Lohjan Pyhän Laurin Kirkko

Apr 01, 2009 15:54

Маленькая экспедиция к очередному средневековому храму состоялась в последний день февраля, но перевод сведений о нём занял некоторое время. На русском языке информации практически нет. Статья из сборника исследований Маркуса Хиекканена и работа студентов Оулуского универа вменяется мне в уроки финского, а поскольку уроки делать никогда неохота, дело двигалось неспешно.

Как обычно, официальная дата основной части средневекового строения значительно его омолаживает. В случае с Лохьяской церковью св.Лаврентия разница с первейшими постройками на месте существующих и датой постройки каменного храма (1470-1490) составляет почти пять веков.

Во время проведения раскопок в 1966 году в основании фундамента были обнаружены монеты периода 1300-1350 годов. В архивах найдены сведения из переписи населения 1323 года, где упомянуты приходские события 1000-1200 годов. Таким образом, христианская традиция и уклад в древнем поселении в бассейне системы озёр Lohjanjärvi существует уже добрую тысячу лет.

Это место на карте: 60° 15' 0" North, 24° 5' 0" East




Ещё до теоретического подтверждения, имея опыт знакомства с основными церквями южного и юго-западного побережья, я оценила высоту и объём этой постройки из серых валунов. Крупнее её только собор в Турку и монастырь Bridgettine в Наантали. Внутренняя поверхность площади лохьяского храма составляет 670 м2. Высота северной стены 40 м. Толщина стен 1,5 метра.





В плане это псевдобазилика с тремя нефами и перекрестными сводами.




Как и все храмы этого круга, Lohja Laurin kirkko была основана во времена единой церкви, каменная церковь выстроена католическим орденом, а после Реформации постепенно перестроилась в лютеранском стиле.

Самое тяжёлое время было в годы Северной войны, особенно в 1713-21, когда западные области подверглись опустошительному разрушению при оккупации Россией, нацеленной на области, принадлежавшие Швеции (в юго-восточной Финляндии, предназначенной в первую очередь к присоединению к России, общий разгром хозяйства не был столь значителен). Церковь св.Лаврентия долго стояла с выбитыми окнами. В стенах появились серьёзные трещины. Крыша была повреждена настолько, что возникла угроза обрушения сводов.
После десятилетий разрухи только в 1753 году на средства королевского двора началось восстановление. Пол был значительно поднят, что уменьшило высоту внутреннего помещения. Для улучшения освещённости проделали дополнительные оконные проёмы, уничтожив при этом часть стенных росписей. Вообще, в 1800 году развернулась долгая дискуссия между викарием и приходским советом о судьбе интерьера храма. Тогда же под знаменем борьбы за освещённость были оштукатурены древние фрески.

К счастью, по прошествию смутного времени и установлению в автономном Великом княжестве своих национальных институтов, стараниями научного комитета, в 1886 году были удалены записи и штукатурка со стенных росписей. Фрески были тщательно скопированы, исследованы и укреплены. Но основные работы по приведению храма к исконному виду проводились в 60-х годах ХХ века. Тогда уровень пола был опущен до прежнего уровня, что позволило провести археологические раскопки в фундаменте. Ещё важнее были реставрационные работы стенных росписей, относящихся к 1500 году и выполненных в технике al secco (живопись по сухой штукатурке натуральными пигментами со связующим в виже желтка и винного уксуса).

Художественная группа росписей в лохьяской церкви отличается от ближайших подобных церквей, которые мне уже удалось наблюдать. Учёные относят их к стилистически родственным работам артели мастеров из Средней Швеции.
Наиболее интересны сцены в алтарной части, где изображены события древнего Рая и главный "хит" - рождение Евы из ребра Адама.





Древо Иессеево - художественное воплощение родословия Христа, изображавшееся в виде ствола дерева с ветвями, на которых в медальонах представлены были Его предки.



Праотец Иессей изображен лежащим внизу в центре. Из его груди вырастает виноградная лоза, образующая медальоны, в которых заключены праотцы и пророки, ведущие род к рождению Спасителя.



Сцены Страстей Христовых:





Но совсем пугающие сюжеты в росписях свода притвора. Это крестьяне, занимающиеся мирным трудом, оказываются сопровождаемы бесами и это дидактическое напоминание о необходимости "поднять голову от межи", оторваться от будничной суетности, в которой нет спасения. В росписях наглядно показана история тягостных грехов, начиная с убийства Каином Авеля и искушения от злых сил, подстрекающих простых тружеников на воровство и обман.





Кросс-пост в arch_heritage

Средневековье, Финляндские истории, старинные церкви Финляндии

Previous post Next post
Up