Пересказ
Kobold Guide to Worldbuilding, глава четырнадцатая. Курсивом даны мои комментарии.
Перевод представлен в ознакомительных целях, все права принадлежат правообладателям.
Это тайна! Создание тайных культов
Автор:
Дэвид «Зеб» Кук (David “Zeb” Cook) О тайных и мистических культах, их целях и мотивах. Надо помнить, что тайное не всегда мистическое, а мистическое - не всегда тайное, скорее, ограниченное для «опытных пользователей».
Ваши игроки начинают зевать, как только вы заговорите о религии? Все храмы уныло-шаблонны? Талант рассказчика покидает вас, едва партия забредет в церковь на богослужение?
- Ты сумел незаметно проскользнуть, пока священник руководил обрядом.
- Что происходит?
- Ммм… Священник стоит перед статуей у алтаря и поет гимн. Остальные верующие наблюдают за ним.
- Ок, очередной священник в смешном платье машет руками перед здоровенной статуей. Такое мы уже видели. Давайте остановим его… потому что мы все знаем, что будет дальше.
Вы вздыхаете и думаете: «что должно произойти, чтобы эта сцена удивила? Куда делось величие? Волнительное ожидание? Мистика?» К счастью, есть лекарство и от этого недуга. Оно таится среди мифов и легенд, основано на истории древнего мира. Оно известно и записано, но подробности скрыты суевериями и догадками. Другими словами, оно достаточно реально, чтобы вписать в игровой сеттинг и достаточно фантастично, чтобы стать причиной странных и удивительных приключений.
О чем говорит автор? О давней традиции тайных культов.
На первый взгляд тайный культ довольно простая штука. Это группа верующих, творящая тайные ритуалы для поклонения своему богу или богине. Главное тут - секретность, сокрытость культа. Здесь сразу вспоминаются всякие злобные культисты, заполонившие фэнтези.
Так что ж тут такого замечательного? А вот что: вы можете выжать куда больше мистики из вашего тайного культа, разобравшись с типичными «почему?» и «зачем?», для чего нужно лишь немного покопаться в истории и социологии. К счастью, вам не понадобиться степень доктора философии, чтобы получить необходимые знания.
Тайные культы в истории
Наиболее известные мистические культы берут свое начало в Древней Греции и Риме. Больше всего информации о греческих
элевсинских,
дионисийских и
орфических мистериях и римских культах восточных божеств: Исиды, Митры и других.
Это были не тайные, никому не известные общества. Напротив, большая часть того, что мы знаем, почерпнута из многочисленных письменных источников той эпохи, а археология заполнила пробелы. Поискав в интернете, вы найдете массу тематических сайтов, от вполне научных до совершенно безумных (считайте, вас предупредили!).
Итак, хоть их и называют мистическими (тайными) культами, это вовсе не потому, что их члены скрывали свое мировоззрение. Тайна окружала ритуалы, которые они совершали. Только посвященные могли изучать и принимать участие в обрядах. Потому, хоть мы и знаем о дионисийских или элевсинских мистериях, о сути их церемониальных обрядов остается только догадываться. Потому все научные исследования с какого-то момента не более, чем чистая догадка.
В древние времена мистический культ был просто частью повседневной жизни. Ученые делят религиозные ритуалы на две группы: те, что относятся к публичной (или государственной) религии и личные.
Публичная религия была «оформлена официально» - большие храмы с четкой иерархией священников и т.п., ее исповедовало большинство граждан. Святые праздники, жертвы и молитвы были обязательны для всех жителей города или сообщества (как Новый год или маевка).
Личная религия - суть (основа) мистических культов. Можно было присоединиться к любому культу, какому пожелаешь, у них не было никакой официальной роли. Участие в культе похоже на современную внешкольную деятельность, человек мог быть членом сразу нескольких культов, хотя могли возникнуть сложности, если цели культа противоречили или соперничали друг с другом.
В игре публичная государственная религия - это стандартная церковь со своими клириками, скажем, храм Афины в древнегреческом сеттинге. Они включают в себя даже темных богов, которым поклоняются орки и прочих, почитаемых иными расами. Эти публичные культы служат на благо общества, заботятся о благополучии племени. В то время как мистические культы больше похожи на закрытые клубы по интересам, членство в которых сулит определенные преимущества.
Например, Клит Бакалейщик (Kleitos the Grocer) присоединился к культу потому, что ищет дополнительной удачи, везения и влиятельных друзей. Участники приключения могут заинтересоваться членством, чтобы снискать божественное расположение или, как будет сказано ниже, по более гнусным соображениям.
Как создать тайный культ
Добавить один-два тайных культа в кампанию хороший способ разнообразить привычный религиозный набор. Кроме того, это отличный источник приключений. В конце концов, ничто так не подогревает интерес, как тайна.
Создание культа не обязательно должно быть сложным, нужно лишь немного планирования. Кто (или что) является объектом (поклонения) культа? Почему культ существует? Чем он занимается? Как игроки могут к нему присоединиться, возможно ли это вообще? Ответов на эти четыре простых вопроса волне достаточно для множества увлекательных приключений.
1. Кто или что?
Первый вопрос самый простой: что является объектом поклонения культа? Чаще всего это некое божество вашего мира. Хотя тайный культ может быть посвящен любому богу или богине, это больше свойственно старым или новым религиям. Мистический культ древней религии возникает из совокупности традиций, легенд, обычаев и причуд, что накопились за все время.
Если религия молода или впервые появилась в этом регионе, тайный культ может привлечь верующих, недовольных своим текущим выбором. Забытые, умирающие или малые религии тоже отличный выбор. Увядающий (декадентский) культ дает больше возможностей для увлекательных приключений, а умирающие религии используют эффективный трюк «последний шанс сохранить память о нашем боге». Малые религии более свободны в своих действиях, чем официальные культы, потому могут экспериментировать с церемониями и делать все немного иначе.
Тайный культ не обязательно посвящен богу, это может быть некая философская идея или идеал. Культ, ищущий просвещения через стоицизм (или разврат!) может включить в свои обряды несколько божеств. Орфические мистерии Греции (которые, видимо, включали очищение души через перерождение), обращались в своих ритуалах и к Дионису с Персефоной, богам плодородия, вина и перерождения. Так, культ может обещать «победу» над смертью, предлагая правила поведения, что откроют путь к божественной силе или слиянию с природой, а не уповать на какого-то конкретного бога.
Ясно, что выбор бога (или идеи) изначально определяет культ. Волки-Воины Вотана (как бога битв) вряд ли сделают целью своей жизни изучение чудес природы. У них в приоритете дикая беспощадная бойня.
2. Какова цель?
С первым вопросом разобрались, теперь обратимся к целям и намерениям. Почему же культ тайный и чего он пытается достичь? Здесь-то и формируется крючок будущего приключения, от вашего выбора зависит, с какими проблемами столкнуться персонажи и какую награду получат.
Тайна как временная Власть:
Самая очевидная цель - власть: не в ином мире как вознаграждение в посмертии, а прямо здесь и сейчас. Это простейший мотив при подготовке приключения. Хотя власть имеет множество форм, ее притягательность всегда понятна.
Поскольку цель культа находится в реальном мире, его члены напоминают участников секретного общества или обычных интриганов. Тем не менее, тайный культ это не кучка масонов с секретным рукопожатием и забавным паролем. Они стремятся к божественному просветлению, которое направит их действия и придаст им сил преодолеть препятствия, будь то смертельные враги или повседневные житейские трудности.
Хранители Истоков: местное дворянство поддерживает культ, который хранит веру в бога-покровителя города, утраченную из-за популярности новой религии. Культ поддерживает жизнь в старых традициях, что позволяли его членам сохранять свою власть на протяжении веков. Новые традиции угрожают позициям старой аристократии и они молят о божественной силе, чтобы сокрушить своих врагов и соперников.
Такого рода культ жестко консервативен и враждебен новым идеям. Его ритуалы всячески подчеркивают исключительность и особенность верующих - и прежде всего их правоту во всем. Пришельцы, чужаки и выскочки потенциально угрожают их власти. Такие группы могут включать в себя ополченцев и охотников на ведьм, которые отлавливают еретиков для тайного испытания и очищения (проще говоря - пыток) как части их ритуалов.
Тайный культ может служить «старым» семьям оправданием и инструментом, необходимым для защиты их статуса и влияния от нуворишей (новой элиты). Неудивительно, что культ имеет строгие ограничения на членство, особенно для истинно посвященных.
Культ Торговли: тайный культ бога торговли может объединять честолюбивых купцов и лавочников, которые надеются через божественное благословение обрести удачу, процветание бизнеса и полезные деловые связи.
Разумеется, всегда есть вероятность конфликта, когда конкуренты обращаются с молитвой к одному божеству. Культ может попросить помощи приключенцев, чтобы один из конкурентов не смог завершить ритуал и снискать расположение божества. Чтобы преуспеть в этом и эффективно его саботировать ритуал, герои должны его изучить.
Тайна Рабов: рабы обратятся к тайному культу их родины, как способу освободиться от хозяев. Через культовые практики они стремятся обрести свободу в этой жизни или в следующей. Их тайные ритуалы вдохновляют на неповиновение и саботаж, божественная сила наполняет их для свершения подвигов. Хозяева желают уничтожить культ и захватить лидеров. Присоединяться ли игроки к восстанию или начнут охоту на главарей культа? И если выберут последнее, как они собираются противостоять чужеземному богу?
Тайна как Знание
Этот тип тайного культа обычно ищет запретные знания, секреты, которые человеку знать не должно. Его члены могут делать это ради власти (см. выше), просветления духа, обретения малой толики божественной силы или чтобы привязать бога к этому миру. Такие знания не найдешь в книгах и не откопаешь в древних гробницах. Его получают через эзотерические практики, требующие многолетних тренировок и ритуалов, чтобы раскрыть скрытые силы, которые позволят читать секреты в дыме благовоний, предсказывать будущее по полету птиц или освоить божественный алфавит, где безграничные знания скрыты в начертании единственной буквы.
Учитывая навязчивый и требовательный характер работы, неудивительно, что такие культы, как правило, невелики и привлекают магов, мудрецов, монахов и сумасшедших.
Тайна Магии: культ бога магии привлекает разнообразных магов, хотя более рациональные из них почитают это пустой тратой времени. Не смотря на это, «мечтатели» собираются по ночам и распевают тайные песнопения, когда планеты выстраиваются в нужном порядке. Члены культа могут трудиться в изоляции, погрузившись в свои исследования, или жить отшельниками в горах, где они могут полностью посвятить себя своему богу, лишь изредка встречая других последователей культа.
Они могут заниматься этим в поисках чистой истины, великого понимания всего сущего и даже ради трансформации в бога. Путь к просветлению труден, так что всегда есть умники, желающие как-нибудь срезать. Если бы они только знали, как проходят эти тайные ритуалы, они бы точно получили ответ, который ищут.
Тайные Знания: гражданский культ может распространять просвещение через знания и обучение. Знания должны передаваться в тайне: без надлежащих инструкций и руководства великие идеи искажаются и становятся бесполезными. «Если бы все знали то, что мы знаем, они бы всё неправильно поняли или злоупотребили этим знанием».
Такие культы обычно безвредны, если только необходимость сохранять секретность не вынуждает их применять чрезвычайные меры к тем, кто недолго следовал их пути. И, конечно, всегда есть те, кто готов заплатить за их тайне знания, какие-нибудь жадные волшебники или подозрительные священники.
Тайна Возрождения: культ последователей мертвого бога в попытках воскресить свое божество исследует тайны, которые смертным знать не положено. Это божество, естественно, жуткое, страшное и древнее, столь чуждое, что его возвращение угрожает существованию человечества. Руководит культом безумный гений, обманувший своих последователей, уверенных, что они приведут мир в новую чудесную эпоху. Если бы остальные люди знали, к чему стремиться культ, они бы приложили все силы, чтобы остановить его. В этом случае цель культа буквально является тайной.
Тайна как Защита
Как есть культы, стремящиеся разрушить мир, также существуют те, кто решительно пытается его сохранить. Их цель - исполнять ключевые ритуалы (привет ученым «Хижины в лесу»):
- хранить ужасное зло надежно запертым вовне вечно;
- умиротворить ужасное зло, чтобы оно оставило всех в покое;
- поддерживать божество в его бесконечной небесной битве с ужасным злом;
- обеспечить безопасность ужасных секретов, которые человеку не положено знать;
- всё вышеперечисленное и более.
Культ может держать ритуалы в секрете по разным причинам, но чаще всего потому, что разоблачение даст врагу (ужасному злу) информацию, необходимую для его уничтожения.
Для такого культа секретность прежде всего. Где они встречаются, почему, кто приходит на эти встречи, кого они почитают - вопросы, которые они не желают обсуждать. В конце концов, они ведут тайную войну, чтобы защитить остальное человечество, они не могут доверять никому вне внутреннего круга.
• Тайные ритуалы культа используют силу богини плодородия, чтобы сдерживать миньонов смерти. Дело не только в хорошем урожае: если культ потеряет расположение богини, барьеры царства мертвых падут и кошмарные ужасы наводнят землю. Дело не ограничится погибшими посевами, вечная тьма, холодная и мрачная, повиснет над землей, пока все живое на ней не окоченеет и не умрет. Поскольку агенты бога смерти преследуют их, члены культа скрывают свои ритуалы за пеленой таинственности, чтобы их не обнаружили.
Культ живет в мире, что кажется безопасным и защищенным. Боги занимают отведенные им места и пользуются почитанием простых людей. Все будто бы идет своим чередом.
Но правда в том, что боги слабее, чем все думают и сами находятся под угрозой со стороны древних, куда более могущественных сил. Если бы об этом знали, люди впали в отчаяние и начался хаос. Культ существует, чтобы обеспечить божеству поддержку истинно верующих в момент его слабости. Только высшие посвященные знают об этом, в этом и состоит их задача - поддерживать свое божество в борьбе с врагами.
Очевидно, отважные, набожные авантюристы, привычные к ужасам и смерти, будут для культа ценным приобретением. Также как расчетливые прагматики будут весьма полезны древним силам в деле свержения культа и его защитников.
• Культ - небольшая местная группа, проводящая особые ритуалы, чтобы поддерживать силу сторожевых заклинаний на древней гробнице (вспомним стражу Курганья из «Черного отряда» Кука). Внутри останки вампира-лича, запечатанные давно умершим первосвященником. Чтобы сохранить гробницу запечатанной, священник создал культ, который служит его богу, обновляет запоры и хранит их в неприкосновенности. Честно неся свою стражу, посвященные обретают благодать в следующей жизни.
Культ держит свои действия в тайне в качестве меры предосторожности от грабителей могил и глупых авантюристов, что ищут возможность обрести честь и славу. Разумеется, культ окружен слухами, будто скрывает сказочные сокровища или артефакт невероятной силы.
Тайна как Божественная Сила
Безусловно, это самая распространенная причина существования тайного культа: предложить божеству особые дары, чтобы заслужить его милость в этой жизни или в следующей. Тайна культа не в его обрядах, которые лишь способ постижения пути и практик (хотя их тоже держат в секрете). Истинная тайна - природа самого божества, которую нельзя объяснить словами или понять, наблюдая действия священника у алтаря. Попытка достичь божественного без соблюдения ритуалов культа приведет к неудаче и непониманию, а может даже к безумию и смерти.
Постичь божественность можно только через переживание, а единственный способ испытать это переживание - принять участие в тайных обрядах культа. В Древней Греции мистерии культа Диониса включали дикие пляски, вино и секс, чтобы достичь божественной страсти и единения с богами. Порой это приводит к несчастьям вроде сумасшествия, буйства и убийства, когда обряд выходит из-под контроля. Даже незначительные контакты с богами небезопасны.
• Общество представляет собой классический Орфический культ. Последователи встречаются в священной роще и творят дикие ритуалы, чтобы впасть в состояние, которое позволит их богу овладеть ими. Однако божественная одержимость имеет и свои недостатки. Одержимые могут навсегда впасть в безумие или кровавую ярость - в конце концов, кто может предсказать прихоть бога?
Однако те из последователей, кто добился успеха (и выжил), впоследствии проникаются божественной силой и знанием, что оправдывает любой риск. Конечно, у местного лорда может быть иное мнение о ценности безумцев, неуправляемых буянов и охваченных божественной силой крестьянах, шатающихся по округе. Скорее всего, он постарается избавиться от таких беспокойных соседей, если найдет кого-то достаточно глупого, чтобы попытаться.
• Тайный культ обосновался в изолированном монастыре вдали от цивилизации. Верующие направляются сюда, чтобы пройти строгий ритуал очищения и стать едиными со своим богом. Те, кто успешно справился с трудной задачей, могут отправится в мир, чтобы вести других к истинной славе или остаться здесь, в уединении, созерцать бога. В любом случае, слухи говорят о несметных богатствах и огромной силе, скрытых внутри монастыря, которые просто лежат и ждут кого-то достаточно самонадеянного, кто осмелиться завладеть ими.
• Тайный культ хорошо известен, ни от кого не скрывается и не пытается изолировать себя от общества. Его участники - обычные граждане, через ритуалы ищут путь к внутреннему покою и гармонии, что сделают их повседневную жизнь лучше. В этом культ весьма преуспел и его растущее влияние угрожает установленному порядку других храмов, священников и богов в округе. Дискредитировать культ или сокрушить его - вполне реальная работа для авантюристов. Однако есть риск столкнуться с разгневанными верующими и недовольством богов.
3. Членство
Чтобы получить преимущества культа, нужно вступить в него - членство не бывает автоматическим, всегда есть определенная процедура. Персонаж не может просто войти в храм, произнести молитву и отправиться восвояси. Если все так легко, откуда взяться тайне? Чтобы присоединиться к культу, нужно соответствовать двум требованиям: быть «правильной» личностью и пройти посвящение.
Приглашение присоединиться: чтобы получить приглашение присоединиться, «правильная личность» должна соответствовать любым требования, которые культ считает уместными. Некоторые культы отличаются прогрессивным мышлением и готовы принять любого - мужчин, женщин, рабов, эльфов, троллей и прочих. Другие культы могут быть очень закрытыми, допуская в свои ряды исключительно волшебников, мужчин, женщин, чистокровных эльфов с голубыми глазами или рыжеволосых левшей.
В конечном счете, требования определяет Ведущий, но если он хочет, чтобы персонажи присоединились к культу, очевидно, сперва они должны как-то ему соответствовать или получить возможность проникнуть в него обманом или как-либо еще. Так или иначе, Ведущий может использовать членство в культе как вызов или награду. Тайный культ бога войны вроде Вотана принимает только воинов, убивших человека в бою. Культ бога знаний открыт лишь для грамотных ученых с высоким IQ (правда, тут возникает интересный вопрос как они будут его измерять). Культ богини колдовства вербует исключительно женщин, не зависимо от всего остального. Попытка вступить в культ сама по себе может стать поводом для приключения.
Посвящение (инициация): соответствовать требованиям культа лишь полдела. Чтобы стать его частью, нужно пройти ритуал посвящения. Исторически инициация должна была подтвердить, что новичок достоин присоединиться к верующим и одновременно подготовить его («очистить») к принятию тайн культа.
Посвящение не обязательно происходит сразу после получения членства. Чаще новообращенный какое-то время осваивает базовые обряды, прежде чем будет допущен к тайнам мистерии.
К примеру, новообращенный должен пожертвовать деньги или оказать услугу, чтобы заслужить право на инициацию. В кампании это зависит от того, как долго персонажи должны взаимодействовать с культом и насколько сложным должна быть процедура. Если это одно короткое приключение, не стоит затягивать посвящение. В долгоиграющей кампании оно может дать повод для будущих приключений, поможет игрокам погрузиться в сеттинг, встретить и впечатлить лидеров культа и других его участников.
Само посвящение может варьироваться от простого, безобидного ритуала до чего-то опасного и напряженного. Оно должно быть связано с тайной культа, быть ее частью. Те, кто прошел посвящение, не говорят о нем, или рассказывают впечатляющие истории, чтобы подчеркнуть величие культа.
Что представляет собой посвящение, зависит от особенностей культа и воображения Ведущего. Но оно должно быть обставлено с соответствующей такому важному событию помпой.
Например, простое посвящение может включать в себя чтение особых заклинаний или молитв и знакомство с реликвиями культа. Более сложный ритуал подвергнет испытанию глубину веры персонажей. По-настоящему тяжелое посвящение может требовать от персонажей предоставить надлежащую жертву, убитую их собственными руками или преодолеть опасное физическое испытание. Возможно, культ Волков-Воинов Вотана посчитает, что убитого в бою врага недостаточно, им нужна голова вождя враждебного племени, как доказательство, что новичок достоин узнать внутренние тайны сообщества. Еще раз: посвящение - это еще одна возможность для приключений.
4. Тайная часть
Так что же это за тайны, известные лишь посвященным? Фишка в том, что никто не знает! Так что Ведущий имеет полную свободу действий. «Поздравляю! Теперь вы владеете секретным рукопожатием!» вряд ли удовлетворит игроков, но молитвы, призывающие божественное благословение, ритуалы, вводящие в боевое безумие или возможность превратиться в волка в святой день, могут быть очень кстати. С тайнами приходит ответственность.
Однажды пройдя посвящение, пути назад нет. Персонаж часть культа. Навсегда. Бывшие культисты не пользуются популярностью у своих товарищей, а те, кто раскрывает тайны культовых ритуалов, очень сильно рискуют. Их могут подвергнуть остракизму (изоляции), изгнать из города или даже послать за ними убийц, желая, чтобы предатели замолчали навсегда.
Эта последняя часть - важная сюжетная зацепка для приключений, где персонажи стремятся проникнуть в культ. Проникновение подразумевает предательство, ведь персонажи лишь притворяются, что разделяют ценности культа. Как только они совершат предательство - раскроют его тайну, украдут магическую технику или передадут культистов властям, - персонажи тут же обзаведутся заклятым врагом, множеством врагов. Они не обязательно будут знать, кто эти враги - некоторые видные члены культа могут сохранить в тайне свою принадлежность.
Потенциально в список обиженных попадет бог или два. И хотя у бога наверняка есть более важные дела, чем являться перед предателями во всем своем величии и карать их за преступление, даже отстраненный от мира бог может устроить персонажам весьма «увлекательную» жизнь.
И это приводит нас к совершенно новому набору возможных приключений.
Глава 13.
Создаем пантеон.
К содержанию.Глава 15.
Как создать гильдию, коллегию или секретное общество.