В продолжение темы... Как говорилось в конце предыдущей заметки по поводу эмоционального внимания: "оставшейся энергии внимания для удержания частей вместе будет просто недостаточно"... Хотя надо сказать, что, не говоря уж об энергии, даже само определение внимания очень неоднозначно, и вызывает кучу разнотолков и вопросов, как то
(
Read more... )
Comments 4
Ну например, почему внимание включается при ошибке автоматической процедуры? Какая-то часть мозга следит ведь за тем, как вы кусочек сахара опускаете в стакан с чаем, и если вы промахнетесь, каким-то чудом внимание сразу будет на это переключено, в каких бы облаках вы до этого не витали.
Reply
И пример с ошибкой автоматической процедуры как раз наглядно это показывает. Часто для её корректировки даже не требуется выхода за пределы того центра, в котором эта автоматическая активность происходила. Ошибка, вместо обычной двигательной части, активирует другие части (эмоциональную и интеллектуальную) того же центра, ответственные за отслеживание резких изменений ситуации. Мы воспринимаем это как привлечение или направление внимания, но если ситуация того не требует, то наше внимание обычно не выходит за рамки одноцентровой активности. Хотя иногда, например через осознание абсурдности ошибки, может происходить толчок, активирующий внимание в других центрах.
Reply
Reply
Действительно, английские 'consciousness' (сознание), также как 'conscience' (совесть) исходят от латинского 'conscientia'. Которое в свою очередь произошло от греческого 'syneidesis'. В русском языке же 'сознание' представляет собой как раз кальку с латинского 'conscientia', тогда как 'совесть' - калька с изначального греческого 'syneidesis'.
В предельном понимании, возможно, со-весть и со-знание могут быть едиными. Но для нас они принадлежат к разным сферам. Хотя они и связаны, как голова и хвост одной змеи: только через совесть, как способность чувствовать всё вместе и стремление к единству, мы можем прийти к подлинному сознанию.
Reply
Leave a comment