[ продолжение беннеттовской темы,
начало здесь. ]
~ • ~ • ~
Меня тут спрашивали о блэкауте, который может возникать как в медитации, так и в упражнениях собранного состояния, когда наступает гиатус [ лат. hiātus - зияние ] или разрыв в сознании.
Существуют различные пути, каждый из которых может привести к прерыванию сознания. Такое возможно при простом блуждании внимания. Человек начинает думать о завтраке или ему приходит какая-то другая ассоциация. Это всего лишь блуждание ума, означающее, что вместо того, чтобы быть в упражнении, мы находимся в поверхностном слое нашей личности.
Также бывает, что мы просто засыпаем - из угла раздаётся лёгкое похрапывание. Иногда человек не просыпается до тех пор, пока люди не начнут двигаться. Ум не блуждает, человек спит, подобно обычному сну в постели, и может даже видеть сны.
Об этих двух способах потери контакта знают все. Третьим видом как раз является то, что я и называю гиатусом. В нём происходит реальный разрыв сознания - блэкаут - где наше сознание просто исчезает, а потом снова возвращается. Одной из характерных вещей для этого состояния является то, что человек никогда не знает, как долго оно длилось - исчезал ли он на секунду, минуту или полчаса... Иногда гиатус в буквальном смысле длится всего секунду, но когда мы возвращаемся обратно, может оказаться, что он продолжался любое количество времени.
Это состояние транса. В санскрите оно называется самадхи, а по-арабски - сушупти.
В медитации есть три основные части: дхарана, дхьяна и самадхи. Дхьяна является собственно медитацией или местом, где мы позволяем медитации захватить нас, в которой мы начинаем с образа или мантры, позволяя им взять нас с собой и привести к состоянию спокойствия. В состоянии четвёртой дхьяны сознание уже пребывает безо всяких мыслей. Но иногда возможно проскользнуть за пределы этого дальше, в самадхи.
Из самадхи возможно выйти тремя способами. Прежде всего, из него можно выйти точно там же, где вы вошли. В этом случае, вы обнаруживаете себя сидящим на том же месте, но не знаете ни сколько это длилось, ни что произошло. Это настоящий гиатус или разрыв в сознании. Вы просто вышли и зашли снова. Иногда человек может переноситься в другое место. Он обнаруживает себя где-то ещё и вынужден встряхнуться, спрашивая себя: "Но где это я?" и осознать "Я здесь, в этом теле".
Другой способ выхода из самадхи - это когда оно переходит в сон. Вы пробуждаетесь из этого сна и хоть знаете, что спали, вы также знаете, что это был не обычный сон.
Что же на самом деле означает самадхи? Оно означает выход из времени в вечность, из времени в безвременье. Это как раз то состояние, которое мы обычно называем смертью. В санскрите её называют ещё маха самадхи. А Гурджиев называл священным раскуарно. Вместо пребывания в том, что мы называем потоком времени, мы переместились в другом направлении вне времени и время остановилось для нас. Проживший до 136 лет Шивапури Баба ежедневно проводил определенное количество времени в этом состоянии. Если человек знает, как это делать, то это один из секретов продления жизни. Извне это выглядит подобно приостановленной оживлённости. У человека, который реально выходит из времени, могут быть приостановлены даже его основные телесные функции. Он прекращает дышать, а его тело становится холодным. Когда это состояние заканчивается, все функции возобновляются, что приводит людей в небольшое замешательство.
Между нашим обычным бодрственным состоянием - когда мы осознаём только текущий момент - и состоянием полного самадхи существуют различные промежуточные этапы, в которых наше ощущение времени меняется и мы приобретаем свободу выбора.
Основная трудность в понимании безвременности заключается в том, что всё, за что мы способны ухватиться, что доступно нашему наблюдению и о чём мы можем думать, целиком приобрело времени-подобный характер. А когда мы соскальзываем в это другое состояние - состояние безвременности - в нём нет ничего, за что бы мы могли удержаться. Но по мере того, как вы приобретаете опыт и это погружение в самадхи становится чем-то регулярно приходящим к вам через медитацию или в вашем упражнении собранного состояния, вы постепенно начнёте обнаруживать, что существует также некое другое состояние сознания, в котором вы можете быть одновременно в состоянии самадхи и обладать при этом знанием вещей. Тогда вы сможете знать вещи совсем иным образом, в сравнении с обычным знанием. Многое из этого описано в Палийском каноне Трипитака в терминах различных видов восприятия. Формальным образом, всё это представлено так, как если бы эти восприятия происходили одно за другим. Это действительно очень интересно и эти описания оказали мне огромную помощь.
Главной особенностью подобного вхождения в другие миры является то, что различные времена сосуществуют вместе. Время при этом приобретает гораздо более глубокое содержание. Это очень важно и нам реально необходимо учиться жить более чем в одном мире.
~ • ~ • ~
The Way To Be Free: Part III.
Meditation and Timelessness..
(Talks and Conversations with Students
by J.G. Bennett)
перевод:
larkin_donkey