же был интернат для проживания детей рабочих с разъездов и маленьких станций. Нынешнее здание школы было возведено в 1936 году и когда-то считалось лучшим школьным зданием в городе. В годы войны в нем размещался военный госпиталь, а школа была вновь переведена в старые корпуса на Локомотивной. Там ей пришлось ютиться аж до 50-х годов, так как после войны здание на Вокзальной занял Рубцовский машиностроительный техникум. Кстати, само здание в те годы было меньше. Пристроенных "крыльев", которые видно на фото, изначально не было. Уже потом, когда школа расширялась, появилась потребность в дополнительной площади. В 1998 году школа была передана городу и получила номер 19. В ней есть музей, посвященный непростой и интересной школьной истории.
5.
Здания, близлежащие к вокзалу, скорее всего, тоже постройки где-то 20-30х годов.
6.
"Шубой" такие дома покрывали позднее. А вот этот дом как две капли воды похож на следующий за ним деревянный. Возможно, он тоже из дерева и позже оштукатурен был...
7.
Ну и, наконец, вокзал. Вокзал в нашем городе, я считаю, прекрасен. Как снаружи, так и внутри. Что бы, может быть, ни говорили противники современной архитектуры. Я как вижу наш вокзал, всегда им любуюсь. Мне нравится, что в нем нет архитектурной вычурности и собранности всего в кучу, когда здание выглядит так, как будто его собирал из конструктора трехлетний ребенок, перепутал все части и слепил "башенку" из того, что попало под руку. Многие современные постройки этим грешат, да. Но вокзал наш не такой. У него прослеживаются классические формы. Точнее, его стиль как определяют как классический с элементами русского модерна. А уж по сравнению с прежним нынешний вокзал - просто дворец. Построен он был в конце 2004 года на месте разрушенного старого. Но об этом позже.
8.
Вот деревянный дом, о котором речь шла выше. Не знаю, может я и ошибаюсь и деревянные дома не штукатурят. Но уж очень эти два дома похожи, и у них идентичная глухая торцовая стена. В других домах сбоку обычно делают окна.
9.
Деревянные дома, видимо, относятся ко времени постройки железной дороги. То есть, где-то период с 1914 по 1920-е годы.
10.
Бабушка торгует разноцветными детскими вертушками.
11.
Вид на перрон (фото весны 2015 года). Вообще вся прилегающая к вокзалу территория прекрасно благоустроена.
12.
А вот таким был старый вокзал. Здание типовое, обычное для наших мест. Построен он был в 1914 году. Тогда Рубцовск еще не был городом. А для провинциального села этот вокзал выглядел вполне солидно. Для его строительства жители использовали камень с каменоломни на Каменной речке, которая сейчас имеет статус памятника природы краевого значения. А также возили лес с дальнего кордона за десятки коилометров, самостоятельно обжигали кирпич за Алеем.
13.
Фото из коллекции Е. Голикова, Рубцовск (с сайта zap-sib-rail.narod.ru)
Нашла цветное фото. На вид - примерно конец 70-х - 80-е годы. Я помню старый вокзал именно таким - серо-зеленым. Потертые деревянные двери, зал ожидания со светло-желтыми деревянными отполированными сиденьями, старинный справочный стенд с названиями поездов. А еще та непередаваемая атмосфера какой-то неприкаянности, казёнщины и провинциальной тоски ничейной территории, какую несут такие старые вокзалы. Они вроде и в городе, но городу уже не принадлежат. Когда вступаешь под их своды - становишься человеком без роду и племени, безымянным пассажиром.
Рядом - красивые фонари, вазоны с цветами.
14.
Фото с сайта rub.altai.su
Вид со стороны перрона. Тоже, наверное, 60-е - 70-е годы.
15.
Фото из коллекции Е. Голикова. Рубцовск (с сайта zap-sib-rail.narod.ru)
А вот более раннее фото. На нем хорошо видно, что здание еще не имеет отделки "под шубу". У него здесь более традиционный дореволюционный вид кирпичного здания, побеленного или слегка оштукатуренного, с выделяющимися рельефными наличниками над окнами. Поздняя "шубная" отделка повторила в своем декоре форму этих наличников.
Деревянный дом, что виден позади вокзала, сейчас снесен, но сохранились другие. А небольшое возвышение-башенка чуть правее центра фото - скорее всего, клуб железнодорожников. Мы к нему еще подойдем.
16.
Фото из коллекции Е. Голикова, Рубцовск (из интернета)
Старинное здание рядом с вокзалом сохранилось. Вот приблизительно такой фактуры был старый вокзал в довоенные годы.
17.
Видите почтовый ящик? Можно прямо не отходя от вокзала отправить письмецо.
18.
Здание с разрушенной крышей. В нем вроде как раньше были кассы автовокзала, а потом, на время строительства нового здания - и железнодорожные кассы.
19.
Мемориальный комплекс, посвященный героям Великой Отечественной войны на привокзальной площади я снимала в мае 2015 года. Этой зимой не стала снимать из-за неподходящего освещения. Комплекс был открыт в 1973 году. В 1999-2000 годах - реконструирован и приобрел современный вид. В центре композиции - вечный огонь.
20.
Скульптура "1941 год". Боец, придерживающий раненого товарища.
21.
Памятник вблизи. Сразу за памятником начинается красивый сквер имени 21-го гвардейского стрелкового полка.
22.
Деревья в сквере уже большие. На территории есть фонтан.
23.
С другой строны привокзальной площади старый деревянный дом снесли и на его месте построили ГК (гостиничный комплекс?) "Привокзальный". Видимо, еще не открылся.
24.
Центральная аллея сквера.
25.
Рубцовчане - герои Советского Союза.
26.
Покидаем привокзальную площадь и идем дальше на юг. Рядом с вокзалом сохранились еще старые деревянные дома - очень колоритные.
27.
Если свернуть во двор, можно увидеть такой вот древний сарай.
28.
Дома со двора. Наверное, они даже с печным отоплением, судя по закопченным трубам на крыше. Когда здесь находишься, кажется, что время остановилось.
29.
Комсомольская. Вид на север. В этой части улица с одной стороны застроена старыми домами - двухэтажками, а с другой - идет старинный же частный сектор, находящийся здесь тоже с начала прошлого века. Конечно, со временем его остается все меньше - место старых домов иногда занимают новые. А то и целые отрезки застройки сносятся, чтобы уступить место очередному торговому центру. Но в целом из-за окраинности района здесь сохраняется аутентичная частная застройка, что мы и увидим дальше.
Вообще, покидая привокзальную площадь, мы покидаем и оживленную часть Комсомольской улицы, вступая на территорию с одной стороны более глухую и патриархальную, чем все, что мы видели раньше. (Здесь на всем лежит непередаваемый налет ветхости и старины. Редко встретишь людей. В связи с чем здесь зимой проблема с тротуаром - он превращается в узкую тропинку посреди полутораметровых сугробов. Эта тропинка иногда идет где-то в низинке, и тебя почти не видно с дороги, спрятавшегося в снежном коридоре. А иногда скользко взбирается на верхушку сугроба, так что приходится лезть следом и помогать себе руками). Но с другой стороны - машинное движение по улице не прекращается, хоть и становится поменьше. По Комсомольской, как ближайшей к загородной трассе улице, идет транзитный трафик междугороднего автотранспорта через город. Это обстоятельство не придает этой части улицы обжитости и уюта. Старые домики постепенно вытесняются торговыми центрами, рассчитанными на сферу обслуживания автомобилей. Зеленых насаждений все меньше. В общем, былой ансамбль улицы нарушен, она здесь становится все более нежилой.
30.
Очень старый довоенный дом, давно не было ремонта.
31.
Этот поновее выглядит, отделка в прекрасном состоянии.
32.
И вот мы подходим к печальному памятнику прошлого - тому, что осталось от клуба железнодорожников "Красный Октябрь". Точную дату постройки клуба я не нашла, это были примерно двадцатые годы прошлого века - когда закончилась гражданская война и был период восстановления транспортной инфраструктуры в стране. В клубе демонстрировались фильмы, проводились танцы, существовали кружки художественной самодеятельности и т.д. В годы войны в здании клуба размещался второй батальон Рубцовского пехотного училища. Вообще, по "Красному Октябрю" в интернете критически мало информации, что очень удивительно. И старых фотографий я тоже не нашла. Сейчас, как вы видите, здание заброшено. В нем был пожар. Многие окна выбиты или распахнуты настежь, двери тоже. Наверняка в заброшенном здании, никому не нужном, собираются какие-нибудь подозрительные личности. Территория вокруг заросла кустами, летом здесь вообще ничего не видно. Рядом с клубом - такой же заброшенный, заросший Железнодорожный парк.
33.
На удивление хорошо сохранилась внешняя отделка.
34.
Железнодорожный парк. В летнее время это совершенно непролазная глухая чаща. Да и сейчас видно, насколько он загущен молодой порослью деревьев. Парк был заложен на общественных началах рабочими депо в 1926 году. Здесь были организованы аллеи для народных гуляний, проведено электричество, сделана танцплощадка. Демонстрировались фильмы под открытым небом. То есть, это было уютное и популярное место отдыха горожан. Постепенно парк пришел в запустение, и в 1976 году его рекоструировали, обновили посадки, проредили. Парк тогда получил вторую жизнь. В следующий раз парк расчищался в начале двухтысячных. Тогда опять посадили новые деревья, заложили аллею и установили памятный камень, посвященный жертвам Беслана (установлен в 2004 году). Клуб тогда еще работал. Было высажено около 200 берез и вязов. Сейчас все жутко заросло и я даже не знаю, где искать этот памятный камень. Летом здесь с дороги кусты стоят глухой стеной, а зимой - вы сами видите - кругом та же поросль и сугробы. Здесь никто не ходит и просто страшно.
35.
Вход в клуб. Что характерно, мимо протоптана тропинка. Скорее всего, тут ходят люди, живущие в домах с той стороны.
Мне очень жаль, что у клуба такая печальная судьба. Я была в нем всего один раз. Училась тогда во втором классе, и мы ходили с мамой сюда на концерт заезжего советского экстрасенса Юрия Горного (кстати, алтайского уроженца, он из села Локоть). Он тогда показывал разные фокусы по угадыванию чисел, поиску спрятанных предметов - что-то такое). В общем, клуб ужасно жалко, и парк тоже. Эта страница истории улицы уходит в прошлое. Как и сама здешняя улица двадцатого века, которая в прежнем виде, наверное, скоро перестанет существовать.
36.
Вот эти дома находятся на территории парка. Не знаю, что в них.
37.
Следом за парком идет узенькая Локомотивная улица, в торце которой на границе железнодорожных путей прямо с дороги видна вот эта прекрасная старинная водонапорная башня.Тоже, видимо, постройки начала двадцатого века. За башней - здания локомотивного депо. Их совсем недавно обшили сайдингом, а до этого они были, как и башня, красновато-кирпичного цвета. Депо строилось до революции (1914 год) со строительством железной дороги и станции. В локомотивном депо есть музей, но я не знаю, как туда попасть.
38.
Идем дальше. Современное здание - главный офис "Ростелекома". Здание какое-то громоздкое и некрасивое, слишком большое для этой улицы. Да и вообще слишком большое.
39.
Рядом - старая швейная фабрика. В советское время работницы фабрики иногда выбрасывали в окна огромные бобины с дефицитными тогда нитками, а местные дети об этом знали, шарили по кустам под окнами и тащили эти разноцветные катушки себе в дом)).
40.
Дальше идут несколько фоток, сделанных прошлой весной. Не стала их переснимать по-новой.
Красивый дом.
41.
За ним - жилые дома, где раньше, вероятно жили железнодорожники. А теперь - все подряд.
42.
Живописный дворик.
43.
Тут, конечно, места удивительные, с большой концентрацией старинных построек. Это еще все снято без углубления в микрорайон.
Смотрите, какой необыкновенный дом! Рядом стоит еще один такой же. Как будто из какого-то средневекового города.
44.
Дальше покажу частный сектор с другой стороны улицы. Домишки здесь маленькие, деревянные или глинобитные. Покосившиеся, лепящиеся друг к дружке.
45.
Вид на север. Белая многоэтажка - новая. А примерно на месте вон того красно-серого монстра - торгового центра - когда-то стоял маленький домик с синей верандой, увитой вьюном, где я часто бывала в детстве. Да, Комсомольская в Старом Городе - одна из улиц моего детства. И я хорошо помню, какая она была. Зеленая и тенистая, спокойная и неторопливая, с солнечными пятнами на узеньких асфальтовых дорожках; с медленно сгущающимися сумерками, засыпающими в уголках почерневших старинных домов и зарослях кленов; с седой пылью; с гудками поездов на железной дороге, которая тут совсем рядом. Очень жаль ту Комсомольскую, она изменилась до неузнаваемости. Я еле нашла то место, где стоял дом моей сестры. Нет больше ни тротуара с трещинками на асфальте, ни кустов сирени. Ни соседних домов, где жили другие дети, их родители, бабушки... Кругом какие-то магазины, заборы, шиномонтажки. Вырублены тенистые клены. Все, все не то. Если так пойдет дальше, то скоро снесут последние домишки, понастроят новых шиномонтажек, ремонтных мастерских и торговых центров, обслуживающих транспортный трафик, и окончательно выживут людей с этой улицы, превратив ее из жилой в техническую. Очень, очень жаль.
46.
Полдома).
47.
Из двора этой милой избушки с синими окошками меня облаяла злобная собачка. Лаяла, аж заходилась визгом. Но перепрыгнуть маленький заборчик не решилась)).
48.
49.
Напротив домов на другой стороне - стадион "Локомотив". Я всегда считала, что он недействующий. Но вроде в интернете пишут, что используется. Часть деревьев вокруг стадиона тоже вырубили. Раньше вдоль дороги стояла сплошная стена зеленых тополей.
Дом на территории стадиона с граффити на стене. Хотела подойти поближе, чтобы сфотографировать. Но выяснилось, что по той стороне нет тротуара вообще. Один сплошной сугроб((.
50.
Старый дом в районе переулка Гражданского. Интересная отделка на некоторых окнах.
51.
А этот заштукатурен только до второго этажа. В нем был раньше 62-й магазин, продуктовый.
52.
Типовая двухэтажка с узнаваемым чердаком и баллюстрадами. Такие были в прошлом посте.
53.
Ну и все, на этом старинная застройка заканчивается, дальше в основном частный сектор хаотичный и технические здания. Такая ситуация тянется дальше до проспекта Рубцовского .
54.
Вот примерно так. Сохранившиеся местами частные дома, а за ними уже пятиэтажки пошли. Я была нацелена идти дальше, но неожиданно в райне вот этого желтого домика кончилась тропинка. Она просто уперлась в двухметровый сугроб. Дальше ни по одной, ни по другой стороне дороги нет, только проезжая часть. В принципе, я только немного до
Рубцовского проспекта не дошла - пару сотен метров. А за Рубцовским до Сельмашской тянется слошной частный сектор, там особо нечего смотреть. Поэтому я свой рассказ про улицу Комсомольскую заканчиваю. Про такую разную улицу, будто бы идущую сквозь время.
55.
56.