О приключениях бронзового колокола

Jun 26, 2019 02:00



Писала недавно, как я посетила берлинский Мэркишес Музеум. Ниже - некоторые фотки оттуда.


Из вестибюля сразу попадаем в большой и практически пустой зал (напоминаю, что сейчас там ремонт и рекострукция):



Наверное, потом они вытащат экспонаты из запасников и красиво их расставят, например, в этих нишах возле окон. Но сейчас там есть только пара статуй, да в центре - весьма приличных размеров бронзовый колокол:



Этому колоколу больше пяти сотен лет, и у него была весьма бурная молодость. Чтобы понятно было, о чем речь, расскажу одну давнюю полуисторию-полулегенду.

Итак, 16 августа 1383 г. (Для ориентации во времени: в России - великий князь Московский и Владимирский Дмитрий Донской, в Литве - великий князь Литовский Ягайло). Городок - а возможно, в те времена еще деревня - Вильзнак. Некий рыцарь по имени Генрих фон Бюлов, пользуясь отсутствием большей части жителей городка - они все были на ежегодном празднике освящения храма в соседнем городе - разграбил и сжег Вильзнак вместе с еще 10 деревнями.

Когда вернувшийся вильзнакский священник обыскивал руины сожженной церкви, он нашел только обуглившуюся дубовую плиту от алтаря, а в ней - ящичек, в котором лежали нетронутые огнем три просфоры. (Мне тут знающие люди сказали, что "Hostien" ни в коем случае нельзя переводить как "просфоры", а надо - "гостии", потому что что-то из этого выпекается из пресного теста, а что-то - из кислого. Но мне это как бы все едино, поэтому буду называть их просфорами, так проще.) Полагая, что больше там искать нечего, он вернулся обратно в соседний Любен, где остановились погорельцы из Вильзнака. Ночью ему снились детские голоса, которые умоляли его вернуться в разрушенную кирху и отслужить там мессу.

Когда он вернулся туда вместе с общиной, они обнаружили, что алтарная плита покрыта материей, на которой лежат три просфоры, и на каждой из них - капелька крови. Священник, как ему и было сказано во сне, отслужил мессу, а потом взял эти три просфоры с собой в Любен.

После этого там стали происходить всякие чудеса. Например, в любенской кирхе во время службы вдруг погасли две из пяти свечей. Зато оставшиеся продолжали гореть, не сгорая, и их невозможно было погасить. Позже эти три свечи были торжественно доставлены во вновь отстроенную кирху Вильзнака (и при этом продолжали гореть!).

Епископ Хафельбергский, прознав о чудесах, лично поехал в Вильзнак и отслужил там мессу в разрушенной церкви. Во время мессы он положил к трем чудесным просфорам еще одну, после чего пятна крови на них увеличились. Чудл было подтверждено самим епископом и еще тремя присутствовавшими клириками (так что, скептики, - всё задокументировано!).

Один рыцарь стал насмехаться над чудесными просфорами - и мгновенно ослеп. Зрение к нему вернулось только после того, как он поклонился священной силе просфор и дал обет каждый год ездить в Вильзнак для покаяния.

Один вестфальский дворянин попал в руки разбойников, которые его повесили. В последние минуты он воззвал к просфорам с чудесной кровью, моля их о спасении. После того, как он пол-дня живым провисел на виселице, впечатленные таким чудом разбойники сняли его с виселицы, попросили прощения и освободили. Спасенный таким чудесным образом после этого совершил паломничество в Вильзнак.

И т.д. В результате в Вильзнак потек поток паломников со всей Европы, и, соответственно, деньги. И город, и кирха были отстроены заново. Спустя век кирха была перестроена и расширена, а в 1471 г. она получила новый колокол - вот этот:



А потом, еще век спустя, грянула Реформация. Какое-то время католичество и протестантство сосуществовали более или менее мирно. Но евангелический пастор Вильзнака не одобрял поклонения просфорам. В 1552 г. он, вопреки распоряжению городского совета - не вмешиваться в дела католиков - проник с двумя помощниками в католическую кирху, разбил дароносицу и сжег находившиеся там просфоры. За это он сначала был арестован, но потом освобожден по приказу курфюрста Иоахима II и выслан из страны.

Не знаю, в связи со всеми этими событиями или нет, но в том же году Иоахим II забрал колокол в свою придворную кирху в Берлине.

После уничтожения чудесных просфор поток паломников постепенно иссяк, а с ними - и денежные потоки, в результате чего Вильзнак постепенно пришел в упадок. Но это уже не имеет отношения к нашей истории.

Эта самая придворная кирха, куда попал колокол, была предшественницей знаменитого Берлинского кафедрального собора, Берлинер Дом. Вот он:



Когда в 1750 г. было построено это барочное здание (правда, поначалу оно выглядело несколько иначе), колокол из старой кирхи был перемещен туда. И находился там на службе до 1921 г., пережив все перестройки и реконструкции.

В 1921 г. колокол получил трещину и должен был пойти на переплавку, как это обычно делается с отслужившими свое колоколами. Но вмешался берлинский магистрат, желавший сохранить реликвию. Магистрат особым распоряжением спас колокол от переплавки.

Где находился колокол последующие  8 лет, я не знаю, но в 1929 г. его приобрел Мэркишес Музеум и выставил для обозрения в том самом зале, что мы видим на фото. Ну, то есть снаружи происходили разные события - падение Веймарской республики, создание и падение Третьего Рейха, Вторая мировая война, пожар и частичное разрушение Берлинер Дома при авианалете союзников и последующее его восстановление, постройка и разрушение берлинской стены, образование и падение ГДР... А колокол как лежал на своем мраморном постаменте в том самом зале со стрельчатыми окнами, так и лежит...

Вот его поверхность вблизи (только в реальности - темнее, я осветлила фото, чтобы видны были рельефы):



Наверху, над узором, напоминающим виноградные лозы, - латинская надпись готическим шрифтом:

Дульче мелос танго
Санкторум гаудиа панго
Осанна ин экзельсис

И означает это (если Гугл-транслэйт не врет):

Я касаюсь сладкой мелодии
Двигайтесь в святой радости
Осанна в вышних!

И еще нечто, похожее на какой-то пароль: mcccclxxi. Но, скорей всего, это просто год - 1471.

о прекрасном, история, музеи

Previous post Next post
Up