Северная Монголия. Поехали!

Oct 04, 2014 11:41

Начало. Большая дорога. Сибирские города и бурятские заборы. Граница.

Итак, отпуск в этом году назначен на сентябрь. Отпуск значит путешествие. И путешествие опять будет в Монголию. :)
Поедем мы по избранным местам! Туда, где нам очень понравилось в 2009 и 2011 годах. Зайдём с Хубсугула, пройдём по северу и выйдем домой через Алтай.




Подготовка техники к поездке свелась к трём делам: переделка спальника, замена маховика со сцеплением и покупка подходящей резины.

С первыми двумя делами всё просто. Вопрос же резины стоял острым ржавым гвоздём: Купера ST больше нет, а ехать на Свамперах глупо и бессмысленно.
И вот наконец найдена подходящая радиалка 37' на 16е диски, сцепление заменено на малошумное, спальник готов, продукты куплены, вещи собраны, карты привязаны и 4 сентября мы отправляемся в путь!

В этот раз не буду делить поездку на темы, как раньше. Рассказ будет идти именно так, как шло наше путешествие.
Шло оно по трассе "Байкал". На безумной скорости 80 км/ч Лапокрузер четыре дня пожирал асфальт и с лихим турбосвистом обгонял трактора и старые камазы на подъёмах.
Почему так долго? Потому что главное - не торопиться. Если начать поездку со спешки "за пять минут долетим", то всё начинается неправильно. В итоге лопаются тяги, рессоры, и случаются прочие конфузы. А если ехать неспеша, по 600 км в день - то всё идёт нормально :)

Дорога наша идёт через великие сибирские города. Хотя могла бы и обойти. Например, обойти Кемерово было бы гораздо веселее, чем переться внутрь. Но приходится битый час толкаться в пробке через город.

А вот другие, мелкие города лучше проезжать насквозь. Мариинск нужно форсировать прямо, а не по указателям, которые рисуют для грузовиков. Вокруг далеко и через два переезда, а напрямую - коротко и без контактов с РЖД.

Точно так же проходится и Ачинск. Объездная солнечной лентой уходит вправо мимо города. Голубое небо, белые облачка... Вот только одно облако подозрительно осыпается прямо на пригород...



Мы не поедем в круговую экскурсию вокруг завода.



Мы едем прямо, через город. А он оказывается весьма ничего!
С понтонными мостами...



И старыми купеческими особняками. Центр Ачинска похож на старый Томск, только меньшего размера.



Канск тоже нужно проходить через город. Потому что так короче, и асфальт. А по объездной долго и без асфальта. Дальнобои в рацию привычно делятся мнением о канской объездной. Речь их богата, витиевата и очень понятна, несмотря на полное отсутствие нормальных слов.

И Тулун можно проходить насквозь. В нём тоже не бывает пробок, и он легко проскакивается через центр. Городок неуловимо позитивен!



А вот с Нижнеудинском что-то не так. Мы здесь третий раз. В нём всегда шёл дождь. По серым улочкам брели похмельные прохожие, чтобы в придорожном магазине взять у мрачной продавщицы что-нибудь на опохмел. Лужи на дороге скрывали ямы, в которые - сам видел! - уходило полколеса ГАЗ-66.
В 2011 году ночью я зашёл в придорожную нижнеудинскую кафешку. За столиком сидел евротурист и местный житель. На столе стояла бутылка водки и два стаканчика. Евротурист говорил и говорил шорцу душевную речь на английском, а тот согласно кивал и изредка отвечал на плохом русском... "Где-то я это видел... А, точно! В кино! "Особенности Нац.Охоты!"



Так было в 2009 и 2011 годах. Сейчас дорогу отремонтировали, ям больше нет. В остальном всё по-прежнему. С саянской тайги ползут низкие тучи, сыпят на город холодным дождём, а похмельные прохожие бредут в те же магазины... :)

Тогда мы искали здесь гостиницу, чтобы заночевать. Это отнимает кучу времени, сил и разбивает удобный график движения на неудобные куски.
Теперь мы гостиниц не ищем. С наступлением сумерек присматриваемся к карте, находим подходящий свёрток с трассы, и ночуем в сторонке, в лесу.

Вечерний поворот в Красноярском крае встретил нас классическими лесовозными колеями.



По колеям лапокрузер едет хорошо, потому что клиренс. А вот с выездом из колеи возникают проблемы. Потому что резина для австралийского буша, а не для красноярской тайги :)



Однако, хватило 5 минут махания лопатой и тапки в пол, чтобы выбраться из ловушки. А вот на утро, при переезде колей поперёк, номер не прошёл. Проще лебеднуться, чем елозить на месте.



Резина на шоссейном давлении замылилась и весело лизала красноярский суглинок :) Кстати, это был первый и последний раз применения лебедки.



С ночёвками, в общем, всё просто. Ночевать в машине быстрее, удобнее и приятнее, чем в придорожных "мотелях". А вот есть в машине неудобно. В дороге хочется быстро и вкусно поесть горячего.

Главное правило - есть вдали от городов, в кафешках рядом с деревнями. Там другая жизнь и другая кухня. Возле городов дорого, невкусно и хамовато. У деревень вкусно, хорошо и душевно. А 15й канал рации подскажет, в каких именно трактирах кормят как дома. Например, кафе "М53" на 615 км у села Красная Речка. Или "На привале" перед Тулуном, у села Трактово-Курзан. Его легко опознать по выставке ретротехники. На постаменте гордо восседает первый русский пикап ГАЗ-4,



стоит задумчивый опель Москвич



и бодро топорщится ГАЗ-67



Хозяин этой заимки - Дядя Витя. Охотник, рыбак, предприниматель, и вообще человек с активной жизненной позицией. Увидев Лапокрузера, он вышел к нам. Сам он ездит на нерусском пикапе Датсуне, поставленном на русские уазомосты. Надо ли говорить, что обед затянулся... :)
Дядя Витя рассказал про медведей в посёлке, про людей в тайге, про китайцев, приходивших в Саяны мыть золото, про случаи из жизни, густо украшая чистую правду красивым вымыслом :)

Ладно, нам пора. Нам на границу нужно, в Монды. И на четвёртый день мы въезжаем в Бурятию.

Эти последние 100 км - самые живописные из всех предыдущих. Бурятия цепляет. Хочется приехать сюда поподробнее... Прям с полным погружением приехать!

А пока мы проносимся по Тункинскому национальому парку.
Мимо проплывают вот такие конструкции:



Все поняли, что это за склад пиломатериала?



Это забор.



Когда в горах много леса, а в земле много камня - проще складывать забор, а не вкапывать его :)





Здесь вообще всё проще. Вот, например, заправка в приграничном посёлке Монды.
Люди возлагают на неё великие надежды, стремясь залиться до полного перед Монголией.
А заправщик просто спит.
Устал и лёг спать. Там же, в будке, на диванчике.



Вчетвером, вместе с экипажем УАЗика, мы пытались его разбудить. Стучали в окна, пинали в двери и били в стены. Бесполезно. Спит как младенец.
Пришлось ехать как есть.

И вот последний рубеж нашей Родины. У его ворот две машины с монголами ожидают своей очереди. Нас они тоже радостно ожидали. Лапокузера пропустили вперёд и начали обряд поклонения...



Оказывается, если хорошо поклониться Лапокрузеру спереди, он позволит прицепиться к нему сзади.



У одной машины стуканул двигатель, и пограничники разрешили взять её на буксир.
Так, с туземной тойотой на хвосте, мы и въезжаем на территорию Планеты Монголии...


Previous post Next post
Up