Хочу рассказать одну сумасшедшую историю, в которой перемешалось, кажется, все на свете: песенный фольклор, Родина, левые, правые, апартеид, Дойчланд юбер аллес, лесные орехи, политкорректность...
Это - Хайно (в миру - Хайнц Георг Крамм), немецкий бард, собиратель и исполнитель народных песен, любимец публики и жЫрнющий тролль:
Click to view
Как он выглядит, вы видите. Сейчас-то он, конечно, седой, но волосы у него всегда были очень светлые. Плюс светлая кожа. Многие считают, что он не снимает темных очков, потому что глаза у него на самом деле красные - как у вампира или альбиноса. Так это или нет, неизвестно, потому что без очков его никто не видел. Но неважно, я не об этом.
Сейчас Хайно оказался в центре очередного скандала в связи с очередной его выходкой. Не подумайте плохого - артист не употребляет наркотиков, не пристает в женщинам в стиле "me too", не устраивает пьяных дебошей... Старый Хайно - в высшей степени джентльмен и старается приносить людям радость и только радость. Но скандалы из этого почему-то выходят иногда громче, чем если бы он делал все вышеперечисленное...
Немножко предыстории, чтобы было понятно. Сейчас в Германии наблюдается некоторая суета вокруг понятия "Heimat" - "Родина". Правые давно пишут его на своих лозунгах - в противовес левому интернационализму. Это противостояние обострилось в последние три года, по всем известным причинам. Правящая коалиция ХДС-ХСС пытается лавировать между теми и этими и перехватить у правых их оружие.
В земле Северный Рейн-Вестфалия после прошедших прошлым летом выборов в земельный парламент было образовано новое министерство - Министерство Родины. Первым большим мероприятием нового министерства был с размахом организованный Heimatkongress, "Конгресс Родины", ну, или "Конгресс по делам Родины"... Помимо всего прочего, туда были приглашены 47 так называемых "послов Родины" - 47 известных людей, проживающих в данной земле. 46 из них проигнорировали приглашение. Единственным послом Родины, не манкирующим своими обязательствами перед Родиной, оказался Хайно. Причем явился он на конгресс не с пустыми руками, а с роскошным подарком для нового министра - двойным диском с исполняемыми им народными или ставшими народными песнями. Вот Хайно с новым министром Ине Шаренбах и тем самым альбомом на церемонии:
Диск называется "Лучшие немецкие народные и отечественные песни". Вот вроде бы - что тут такого? Вполне естественно, что артист на официальном мероприятии дарит диск со своими записями. И кому же еще дарить сборник отечественных и народных песен, как не министру Родины!
Получился скандал.
Дело в том, что немецкие народные песни очень нравились нацистам, и некоторые из них даже угораздило попасть в сборник "Liederbuch der SS" - "Песенник СС" лет восемьдесят назад. Можете себе представить, какой эффект это произвело среди здешней политкорректной общественности!
Первая страница газеты "Бильд". Громадными буквами "Скандал вокруг песни СС на пластинке Хайно!" Вверху, несколько помельче "Он передал министру от ХДС сомнительную пластинку":
Заголовки в прессе:
"
Деликатные отечественные песни Хайно";
"
Подарок министру: СС-скандал вокруг пластинки Хайно";
"
Хайно опозорил немецкого министра песнями СС";
"
Насколько коричневые твои песни на самом деле, Хайно?" и т.д.
Понятно, что в итоге о данной истории узнали все, даже те, кого отродясь не интересовали ни политика в земле Северный Рейн - Вестфалия, ни народные песни... Узнали - и очень многие возмутились: нам теперь что, народные песни не слушать? и Вагнера - по той же причине? Кстати вспомнили, что 1 мая сделал нерабочим днем Гитлер - "Мы празднуем нацистский праздник?!" И спрашивают, как так вообще может быть, что, к примеру, песня, появившаяся в 1814 г., оказалась нацистской. А другие им возражают - с позиций гуманизма, антинацизма и политкорректности. Словом, хороший такой ср..., т.е. спор, в газетных статьях, комментах к ним и в соцсетях. Кажется, это именно то, что так любит старый Хайно...
Ну и, конечно, политический аспект. Сейчас новому министерству приходится отбиваться от нападок оппозиции. СДПГ, чей результат на последних выборах рухнул на 8%, естественно, не могла упустить такую прекрасную возможность. Сейчас имеем примерно такой политический диалог:
СДПГ: Как такое вообще могло произойти?! Почему вообще на обложке диска стоит, что дети могут с его помощью во время школьного обучения наилучшим образом "познакомиться с песенным фондом немецкого народа"?!
Министерство Родины: Подарки Хайно (всего две пластинки и 4 CD-диска) "при передаче не проверялись с точки зрения политической корректности". Министерство также решительно протестует против того, чтобы "каким бы то ни было образом быть поставленным в связь с национал-социалистической идеологией".
СДПГ: Хотелось бы знать, почему Шаренбах с самого начала не "выставила в витрину" других послов Родины, например, бывший игрок национальной футбольной команды Джеральд Асамоа или телевизионный повар Нельсон Мюллер. Почему именно Хайно, с его историей?! (особую пикантность всему этому придает то, что оба предложенных социал-демократами посла Родины происходят из Ганы)
Министерство Родины: Ну... мы бы с удовольствием... мы послали приглашения всем 47-ми, им тоже, но пришел только Хайно... (кажется, Министерству легче признаться в полном провале затеи с "послами Родины", чем попасть под подозрение, что сами это все специально организовали)
Немножко про упомянутую "историю".
Хайно упрекают в симпатиях к национал-социализму и прочих неполиткорректных вещах, а также в "некритическом обращении с народным песенным фондом" (что это вообще такое?) уже не в первый раз, и достаточно давно.
Например, когда все прогрессивное человечество осуждало апартеид в Южной Африке, Хайно именно там выступил со своим шлягером "Тёмно-коричневый лесной орех" ("Schwarzbraun ist die Haselnuss"). Нет, в самой песне ничего ТАКОГО нет, песня вообще не про ЭТО ! Это вообще - швейцарская народная песенка 16-го века!
"Я под солнцем загорел
Как лесной орех, лесной орех,
Мне такая же, как я,
Девушка нужна!
Крепок ты, лесной орех,
Так же крепок я, ох, крепок я!
Быть такою же, как я,
Должна жена моя!"
Вот, например, эту песню исполняет негритянский Golden Gate Quartet, без каких бы то ни было проблем:
Click to view
Но - зацените уровень троллинга.
Кстати, еще одна забавная история, связанная с этой песенкой. Начало песни: "Schwarzbraun ist die Haselnuss, schwarzbraun bin auch ich..." - "Тёмно-коричневый - лесной орех, темно-коричневый и я...". Как-то Хайно публично упрекнули в том, что он "коричневый". В ответ он спел на тот же мотив: "Ich bin nicht schwarzbraun, ihr Haselnüsse!" - "Я не темно-коричневый, вы, лесные орехи!"
Еще ему вменяют исполнение всех трех строф немецкого гимна, включая пресловутое "Дойчланд юбер аллес" и даже запись этого на пластинке - сорок лет назад. Хайно в 1978 г., когда вышла пластинка:
Фото: Peter Bischoff
Напоминаю, что гимн Германии - это "Песня немцев" Гофмана фон Фалерслебена-Гайдна, из которой сейчас исполняется только третья строфа. (Лично мне кажется, что есть в этой истории с гимном и пластинкой какое-то лицемерие... Да, можно понять, что в качестве гимна используется только одна строфа из трех - но это же ваш гимн! Либо не шарахайтесь от полного его исполнения, либо меняйте гимн. А иначе вообще какое-то ханжество выходит).
Еще - исполнение им того же самого полного варианта гиман для тогдашнего премьер-министра земли Баден-Вюттемберг, члена ХДС Ганса Фильбингера, в прошлом члена НСДАП, карьера которога началась (и весьма успешно) еще при национал-социалистах. (опять же - либо не принимайте в свою партию и не избирайте бывших нацистов, либо - какие претензии?)
В итоге Хайно тогда так и не получил Бундес-фердинст-кройц, орден "за заслуги перед Федеративной Республикой Германия", которым его собирались наградить.
Это только те эпизоды "истории", про которые я знаю, наверняка еть что-то еще.
Сам Хайно все обвинения отрицает и говорит, что песни не могут отвечать за то, как их инструментализируют. С ним также согласна его жена Ханнелора - Хайно давно и счастливо женат:
Фото: dpa
Она говорит, что этот самый двойной альбом - 1981 г. выпуска, и она сама нашла его у себя в кладовке: "Я искала настоящий раритет для подарка министру. То, что произошло, - несправедливо".