Nov 21, 2009 11:04
Еще в "довзломовом" жжурнале задавал такой вопрос.
Суицид - тягчайший грех в христианстве.
Вот эпизод Ливонской войны (1577 год).
Русская армия без сопротивления вступает в "немецкий" город Венден. Те, кто ее более всего боятся, укрываются в магистерском замке с женами, детьми и имуществом. Отстреливаются. Пушки Ивана Грозного три дня громят стены замка. Защитники откликаются на призыв одного из них: "Умрем, ЕСЛИ ТАК УГОДНО БОГУ; но не дадим себя тирану на муки. Подорвем замок!" Своды замка упаковываются порохом, все причащаются, встают на колени - горящий фитиль и... короче, все умерли (история пересказана из Карамзина, поэтому возможно все было не совсем так).
Вот такого рода смерть это ведь тоже самоубийство? Насколько участники этого коллективного суицида, осуществленного в бесспорно специфических обстоятельствах, могут рассчитывать на спасение от Господа? Самоубийство, совершенное во имя непопадания в рабство или спасения себя от мук? - это тоже тяжкий грех в христианстве? Заметим, что они воспринимали лишения себя жизни как «угодное богу».
К стыду своему только недавно узнал, что Венден (ныне латвийский город Цесис), это вообще какой-то город военной славы самоубийц.
21 октября 1578 г. (то есть не прошло и года после описанных выше событий) у Вендена произошло сражение между русским войском под командованием князя И.Ю. Голицына и польско-шведской армией под командованием гетмана Сапеги и генерала Бое.
Татары, которые были на стороне русских, удрали, когда по ним начали палить из огнестрельного. Русские к лагерю отступили, отстреливались до темноты. Ночью Голицын с приближенными удрал в Дерпт. За ним убежала пехота с конницей.
Остались одним артиллеристы, решившие показать врагу, что "русские не сдаются". На следующий день, расстреляв весь боезапас и не желая сдаваться в плен, русские артиллеристы повесились на своих пушках.
Собственно говоря, этим поражением были перечеркнуты результаты успешной кампании 1577 года. Начались сплошные неудачи, усугубилась "лунгинизация" Ивана IV. Короче, война для русских покатилась к поражению.
Но вот вопрос с русскими артиллеристами. Можно ли христианам убивать себя вот так героически? Не в ад ли их потом упекают, как самоубийц?
Замечу, что в официозе они всегда подавались как герои.
PS: После этих двух Венденских историй становится понятно, почему прибалты до сих пор в лидерах по суицидальности. Чего-то там, видать, в окружающей среде не то.
История России