Люблю писателя Вячеслава Рыбакова за его пронзительную прозу, за его волшебный слог, за естественность, которая кому-то может казаться нарочитой, но мне-то, постоянному читателю Рыбакова, ждущему его новых произведений, с незапамятных времён отслеживающему его эволюцию, понятно, что эта пронзительность, сдирание с себя кожи и надрывная эмоциональная откровенность, граничащая, на взгляд некоторых, с бесстыдством - это настоящий Рыбаков, он на самом деле так думает, он и читателя пытается объять и разоружить своей откровенностью. Герои Рыбакова отнюдь не супермены (правда, обычными людьми их тоже не назовёшь), они много размышляют-рефлектируют, это такой авторский приём - писатель, подробно излагая сомнения персонажей, разбирается вместе с читателем в противоречивом и трагическом бытии нашем. Кстати, Рыбаков и в публицистике своей так же эмоционален и откровенен. За что и страдает. Обзывают его по-всякому… Конечно, в художественных вещах Рыбакова его фирменные публицистические вставки могут запросто отпугнуть читающего (читатель у нас разный: кто-то ещё не дорос до размышлений, кто-то никогда не дорастёт), но для меня они всегда не менее интересны, чем непосредственно сюжет (и в «На чужом пиру», и в «На будущий год в Москве», и в «Звезда Полынь» и в «Се, творю»). Другое дело, что я не всегда согласен с заявлениями и выводами Рыбакова-публициста. Но как спорить с художником? Он так видит. А Рыбаков - настоящий художник, мастер… Отечественной фантастике бесконечно повезло, что он есть у нас: писатель от Бога, замечательный стилист, человек прошедший школу братьев Стругацких; драбант Бориса Стругацкого, давно выросший в самостоятельную, независимо и отдельно мыслящую личность, часто несогласную с учителем; учёный-филолог, отлично разбирающийся (редкий случай!) в научно-технических проблемах, смело берущий сочетание научных парадоксов с парадоксами этическими за основу сюжета своих произведений; публицист, искренне болеющий за Россию, напряжённо размышляющий о её политическом будущем и настоящем…
Недавно
я писал о «разрывах» между словами, о давно всем известной истине про мысль изреченную - вот и у Рыбакова мимоходом, но тоже есть об этом: «Одним словом не сказать. Даже двумя. Вселенная - сложная механика, её коротким определением не уговоришь, не обманешь… Сказал - опошлил. Лучше даже не пробовать». Но как раз именно Рыбаков умеет адекватно передать словами свою Вселенную, не искажая и не опошляя её. Мне так кажется… Подробнее о романе ничего писать не хочу. Читая, я весь был там - в тексте, эмоционально и почти физически, мне стало совсем худо, когда автор жутко убил … (не скажу кого). Впрочем, худо, наверняка было и Рыбакову, который вдруг сам, незаметно, исподволь начинает появляться на страницах книги, то ли как автор, то ли как Творец, пытаясь что-то подсказать героям, помочь им, спасти их, но они настолько живые и настоящие, что уже не слушаются Сидящего на престоле…
P. S
У меня не очень получается по-настоящему сказать о Вячеславе Рыбакове, я ведь не художник... А о книге напишу казённо: «Се, творю» - научно-публицистический любовный шпионский фантастический роман. Чтение следует начинать со «Звезды Полынь» - первой книги цикла «Наши звёзды», в который входит и «Се, творю».
P. P. S.
Вопрос Павлу Амнуэлю, посвящением которому книга открывается.
Скажи, Павел, насколько придуманное Рыбаковым использование «склейки» миров вписывается в теорию Эверетта, в эвереттику?
P. P. P. S
Мне в последнее время такие хорошие книжки попадаются, что я даже не знаю, как перейти на «обычную» литературу…
После Рыбакова следует залечить раны. Замазать чем-нибудь.
Вот он, новый роман Виктора Пелевина, наверняка искусно написанный - «Ананасная вода для прекрасной дамы». Его и почитаю. Книги Пелевина, написанные как бы про андроидов и как бы для андроидов, никогда по-настоящему меня не трогали (не считая «Омон Ра», где мне было безумно жалко будущих "настоящих человеков" - лётчиков с ампутированными ногами), но как холодная игра для ума - просто незаменимы…
Купить книгу Се, творюКупить книгу Звезда Полынь