Ретроспектива опыта в серии Total War. Ч.2. Rome.

May 17, 2021 23:09

Спустя год и месяц после выхода первой части, таки сподоблюсь на вторую часть.

Пока неспешно компоновал эту заметку, встретил рейтинги игр серии Total War.
[ТРИ картиночки]






Как видим, Ваха2, первый Рим и вторая медь рулят.
Мой личный рейтинг выглядел бы следующим образом:
1. Rome II
2. Warhammer II

Вне рейтинга. Shogun -- по старой памяти.

Не прошло и три года Прошло уже более трёх четырёх лет, как пообещал поделиться " экскурс в опыт игр серии Total War ... в отдельной записи". Штош, продолжим.

Когда в 2004 году узнал, что следующая часть серии Total War будет сделана на трёхмерном движке под 3D-ускорители, то усомнился, что игра станет популярной, поскольку такие чудеса потянут не только лишь все компьютеры. Я ошибался =)

Знакомство с Rome: Total War началось в сентябре 2004 года, с демо-версии, взятой на диске, шедшем в комплекте одного из номеров замечательного (по старой памяти) журнала Game.EXE.
В демке была возможность сыграть бой с участием республиканских римлян и карфагенян.
В анналах сохранился снимок экрана с комментарием:
"Забег гончих на 2000 метров с оружием. В роли зайца выступает римский легионер. Ату его, Ату! Первому забившему римлянина Геннибал обещал золотой перстень с рубинами со своего пальца! :D"


После выхода Rome: Total War немедля приобщился.
[МНОГОбукв]Игра вернула интереса к чтению "Анабасиса" Ксенофонта и вообще пришлась по нраву зело. Сообщали, что движок лицензировало BBC для живых иллюстраций сражений допороховой эпохи.

Ещё парочка самодельных скринов


Как-то гонял кампанию за скифов.
Серия петроглифов на каменых бабах со степных курганов донесла до нагих дней фрагменты хроники боевых действияй в районе города Кампус Гети.

Рисунок одного из боёв на территории нынешней Румынии.


Фракийцы пришли в очередной раз брать город и в очередной раз великий вождь Ара Всемогущий пришёл из соседнего скифского города Кампус Скифи на деблокирование. Вот этот бой был на подходе врага к городу.
Фраков много, есть фаланги.
У меня три сотни топорщиков, две сотни скифских всадников, сотня конных лучников и банда вождя.
Бросаться на шоблу врагов было самоубийством.
Выход нашёлся сам. Сначала раздёргал противника с флангов огнём лучников и маневрами всадников. Так от главных сил отходили отдельные отряды которые потом коварно уничтожались кавалерией. Потеряв несколько отрядов фалксменов и одну фалангу враг заметался и кинулся в атаку. Я поставил топорщиков в режим защиты. Единственная фаланга катком двигалась на одну из сотен топорщиков. Перед самыми копьями я двинул их бегом назад.
Другие топорщики ударили во фланг, фаланга посыпалась и стала бежать.
На флангах продолжались бои кавалерии с фалксменами, в центре в атаку пошли топорщики.
В конце концов враг стал бежать и тут как всегда вовремя подошло подкрепление из города. :)
Вощем порвали мы злодеев и был уяснен новый элемент тактики...

Но в итоге кампания не задалась:
...порвали мою скифскую задницу на египетско-дакийско-фракийско-парфянский флаг :)
Последними прибежали египтяне и дали жару в последней провинции на месте нынешней Астрахани.
Вот схематическое изображение на каменном валуне, показывающее боевой эпизод времен жарких боёв за территорию где ныне стоит Украина.
"Мои всадники преследуют дакийцев...."


Так же в анналах сохранилась аутентичЪная запись на папирусе, в которой повествуется об одном из эпизодов кампании за Понт:
Выяснилось что на среднем уровне мне довольно просто играть. Я уж было возгордился. Решил врубить сложный. И тут понял что я ещё оооочень слаб в игре :-)))))
На сложном режиме в начале было много чего, но вот то о чём пишу.
Побежал почти сразу к провинции Галатия со столицей Анкарой. Там наскоком получил пизды от местных (сложный уровень) и с позором ушёл.
Далее решил им мешать жить и сделать набег.
В набеге учавствовала банда члена царской семьи (понтийская тяжелая кавалерия - средневооруженные дротикометатели) и две банды конных дротикометателей (лёгкая кавалерия).
Прибежали к деревне Анкара, которая была ещё даже без стен. Там были две банды милицейских гоплитов (самые дешевые, низкоподготовленные и слабовооруженные гоплиты, но фаланга есть фаланга), две банды крестьян и, в качестве подкрепления, две банды лёгкой греческой кавалерии (мужики с маленькими мечами).
Прибежали, закидали задротиками два отряда, при этом рассеяв один - гоплитов и, расстреляв весь довольно скромный "боезапас", побежали обратно.
Как покидать поле боя, если сражения мы стремимся избежать, а цель лишь измотать противника?
Похоже это не предусмотрено. Либо ты победил либо тебя победили. Есть так же Ничья, но она имела пока место в автобоях. Как добровольно покидать поле боя? Только бегом за доступные границы. Комп такое посчитал за поражение и, более того, по итогам боя убил мне генерала :)
Получается что такой набег в игре невозможен....

Ещё размышления "анонимного автора" тех времён о тактике:

Интересная идея - пехота, лёгкие подразделения связывают злодеев ослабляют, разрывают их внимание и как бы растаскивают их. После образования слабинки в порядках злодеев туда бъёт молот-клевец - средняя-тяжелая кавалерия.

Вопрос такой вырисовывается...
Говорилось о том что иберийцы хороши для наскоков, долгий бой и фронтальную стычку им не выдержать. Хорошо. А реально в игре будут иметь эффект эти наскоки на противника (hit-and-run)? Людей это, ясное дело, понемногу будет ему убавлять :) Будет ли это убавлять ему мораль и силы (снижать уровень ныносливости)?
Я к чему говорю. Можно ли будет например отряд, каре стойкой средней пехоты (без крайностей: не велитов, не фалангитов) развалить кавалерийскими наскоками средней и лёгкой кавалерии (тот же hit-and-run), подбежали-атаковали-убежали, постепенно деморализуя противника и ослабляя его физически и численно, если долгий бой невыгоден? (к примеру кавалерийские атаки на каре: одной атакой как правило развалить каре нельзя и всадники понесут потери, посему каре разваливают наскоками, где сам непосредственно бой длится небольшое время (минуту-две? или менее) и затем быстрый отход. Время контакта небольшое, но воздействие на мораль каре, усталость и его потери растут быстрее, как правило, чем у коней.)

Несмотря на тогда зарождавшийся интерес к Понту, в первой части Rome был первый и последний случай долгой игры за собственно Рим. Вспоминать что-то особенное из той кампании нечего. Как-то быстро дошёл до стадии, когда затаптывал противника массами полнокровных корпусов, отыгрывая заведомо выигрышные сражения на автобое. Скучно.


Потом вышло дополнение Rome: Total War: Barbarian Invasion.
Ознакомился с демкой на диске к журналу Game.EXE #10'2005.

игра начинается примерно в начале-середине IVв. н.э и заканчивается в конце Vв датой падения Западного Рима.
Безумно рад что наконец то есть византийцы! Жаль что такой маленький срок, но иначе нельзя. С падением Рима закончилась Древность, Античность и началась другая эпоха - Раннее Средневековье.
Надеюсь что далее выйдет версия Рима посвященная раннему средневековью ДО арабских завоеваний и вторжений викингов.То есть золотой эпохе Византии времен Юстиниана, Ираклия и Маврикия. Эпохе войн Велизария (с персами, вандалами и готами) и войн Ираклия с персами. Возможно игра будет называться Byzantium: Total War. Такую игру я куплю лицензионную.
Итак - демка. Для игры доступен раздел исторических сражений и обучающая миссия сделанная с измененными скинами обучалки первого Рима.
Из знакомых исторических сражений заметил только сражение на Каталаунских полях с количеством войск явно уступающим оригиналу в разы ;)
Из явных нововведений заметил колесницу-тачанку с установленной в тележке баллистой. Прикол :)


Ещё у Западного Рима замечен отряд Католических Священников. Плохой шаг.


Мало того что это сборище клоунов больше походит на магов из РПГ-игр. Католичество как таковое появилось лишь через несколько сотен лет после описываемых событий. А пока Римом правит единая христианская церковь с главой в Константинополе, раздираемая противоречиями, которые скоро будут устранены на вселенских соборах.
Вообще приятно посмотреть на воюющих 3х мерных воинов эпохи заката Рима.

[ЗАНУДНОЕ описание боя без картиночек]Нашёл единственный бой за Восточный Рим и запустил его. Ещё мало в чём разбираюсь.У нас 5 банд тяжелой пехоты одного типа , 4 банды тяжелой пехоты другого типа, 3 банды лёгкой пехоты дротикометателей и отряд телохранителей полководца - порядка 800 человек. У Западников порядка 1000 человек - до 4х банд гвардии (Ауксилия Палатина), до 3х банд ещё какой то своей пехоты, 3 банды федератов, 2 банды лучников, банда священников шаолиня и банда германцев-телохранителей генерала численностью вдвое больше моих.
Ставлю сложность на VeryHard. Начинаем.
Поднимаемся на вершину длинного холма и там выстраиваем силы.
4 банты тяжелых в центре, 1 за правым крылом. Копейщиков вперед. Остальных на фланги. Западники подходят. Сминают копейщиков и бьют по флангам пехотой с монахами и кавалерией. Правый фланг смят. Там под раздачу попадает мой генерал и там же гибнет. Войска в ужасе. Организованное сопротивление падает. Часть банд разбегатся часть ведет бой в одиночку, гибнет отступая. Поражение.
Вторая попытка. Все в ряд. Лёгкие впереди на максимальной растяжке.
Похожий сценарий. Лёгкие раздавлены. Один фланг там же пробит кавалерией с монахами и пехотой. В бой ввязывется мой генерал и там же быстро гибнет. Опять паника и поражение.
Третья попытка. Строимся так. В центре самые тяжелые: выстроены плотно клином вперед 2-3 как тут ==> -=-. На левом фланге другие все тяжелые в линию глубоких колонн, на правом все копейщики и за правым крылом генерал. Всем и вся ставлю команду на оборону, держат позицию и одновременно на огонь по желанию (у всех есть дротики).
Враг атакует. Перед моим строем разделяется на 3 части. В центре что то неопределенное и лучники. На моё левое крыло идёт группа войск и пытается ввязаться в бой. Наши стоят строем не ввязываясь. Потом вдвоём атакуют один отряд западников и он быстро начинает паниковать. Дорогие отряды пытаются грызть оставшиеся два. В центе масса красных налетает на моих тяжелых стоящих монолитом. Как налетает так и отлетает :) На правом крыле злодей атакует атк же как и предыдущие 2 раза. Копейщики принимают на себя удар конных германцев-телохранителей которые прошивают их насквозь. Даю команду второму отряду копейщиков атаковать коней. И кидаю в бой своего генерала. Вражеская конница вязнет в наших копейщиках и гибнет там же вместе с генералом. Враг начинает трусить. И там уже дело техники :)
Звучит песня Running Wild - Victory :)


Потом запустил сражение на Каталаунских полях, но после того как рассмотрел всё что у меня есть вышел из игры.
Будет интересно посмотреть что там в полной версии.

Расширенный список играбельных фракций значительно увеличил интерес к игре. После выхода плотно не играл.
[МНОГОбукв]Помню лишь неудавшуюся кампанию за славян, от которой до наших дней сохранилось лишь две миниатюры.

Стычку каких-то славян с какими-то чюрками нерусскими


Безумная атака безумных славянских воинов Волка - берсерков - на самых крутых армянских тяжёлых всадников %) Они САМИ на них ринулись :))))




Пробовал три мода фанатские модификации на Rome: TotalWar.

1. Поздней зимой 2007 года решился на скачивание 300-мегабайтового мода "Europa Barbarorum" для Rome: Total War: Barbarian Invasion. Скачивал через диал-ап, уложился в неделю по 3-4 часа по ночам.
В то славное время, оный мод, а так же Medieval 2: Total War взвали творческие порывы в виде участия в модостроении, увлечении Средневековьем, а так-же написании эпической саги " ДЕЯНИЯ ГУННОВ".

2. Мод "INVASIO BARBARORVM VII" скачал весной 2007 года.
Там отыграл лишь один бой, описание которого дано в надписи на триумфальной арке стеле в Риме Ктесифоне.
Восточная Римская Империя vs Государство Сасанидов (раннесредневековая Персия то бишь).
10.000 древних рублей на нос. Все атакуют.
[ПРОДОЛЖЕНИЕ текста]Персам поставил случайную покупку на все деньги, чтобы сурпрыз был.
Себе накупил сил примерно на усиленный пограничный гарнизон:
- 4 ауксилии коминатенов (пограничный гарнизон)
- 4 банды дротикометателей (заименование не запомнил)
это и был собсна пограничный гарнизон, а теперь усиление %)
- 4 ауксилии каких то ниипаццо копейщикофф и 2 ауксилии каких то хорошо вооруженных меченосцев (наименования тоже не запомнил - чОрт ногу сломит от позднеримских и ранневизантийских названий %))
- 5 банд строевых византийских лучникофф в овчинных кажись шапках %)
из коняшек взял:
- банду аналогичных лучников, но конных
- банду скутариев ("шитоносцев", конных копейщиков)
- тагму палатинской, дворцовой, элитной аристократической кавалерии, которую назначил на роль отряда военачальника.
Всем пограничникам купил опыт на 1 шеврон, всей приданной рукопашной пехоте нарастил бронь и мечи, отряду военачальника прибавил всё до серебрянного цвета.

Фабула была такова:
На персидскую границу прибыл мальчеГ-мажор из Константинополя с отрядом воинов отца и несколькими тагмами императорской пехоты с целью порезвиццо в свободное от молодецких пьянок время %)
А к этому времени на границу с ТОЙ стороны "[i]понаехали тут всякие[/i]" %)
Кто конкретно и как много - стало известно только уже на поле боя.

Ввиду совершенного скудоумия силы разместил почти по-варкрафтовски %)

Впереди рассыпным строем дротикомитеталей. Основным строем поставил в линию два клина. На флангах клина поставил копейщиков, на острие - бронированную пехоту. Пограничников на фланги. Лучников за строй и на правый фланг.
Полководца за строй в центр. Кавалерию на левый фланг - тревожить врага.
Начали...

По итогам боя нас разорвали на Сасанидский ленточный флаг %)
Персы кинулись в бой на неприкрытый кавалерией фланг своими латниками. В центр ударила тяжелая бронированная пехота с клевцами. Моих конных лучников на себя взяли их гиппотоксоты %) Это не считая всевозможной лёгкой персицкой пехоты.
На всё тот же фланг навалились ещё и .... СЛОНЫ! %)
Кроме того из их позиций вела интенсивный огонь камнеметательная артиллерия.

Наш правый фланг был сразу смят и к концу боя растоптан и рассеян тяжёлой кавалерией персов. Слоны больше напугали до усёра чем вреда нанесли :) Мы их быстро заструляли огненными стрелами.
В центре мужественно и стойко сражались пограничники и приданные императорские воины-фалангиты. Сражение шло упорно и с переменным успехом. Никто не хотел отходить, никто не давал слабину. Силы были равные. И помочь было не кем - остальные сражались с кавалерией. Когда персидские латники прибили и отряд военачальника, быстро забив мальчика-мажора булавами в мясно-костяную тряпку, тогда они принялись и за нашу фалангу, атаковав её с тыла...
Тем временем остатки нашей кавалерии скутариев и лучников были собраны в кулак и брошены на попортившую много крови шестиустановочную батарею катапульт и порубили её.
Но в итоге победа оказалась на стороне огнепоклонников...

В пылу боя художник попал под лошадь скрины не делал :-\


3. Ещё пробовал бета-версию мода "Огнём и мечом", сделанного интернациональной русско-украинско-белорусско-польско-литовско и так далее сборной :) Мод на тему истории Восточной Европы времен от правления Иоанна IV Грозного (середина XVIв) по весь XVII век. Там даже есть Всевеликое войско Донское и Грузинское царство %-) правда в бете недоступны.
По сути дела, после "Казаков" это единственная игра о данном периоде истории.

Из перехваченной казаками татарской грамоты:

Запустил самодельный бой.
Московия VS Крым

[ПОДРОБНОСТИ]Сложность забыл выставить - была по умолчанию =)
Я за крым (по ошибке :) - хотел за Московию)

татарам - отряд тяжелой крымской пехоты (лучники) и отряд ногайцев (очень лёгкие всадники :))
русским - отряд обычных стрельцов и отряд дворцовой гвардии - рынд :о)

В начале боя приятно удивило наличие в русской пехоте знаменосца и музыканта с офицером. Прямо как в Казаках =)
Крымчкаки показали отличное качество своих луков и стрельбы из них. Рынды побежали в атаку на лучников и были сильно расстреляны, потом во фланг уарили ногайцы и покосили всех рынд. Но всё же чувствовалась в них высокая мораль и решительность.
Безостановочным огнём пехоты сильно покосили стрельцов и растоптали их ногайцами. Стельцы за весь бой сделали несколько залпов, но никого не прибили.
Лучники крымчаков за весь бой истратили тока 2/3 боеприпасов, хотя огонь вёлся нередкий.

Итого 100% противника было уничтожено при 0% наших потерь.


Донесение воеводы Никифора сына Сергиева о столкновении с литовцами, пришедшими творить неправду, учинять разбой и обижать торговых людей наших.

Вот на память скрин из другого самодельного боя. Я решил опытным путём выявить себе оптимальный состав боевой группы за 4500 рублей.
Итого как показано на нижней панельке скрина:
- Воевода со своими дружинниками;


[ПОДРОБНОСТИ]- полусотня тегиляев (массовая кавалерия Московии);*


- пушечный наряд в составе 3х пушек;
- две сотни обычных стрельцов;


- сотня городовых казаков (профессинальные нелинейные стрелки на государевой службе);**


С войсками противника купленными случайным образом на аналогичную сумму поражений не было.
На скрине показан показательный расстрел стрелков Великого Княжества Литовского. На горизонте - стрельцы, казаки, всадники и пушки %)




[КРАТКИЙ отч0т о тестировании]Вот косяки навскидку:

Кампания за провинции - OIM:
- похоже кампания не работает. выбираем любую фракцию, жмём на стрелочку и 0 эффекта - выскакиваем в экран выбора кампаний.
- на щитах выбора фракций (напишу упрощённо наименования) Венеция, Донцы, Швеция, Трансильвания, Курляндия, Черногория, Молдавия, Валахия, Сефевиды, Имерети выскакивают таблички с кратким описанием и описание (не всегда) ниже про Лангобардов, Берберов , Бургундов, Славян, Романо-бриттов, Остроготов, Кельтов, Германо-франков, Вандалов, Готов соответственно.
- наименования провинций которые нужно захватить/удержать каждой фракции указаны на аглицком.

Исторические и сингловые сражения:
- наименования на аглицком
- Battle of Chalon (90% войска обеих сторон - корабли! :)) - вылетает после нажатия кнопки о начале боя.
- в окне итогов боя иконка фракции Крымских татар (около имени командира) отображается в виде квадрата заполненнго рядом сине-желты полос по типу штрих-кода.

Юниты:
- наименование способности пушки "Стрелять огненными стрелами" думаю следует переименовать
- тяжелая пехота и лёгкая кавалерия крымчаков при спуске с горы дёргается
- описания почти половины юнитов Крымчаков идентичные
- после M2TW глаз режут клонированные юниты в отрядах.
- дым от ружейных залпов стрельцов более чем жиденький.

Интересно что на карте сражения на Жёлтых водах делает комплек камней очень похожих на Стоунхендж? :О)

Классно сделали парни!
Всего не перечислишь, просто чуффства и эмоции переполняютЪ и не дають толком сказать хвалебыне оды %-)

варгеймы, total war

Previous post Next post
Up