История одного документа - "директивы 1601/41" О планах по уничтожению жителей блокадного Ленинграда

Jan 31, 2014 16:18


Сразу признаюсь, что специалистом по истории блокадного Ленинграда я не являюсь, поэтому прошу не судить строго за нижеприведенное исследование.

Основой подтверждения планов нацистов по уничтожению Ленинграда (и его населения) в советской историографии традиционно служит один документ, который в последнее время стал очень цитируемым. Однако сам документ, при внимательном изучении вызывает ряд вопросов и сомнений.

Этот документ ошибочно называют «директивой Гитлера №1601 от 22 сентября 1941г.»

Не знаю, кто виноват в таком искажении, то ли советская историография, то ли «писатели» из идиотской русскоязычной Википедии, но название разошлось повсеместно. На самом же деле документ в первоначальном виде упоминается как Директива начальника штаба ВМФ L-a 1601 от 22 сентября 1941г. «Будущее города Петербурга» (Weisung Nr. Ia 1601/41 vom 22. September 1941 «Die Zukunft der Stadt Petersburg»).

И вот с этого момента начинаются странности.

Приведу сперва текст «Директивы» (взят с сайта «хроно»):

«Будущее города Петербурга
1. Чтобы иметь ясность о мероприятиях военно-морского флота в случае захвата или сдачи Петербурга, начальником штаба военно-морских сил был поднят вопрос перед Верховным главнокомандованием вооруженных сил о дальнейших военных мерах против этого города.
Настоящим доводятся до сведения результаты.
2.Фюрер решил стереть город Петербург с лица земли. После поражения Советской России дальнейшее существование этого крупнейшего населенного пункта не представляет никакого интереса. Финляндия точно так же заявила о своей незаинтересованности в существовании этого города непосредственно у ее новых границ.
3.Прежние требования военно-морского флота о сохранении судостроительных, портовых и прочих сооружений, важных для военно-морского флота, известны Верховному главнокомандованию вооруженных сил, однако удовлетворение их не представляется возможным ввиду общей линии, принятой в отношении Петербурга.
4.Предполагается окружить город тесным кольцом и путем обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбежки с воздуха сравнять его с землей.
Если вследствие создавшегося в городе положения будут заявлены просьбы о сдаче, они будут отвергнуты, так как проблемы, связанные с пребыванием в городе населения и его продовольственным снабжением, не могут и не должны нами решаться. В этой войне, ведущейся за право на существование, мы не заинтересованы в сохранении хотя бы части населения.
5. Главное командование военно-морских сил в ближайшее время разработает и издаст директиву о связанных с предстоящим уничтожением Петербурга изменениях в уже проводимых или подготовленных организационных мероприятиях и мероприятиях по личному составу.
Если командование группы армий имеет по этому поводу какие-либо предложения, их следует как можно скорее направить в штаб военно-морских сил.».

Для понимания исторического значения этого документа необходимо ответить на ряд вопросов:

1. Существует ли такой или подобный документ?

2. Каково его реальное содержание?

3. Что он из себя представляет с точки зрения его значимости?

Сомнение о том, что такой (или подобный) документ существует (в немецких источниках дается ссылка с иным цифровым обозначением и датой Weisung der Seekriegsleitung (M 178/M 005 691-93) vom 29. September) можно сразу снять.

Впервые данный документ всплывает на Нюрнбергском процессе. Он представлен советским обвинением в качестве документа USSR-113 или С-124 , представленный британской стороной, как доказательство преступлений нацистов.

Советское обвинение обращается к этому документу на 65-й день 22 февраля 1946 года. В своей речи, посвященной обвинению нацистов в совершении военных преступлений - разрушении городов и деревень на территории оккупированных стран и прежде всего - СССР, представитель обвинения от СССР Рагинский, в качестве доказательств обвинения «гитлеровских сообщников» привел выдержки из двух документов: «Директивы военно-морского штаба» и «секретного приказа Йодля» : «Таким образом, у нас находится в распоряжении оригинал этого документа, который был распространен в нескольких экземплярах... С вашего разрешения, г-н Председатель напомню Трибунала содержание этой директивы. В этой директиве говорится, «Фюрер решил стереть город Петербург с лица земли,» планируется блокада города, надежно, подвергнуть его обстрелу из артиллерии всех калибров и с помощью постоянной бомбардировки с воздуха, чтобы сровнять Ленинград с землей. В этом приказе также говорится, что если последует просьба о капитуляции, такой запрос должен быть отклонен Германией. Наконец в этом документе отмечается, что эта директива исходит не только от военно-морского штаба, но и от OKВ.» (Нюрнбергский трибунал. Том 8. стр.113)

В советском издании о Нюрнбергском процессе 1954 года это документ приводится в таком виде:

ИЗ СЕКРЕТНОЙ ДИРЕКТИВЫ ВОЕННО-МОРСКОГО ШТАБА ОТ 22 СЕНТЯБРЯ 1941 г. ЗА № 1-а 1601/41 «О БУДУЩНОСТИ ГОРОДА ПЕТЕРБУРГА»

[Документ СССР-113}

...I. Чтобы внести ясность в мероприятия военно-морского флота на случай захвата или сдачи Петербурга, начальником штаба руководства морской войной был поднят перед ОКВ вопрос о дальнейших военных мероприятиях в отношении этого города.

Настоящим доводятся до сведения результаты.

2. Фюрер решил стереть город Петербург с лица земли. После поражения Советской России нет никакого интереса для дальнейшего существования этого большого населенного пункта. Финляндия точно так же заявила о своей незаинтересованности в дальнейшем существовании города непосредственно у ее новой границы.

3. Прежние требования военно-морского флота о сохранении верфей, гавани и прочих важных военно-морских сооружений известны ОКВ, однако удовлетворение их не представляется возможным ввиду генеральной линии поведения в отношении Петербурга.

4. Предположено тесно блокировать город и путем обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбежки с воздуха сравнять его с землей.

Если вследствие создавшегося в городе положения будут заявлены просьбы о сдаче, они будут отвергнуты...

То есть только та часть документа, которая была мной подчеркнута вначале. В ином контексте этот документ нигде не всплывал вплоть до последних времен.

Документ ни разу не использовался в контексте обвинения в намеренном уничтожении жителей Ленинграда нацистами и часть документа (если она вообще существует), касающаяся населения Ленинграда никогда не использовалась , не оглашалась и не трактовалась в этом контексте.

В ходе Нюрнбергского процесса обвиняемый - адмирал Редер был допрошен относительно этого документа, подписанного Генерал-адмиралом Фрике, и планов ВМФ относительно Ленинграда.

Вот показания адмирала Редера: «Я просил Гитлера, когда я услышал, что он намерен в ходе войны обстреливать Ленинград, что он должен сохранить порт и доки, потому что они будут полезны для нас, так как мы хотим переместить наши базы дальше на восток по причине британских воздушных атак в Прибалтике. Незадолго до даты, о которой Вы упомянули, адмирал Фрике был в штаб-квартире Фюрера -я не знаю по какой причине- и там говорил с фюрером в мое отсутствие. Фюрер объяснил ему, что планируют обстреливать Ленинград, особенно с самолетов, и он использовал эти весьма преувеличенные слова, которые затем были написаны в документе. ВМФ не имел абсолютно ничего общего с обстрелом Ленинграда. Мы не получали приказов об этом. Мы были заинтересованы только в одной вещи, что следует сохранить верфи и портовые сооружения.

Фюрер проинформировал Фрике, что, к сожалению, он был не в состоянии сделать это, потому что попадания, особенно если с самолета, не могут быть направлены так точно. Все, что мы могли бы сделать - это сообщить Генерал-адмиралу Карльсу что Ленинград, в случае захвата не может использоваться в качестве базы и Генерал-адмиралу Карльсу придется остановить приготовления, которые он уже начал: выделение немецких рабочих и, вероятно, техники, которая была предназначена для использования в Ленинграде позже. Карльс должен был знать об том, и так называемый Департамент интендантства ВМФ должен был знать об этом, и именно поэтому адмирал Фрике написал эту бумагу. К сожалению, он включил в этот документ выражения, используемые Гитлером, которые никак не связаны с делом, поскольку мы были обеспокоены, потому что ничего не делается с обстрелом. Тем самым он не берет на себя в любом случае ответственность, в том смысле, что он одобрил его. Он считал только, что он должен был включить формулировку Гитлера в документ. Военно-морской флот не имел ничего общего с этим вопросом. Не было бы необходимо издавать его, и, к сожалению, и очень неуклюже, выражение, используемое Гитлером, было введено в этот документ. Однако ничего не произошло, и этот документ не был передан Генерал-адмиралом Карльсом нашему финляндскому командованию. Это вся история… Это не директива, потому что письмо не было представлено мне для передачи, и это показывает, что документ не считался очень важным. Он не был директивой для проведения любой операции или что-нибудь важного. Это была просто директива, чтобы остановить все что можно было бы сделать в отношении баз; так что действительно ничего не произошло. Таким образом, когда этот документ был принят адмиралом Фрике, ничего не произошло вообще. Это было совершенно лишним… Это не вопрос обстрела Ленинграда, с которым мы ничего не делали вообще. Это был незначительный вопрос, который касается нас, вопрос о том сможем ли мы позже установить там военно-морскую базу, или мы могли бы доставить рабочих и машины и вещи в Ленинград. Это был небольшой вопрос. Обстрел Ленинграда был бы серьезным вопросом.» (НТ. Том 14. с.221-224).

Можно, конечно не доверять обвиняемому Редеру, но показания Редера были подтверждены свидетельскими показаниями адмиралов Вебера и Шульте-Мёнтинга, а также заверенными показаниями адмирала Бютова.

В связи с этим данный документ не нашел своего отражения в приговоре трибунала.

Следовательно, т.н. «директива Гитлера 1601 от 22.09.41г., которая в настоящее время используется в качестве подтверждения планов Гитлера и немецкого командования в отношении уничтожения Ленинграда вместе с его жителями, таковым подтверждением не является.

И историческое значение данного документа минимально.

Однако это не опровергает того, что у Гитлера было намерение стереть Ленинград с лица земли. Что же касается планов относительно населения Ленинграда, то более точно их отражают документы Группы армий «Север», приведенные Игорем Петровым: http://labas.livejournal.com/1054907.html

СССР, Документы, Заметки, История

Previous post Next post
Up