Читая Библию. Ветхий Завет. Исход. Часть 1

Jul 27, 2013 20:44


Отдохнув и ментально востановивщись после прочтения Бытия ( http://lastdruid75.livejournal.com/2357.html), я взял в руки (виртуально конечно же) вторую книгу Библии - Исход. Судя по названию и по моим обрывочным воспоминаниям, книга должна повествовать о выходе евреев из Египта.

Как говорится, поехали.


Начинается первая глава с повествования о том, что размножились сыны израилевы в Египте и  фараон испугался что они могут оказаться неверные ему в случае войны.
1-5. Всех же душ, происшедших от чресл Иакова, было семьдесят, а Иосиф был уже в Египте.
1-6. И умер Иосиф и все братья его и весь род их;
1-7. а сыны Израилевы расплодились и размножились, и возросли и усилились чрезвычайно, и наполнилась ими земля та.
1-8. И восстал в Египте новый царь, который не знал Иосифа,
1-9. и сказал народу своему: вот, народ сынов Израилевых многочислен и сильнее нас…
Предположим что между смертю Иосифа и описываемыми событиями прошло некоторое время. Сразу встает вопрос - сколько должно пройти времени чтоб из 70 человек, пришедших в Египет выросла популяция, соперничающая с коренной по численности? 100? 200? А может тысяча? Какой промежуток таится между первой и второй книгой Бытия?
Другой вопрос, если такое событие имело место, отразилось ли оно в египетских хрониках? Кто-нибудь находил информацию о заполнении Египта евреями?
Допустим это могло случится. Читаем далее. Новый египетский фараон придумал загружать еверев работой, чтоб ослабить их:
1-11. И поставили над ним начальников работ, чтобы изнуряли его тяжкими работами. И он построил фараону Пифом и Раамсес, города для запасов.
1-12. Но чем более изнуряли его, тем более он умножался и тем более возрастал, так что опасались сынов Израилевых.
1-13. И потому Египтяне с жестокостью принуждали сынов Израилевых к работам
1-14. и делали жизнь их горькою от тяжкой работы над глиною и кирпичами и от всякой работы полевой, от всякой работы, к которой принуждали их с жестокостью.
Ход рассчетливый и жесткий. Но он не идет ни в какой сравнение за следующим:
1-15. Царь Египетский повелел повивальным бабкам Евреянок, из коих одной имя Шифра, а другой Фуа,
1-16. и сказал: когда вы будете повивать у Евреянок, то наблюдайте при родах: если будет сын, то умерщвляйте его, а если дочь, то пусть живет.
1-22. Тогда фараон всему народу своему повелел, говоря: всякого новорожденного у Евреев сына бросайте в реку, а всякую дочь оставляйте в живых.
В это поверить даже сложнее, чем в то, что евреи заполонили Египет. Ведь если допустить что еверейский народ, цитирую “народ сынов Израилевых многочислен и сильнее нас”, то какой правитель осмелится раздавать приказы о умерщвлении детей этого народа? Это тоже самое что поджигать бочку с порохом у себя под попой. Один шаг от восстания и революции. Чем же ответил еверейский народ на такие чудовищные меры по отношении к нему?

Глава вторая.
Вы все еще ждете описание еврейского восстания, свержения фараона и установления Еврейской Демократической Республики на обломках тоталетарного Египетско-Рабовладельческого государства? Не дождетесь! Ничего не было. Никакого возмущения, роптания, восстания. Глава вторая начинается как будто новая книга:
2-1. Некто из племени Левиина пошел и взял себе жену из того же племени.
2-2. Жена зачала и родила сына и, видя, что он очень красив, скрывала его три месяца…
(Книга Исход 2:1,2)
Что произошло? Почему многочисленный и сильный народ не воспротивился собственному геноциду? Об этом Библия умалчивает.
Ну да Бог с ними, отметим недоразумение галочкой и пойдем дальше.
В этой глава рассказывается о рождении Моисея. Как мы видим из стиха 2-2, Моисея скрывали три месяца после его рождения. И, скорее всего, не потому что он был красив, а потому что хотели чтоб его не убили. Читаем что было дальше:
2-3. но не могши долее скрывать его, взяла корзинку из тростника и осмолила ее асфальтом и смолою и, положив в нее младенца, поставила в тростнике у берега реки,
2-4. а сестра его стала вдали наблюдать, что с ним будет.
2-5. И вышла дочь фараонова на реку мыться, а прислужницы ее ходили по берегу реки. Она увидела корзинку среди тростника и послала рабыню свою взять ее.
2-6. Открыла и увидела младенца; и вот, дитя плачет; и сжалилась над ним и сказала: это из Еврейских детей.
2-7. И сказала сестра его дочери фараоновой: не сходить ли мне и не позвать ли к тебе кормилицу из Евреянок, чтоб она вскормила тебе младенца?
2-8. Дочь фараонова сказала ей: сходи. Девица пошла и призвала мать младенца.
2-9. Дочь фараонова сказала ей: возьми младенца сего и вскорми его мне; я дам тебе плату. Женщина взяла младенца и кормила его.
Что у нас получается? Весь ешипетский народ вкупе с фараоном ненавидит евреев, а дочь фараонова берет к себе еврейское дитя на воспитание? И  никто из служаное не проболтался? Если у египтян такие жалостливые сердца, зачем изнурять их тяжелой работой и убивать детей мужского пола?
Зато у Моисея сердце оказалось не столь жалостливое:
2-10. И вырос младенец, и она привела его к дочери фараоновой, и он был у нее вместо сына, и нарекла имя ему: Моисей, потому что, говорила она, я из воды вынула его.
2-11. Спустя много времени, когда Моисей вырос, случилось, что он вышел к братьям своим сынам Израилевым и увидел тяжкие работы их; и увидел, что Египтянин бьет одного Еврея из братьев его.
2-12. Посмотрев туда и сюда и видя, что нет никого, он убил Египтянина и скрыл его в песке.
Как вам такой поворот сюжета? Посмотрев по сторонам, нисколько не сумневавшись отправляет злостного египтянина прямиком на встречу с Анубисом.
Не буду повторять все факты, буду лишь останавливаться на непонятных и  запутанных вопросах.

Глава 3.
Моисей встречает Бога, который говорит Моисею, что пора бы выводить народ Израиля из Египта.
Заканчивается глава следующими стихами:
3-19. Но Я знаю, что царь Египетский не позволит вам идти, если не принудить его рукою крепкою;
3-20. и простру руку Мою и поражу Египет всеми чудесами Моими, которые сделаю среди его; и после того он отпустит вас.
3-21. И дам народу сему милость в глазах Египтян; и когда пойдете, то пойдете не с пустыми руками:
3-22. каждая женщина выпросит у соседки своей и у живущей в доме ее вещей серебряных и вещей золотых, и одежд, и вы нарядите ими и сыновей ваших и дочерей ваших, и оберете Египтян.
Если Бог может давать милость народу в глазах египтян, почему бы сразу не дать эту милость? Зачем принуждать рукою крепкую фараона?
Ну и понравилась последняя фраза. Оказывается, евреи не просто уйдут, а еще и оберут при этом египтян ;)
Вспоминая Бытие, понимаю, что не в еврейских традициях уходить с пустыми руками :)))
Причем когда я пишу или говорю что-то про евреев, я не отношусь к ним по антисемитски. Я искренне верю что в любой национальности есть хорошие и плохие, добрые и злые. Есть общие характерные черты менталитета, есть исключения.  Так что если у читающих есть еврейсие корни - пожалуйста не обижайтесь. Ничего личного, как говорится.
Глава 4я.
Наставление Моисея на возвращение в Египет для агитации народа.
В этой главе смущают два момента.
4-21. И сказал Господь Моисею: когда пойдешь и возвратишься в Египет, смотри, все чудеса, которые Я поручил тебе, сделай пред лицем фараона, а Я ожесточу сердце его, и он не отпустит народа.
Зачем Господу ожесточать серце фараона чтоб он не пустил народ из Египта? Это полностью противоречит его плану, высказанному Им в предыдущей главе:
3-8. и иду избавить его от руки Египтян и вывести его из земли сей в землю хорошую и пространную, где течет молоко и мед, в землю Хананеев, Хеттеев, Аморреев, Ферезеев, Евеев и Иевусеев.
Второй момент. Следующие три стиха тяжело связать с тем что до и после них:
4-24. Дорогою на ночлеге случилось, что встретил его Господь и хотел умертвить его.
4-25. Тогда Сепфора, взяв каменный нож, обрезала крайнюю плоть сына своего и, бросив к ногам его, сказала: ты жених крови у меня.
4- 26. И отошел от него Господь. Тогда сказала она: жених крови - по обрезанию.
Кого хотел Господь умертвить? Кто такая Сепфора?
До них идут два стиха:
4-22. И скажи фараону: так говорит Господь: Израиль есть сын Мой, первенец Мой;
4-23. Я говорю тебе: отпусти сына Моего, чтобы он совершил Мне служение; а если не отпустишь его, то вот, Я убью сына твоего, первенца твоего.
Означает ли это что Сефора жена фараона, а речь идет о его первенце?
После этих трех загадочных стихов повествование сразу переходит к Аарону:
4-27. И Господь сказал Аарону: пойди навстречу Моисею в пустыню. И он пошел, и встретился с ним при горе Божией, и поцеловал его.
Такое впечатление что стихи 4-24...4-26 взяты из какого то другого места и вставлены сюда. Или я что-то не понимаю. Объясние плиз.
В пятой главе Моисей и Аарон приходят к фараону.
5-1. После сего Моисей и Аарон пришли к фараону и сказали: так говорит Господь, Бог Израилев: отпусти народ Мой, чтоб он совершил Мне праздник в пустыне.
Зачем обманывать фараона и говорить что они идут совершать праздник в пустыне, когда на самом деле собираются покинуть Египет?
Реакция фараонова была незамедлительная - ужесточить работы евреям, чтоб им некогда было думать про праздники. Получается, фараон не хотел отпускать евреев из Египта. Наблюдаем еще один парадокс. Книга Исход начинается со страхов фараона что сыны Израилевы многочлены и сильнее египтян. Казалось бы, если они собрались уходить - почему бы не отпустить их с миром? И египтянам спокойнее будет и фараону. Напрашивается только один логический вывод - фараон не хотел чтоб евреи были сильны. Поэтому предпочел бы иметь их в виде рабов, но у себя под боком.
6я глава - ничего необычного.

Часть 2: http://lastdruid75.livejournal.com/4845.html
Previous post Next post
Up