Как хорошо! Как ясно и светло
Сияет многоцветное стекло!
ГётеКак делают стекло,
я писала тут.
А еще бывает цветное стекло - для красивой посуды и витражей. Чтобы придать стеклу цвет, в смесь для его варки добавляют различные металлы или их оксиды. Вот тут показано, что для какого цвета надо добавлять:
➁
Чтобы получить бутылочно-зеленый цвет, добавляют железо, для получения более травяного оттенка зеленого - хром, для бордового цвета - оксид марганца, для произволства черного стекла - железо, никель и марганец.
➂ Для получения желтого стекла нужен сульфид кадмия:
И наверняка все видели синее "кобальтовое стекло" - там используются соединения кобальта, например, его оксид, как в данном случае.
➃ Кроме всей это школьной химии, используются и более экзотические добавки. Например, для придания зеленоватого оттенка блюду в центре использован уран, для красноватой окраски бокала слева - селен:
Фиолетовый брусок слева - неодимовое стекло.
Из Википедии:
"Это стекло обладает интересными оптическими свойствами, связанными с f-f переходами в электронной оболочке атома неодима.
Способность избирательно, в зависимости от длины волны, поглощать видимый свет: фиолетовое стекло существенно поглощает жёлтую часть спектра..., но почти полностью пропускает красный участок и наиболее видимые для человеческого глаза части зелёного и синего участков спектра:
- красные предметы через стекло кажутся более яркими, почти сияющими;
- оранжевые и розовые заметно краснеют и также выглядят ярче, кожа бледнолицых людей приобретает розовый цвет;
- жёлто-зелёные предметы зеленеют и видятся отчётливее;
- зелёные и синие предметы, голубое небо и поверхность воды выглядят насыщеннее, имеющими как бы более чистый цвет;
- жёлтые предметы теряют яркость, а чистое без примесей натриевое излучение практически исчезает; но в большинстве случаев жёлтые материальные объекты остаются видимы, поскольку они светят в широком спектре и часто смесь красных и зелёных лучей воспринимается как жёлтый цвет[4]. Например свет натриевой лампы, сфотографированный и воспроизведённый на мониторе по технологии RGB, через неодимовое стекло не меркнет и почти не меняет цвет;
- в целом из-за выпадания жёлтого участка спектра возникает приличная дифференциация между красными и зелёными цветовыми полутонами, за счёт чего изображение через такое стекло имеет более контрастный вид".
Такое стекло используют, например, в лазерах или при изготовлении специальных очков для дальтоников.
Светло зеленый брусок справа - стекло с добавками другого редкоземельного металла - празеодима. Такие стекла тоже можно использовать в лазерах.
Все эти разные цвета и прочие свойства обеспечиваются добавлением к стеклу определенных металлов в строго определенных соотношениях.
➄ Иногда для окрашивания стекла используют не металлы, а добавляют стеклянную крошку из УЖЕ окрашенного стекла (теперь понимаете, почему мусорные контейнеры для стеклянных отходов - отдельно для зеленого, коричневого и бесцветного стекла?):
➅ Несколько другая ситуация - с красным бокалом на заднем плане (и, кажется, с черным, но тут я не уверена):
Это так называемые цвета побежалости (название еще на институтских занятиях по геологии мне казалось забавным - ну куда минералы могут побежать?!). В этом случае мы видим не цвет самого стекла и даже не цвет очень тонкой пленки стекла другого состава на его поверхности, а игру света в этой самой пленке. Нечто подобное можно видеть, например, на поверхности мыльных пузырей - они тоже выглядят разноцветными, хотя мыльный раствор, тем более - воздух внутри него - бесцветны. Такие пленки обладают свойством за счет интерференции гасить световые волны определенной длины, т.е. мы видим то, что остается от спектра после вычета данного цвета. Чтобы получить такое, тоже используют добавки металлов, а также стеклянную крошку - но переработанную.
➆ Круглые в сечении бруски слева и за колбами со стеклянным обломками для получения обычного цветного стекла - это как раз материал, получаемый переработкой стеклянной крошки определенного цвета:
➇ Результат:
➈ Ещё:
Это всё - обычное цветное стекло, когда оно окрашено по всем объему.
➉ А вот - с тонким окрашенным слоем. Флакон для парфюма (окрашенная пленка нанесена на внешнюю сторону флакона) и три чернильницы (пленка нанесена на внутреннюю сторону), всё - начало 20-го века:
Продолжение