Что такое возрастные кризисы у детей, какие они бывают и зачем вообще они нужны?
akva_nuar пишет в mamaznaetvse
http://mamaznaetvse.livejournal.com/103855.html#Все кризисы развития различаются по целям и достигнутым по их окончании умениям. В результате каждого кризиса ребенок получает новые знания о себе и своих способностях, проявляет новые черты характера.
Кризис рождения (отделяет внутриутробный период развития от младенческого возраста)
Первый кризис, который переживает человек - это рождение. Основная задача этого кризиса - приспособиться к окружающему миру.
Кризис первого года (отделяет младенчество от раннего детства)
В результате этого возрастного кризиса у ребенка происходит становление воли. Он начинает категорически возражать, протестовать против запретов и ограничений. Это проявляется в виде крика, истеричных паданий на пол и стучанием по нему руками и ногами. В этот период родителям следует предоставить ребенку чуть больше самостоятельности, а также проявить терпение, сдержанность и быть последовательными.
Основным достижением второго возрастного кризиса является детская или автономная речь. Эта речь отличается от взрослой по звучанию и по смыслу и часто бывает понятна только самым близким людям, находящимися с ребенком постоянно.
Кризис двух лет
Где-то в районе 2-х лет появляется упрямство, иногда сочетающееся с откровенным «шкодничеством». Дети этого периода жизни испытывают родителей с целью установить границы приемлемого поведения. Другая задача - завоевание физической автономии (знаменитое - Я сам!).
Кризис трёх лет (переход к дошкольному возрасту)
Кризис трех лет - это первое серьезное испытание для родителей. Он может начаться уже с 2,5 лет, а закончиться в 3,5 - 4 года. Ребенок осознает то, что он - личность, и действует в соответствии с этим представлением.
Некоторые отрицательные моменты во время этого кризиса можно обойти с помощью режима, твердого распорядка дня. Если изо дня в день повторять определенный набор действий, ребенок запомнит, что одно действие обязательно должно идти после другого, и со временем многое станет выполнять самостоятельно.
Есть и другие моменты, на которые важно обратить внимание родителям трехлетки:
- пересмотрите запреты (некоторые наверняка уже устарели);
- установите обязанности ребенка (это позволит ему почувствовать свою значимость);
- не мешайте ребенку заниматься своим делом, не подсказывайте и не поправляйте, пока он сам об этом не попросит;
- говорите с ребенком, обсуждайте его желания и чувства, покажите, что вас заботит его настроение;
- чаще хвалите малыша;
- если нужно указать на недопустимое поведение, делайте это максимально мягко;
- проявляйте гибкость, ищите компромиссы;
- следите за своими эмоциями и реакциями (многое дети копируют со взрослых).
Когда кризис закончится, окажется, что ребенок научился действовать самостоятельно во многих ситуациях, может объяснить сложные явления и понимает, когда с ним говорят о серьезных вещах.
Кризис 7 лет (соединительное звено между дошкольным и школьным возрастом)
Когда ребенок идет в школу с ним может случиться, а может и не случиться кризис начала обучения. По мнению психологов, это самый спокойный возрастной кризис.
Большая ошибка родителей первоклашки - их непоследовательное отношение к нему. Дома он остается все тем же малышом, за которого принимают решения взрослые; а когда дело касается школы, от ребенка начинают ожидать больше, чем он может выполнить, появляется очень много ограничений. В это время меняются авторитеты. Теперь для ребенка важно не только мнение родителей, но также и то, что говорит учитель.
Основным достижением кризиса 7 лет является развитие самооценки. Это чувство напрямую зависит от успехов в школе, поэтому часто бывает неадекватным. Кроме того, пережив ощущение взросления, ребенок ставит перед собой новые цели, начинает вести себя иначе, больше размышляет и оценивает.
Кризис подросткового возраста (совпадает с переходом к подростковому возрасту)
Это второй, после кризиса трех лет, переломный период. Произошедшие физические изменения влекут за собой и эмоциональные. То, как изменилось тело ребенка, может ему не нравиться, он может начать относиться к себе слишком критично.
Снова меняются авторитеты: теперь очень важным становится мнение сверстников, общению с ними придается больше значения.
Чтобы избежать развития комплексов, родителям подростка следует чаще хвалить и подбадривать его, меньше критиковать и указывать.
В результате подросткового кризиса появляется рефлексия на себя, формируется мировоззрение.