Примерно летом в 1992 года, в книжном магазине военного городка под
Чебаркулём, приобрёл два первых выпуска военно-исторического журнала "ОРЕЛ". Сейчас такое немыслимо, но тираж пилотного выпуска журнала (вышедшего в 1991 году) составил 50 000, а первого номера (1'92) -- 100 000 (СТО тысяч экземпляров). "Крепка была советская власть" (с)…
Ни ранее, ни много лет после этого журнала, ничего подобного в руках не держал.
Оба номера журнала были зачитаны до дыр! При этом, некоторые статьи не были прочитаны ни разу и по сей день.
Несколько лет спустя, использовал почерпнутые оттуда некоторые словесные обороты, при написании школьных сочинений по литературе и даже при поступлении в ВУЗ.
Впечатлили тексты Соколова (обращать внимание на авторство в текстах стал лишь на втором курсе академии и в последующие годы) про
Ульмскую операцию и Голыженкова про "Французскую армию в Сирии в 1799 году".
В пилотном номере, в иллюстрациях до сих пор нелепо (при всём уважении к истории, здравому смыслу и осторожно-почтительному отношению к "вот этому вот всему") выглядят султаны на киверах гвардейской пехоты Российской империи обр. 1805 года.
Если пилотный номер журнала был гимном Наполеону, то первый номер журнала (1'92) уже включал статьи про армии Петра I и Карла XII.
Особое внимание вызвала статья про оловянных солдатиков. Вот её я истинно зачитал до дыр! Однако "50 лет в строю" пока так и не прочитал.
Отсюда началось моё увлечение миниатюрой. Большей частью теоретическое, в итоге.
В
этом году, по время посещения музея Суворова, приметил рядом Музей солдатиков. Посетить оный не получилось.
Непосредственно тут, о сем чудесном журнале упоминал всего два раза, год назад:
ВИМАИВиВС и
Форум.
При перечитывании номеров, в номере 1'92 запомнилась заметка о выходе "московского журнала "Цейхгауз"". Было интересно, что там. Но в продаже, в 90-х его не встречал.
Спустя много лет, во время одной из командировок в северную столицу, удалось найти и купить тот самый первый номер журнала "Цейхгауз". Содержание с упором на униформистику показалось не таким интересным, как у ОРЛА.
Ещё дома по теме наполеоновских война были отцовские тома бессмертного "Войны и мира", в которых по традиции тех времён читал только про боевые эпизоды. Среди детской литературы была детская книжка со
стихотворением М.Ю. Лермонтова "Бородино" из которой, кстати, в то же время оное произведение и выучил.
Последним личным на то время источником по эпохе Наполеона была книжка формата А5, по традиции начала 90-х найденная на мусорке. Книжка со сморщенной от уличной влаги глянцевой бумагой и многочисленными цветными иллюстрациями была посвящена Отечественной войне 1812 года. Особенностей текста той книги не помню. До наших дней, ни эта, ни детская книжка почему-то не сохранилась. Обстоятельства исчезновения неизвестны. Примерно в то же время начал ходить в областную детскую библиотеку, где брал книжки, в том числе и по наполеоновской эпохе.
Примерно в то время родители купили
набор вырезаемых чёрно-белых картонных солдатиков "Бородино". В Ташкенте, дома у прабабушки нашёл,
цветную разновидность бумажных солдатиков по теме. Вскоре стал делать бумажных солдатиков самостоятельно.
Под впечатлением от прочитанного и увиденного на иллюстрациях\репродукциях, к ранее создаваемым батальным рисункам добавил и наполеоновскую тематику. Но, чаще всего, не придумывал новые фигуры "с нуля", а перерисовывал из сторонних картинок, добавлял что-то своё второстепенное и компоновал батальные сцены на бумаге. Типа такого.
С появлением дома видеомагнитофона, с целью научиться рисовать батальные сцены, начал перерисовывать боевые позы и сцены из стоп-кадров. Долго такая затея не продолжалась.
Темой Наполеона болел настолько, что по возвращению в г. Волгоград, любимая учительница истории считала Наполеона моим кумиром, ну а новые одноклассники в 5-6 классе именовали "на войне помешанный"
. Так что бойтесь меня, людишки MWA-HA-HA!!1
Примерно в 1996 году, отец помогал делать реферат на тему "Бородинская битва". Я диктовал текст, а он он печатал на печатной машинке. На первом домашнем компе принтера не было. Первый и последний принтер -- струйный Epson -- у нас появился на втором домашнем компе, в 1997 году. Во время экспериментов с цифровым зеркальным фотоаппаратом Nikon D50 как то сфоткал фрагмент страницы из того реферата.
В 1994 году, после появления в семье персонального компьютера, началась наша эра, длящаяся и по сей день. Соответственно и тема наполеоновских войн затухла до наших "
времён очаковских путинских и покоренья возвращенья Крыма". Затухла настолько, что в игре
Napoleon: Total War не знал, как аутентичЪно воевать! Вообще, тема с отмазкой "я не буду изучать %военное_искусство_такого-то_временени% потому, что под это нет толковой игры" проживёт ещё долго. Всерьёз же увлечение военной историей и историей военного искусства у меня начнётся с покупки в феврале 2001 года III тома "
Истории военного искусства"
Разина Е.А. и летом того же года -- первого тома
харперской энциклопедии военной истории.
В качестве позднего флэшбека могу отнести
творчество с наброском сценария клипа на песню The Hussar от Running Wild.
Пару лет назад, на канале и сайте Гоблина появилось
видео с неким Олегом Соколовым. Лицо показалось знакомым.
Полез в журнал ОРЕЛ. ВНЕЗАПНО -- это он!
Специфический стиль изложения темы Соколовым пришёлся по нраву зело и таки показался весьма сходным с собственным стилем изложения.
Заодно уточнил вопрос с судьбой журнала ОРЕЛ, о которой знал только косвенно, по цитате "печальная судьба журнала ОРЕЛ". Как выяснилось, всего было выпущено три номера. Закачал на торренте третий номер. Пролистал. Добавились темы про XVI и XVII века (стрельцы, мушкетёры, гусария), про китайскую древнюю военную мудрость от Сунь Цзы и винтовки. Уже не то. Наверное, хорошо, что третий номер я в своё время не застал.
В октябре 2018 года
посетил в Санкт-Петербурге первый исторический фестиваль "Цифровая история", где, в частности, неожиданно для себя познакомился с О.В. Соколовым:
После первого разведопроса был очень приятный сюрприз -- на сцену, в образе дивизионного генерала Империи, вышел Олег Соколов!
Жаль, что это был сюрприз. Иначе бы взял с собой в Питер журнал "Орел", для автографа.
Второй разведопрос был на тему противостояние спецслужб СССР и Финляндии в 30-40-х годах.
Третий разведопрос вёл уже сам Гоблин, опрашивая генерал-лейтенанта ФСБ (в отставке, я полагаю) на тему деятельности контрразведки СМЕРШ.
Вторые два разведопроса фактически проходили в режиме монолога.
После серьёзных разговоров, каждый раз следовал весёлый перерыв с непринуждённой обстановкой. Павел Перец жог :)
В конце было вручение призов за самые интересные вопросы.
После закрытия фестиваля выполз в холл и стал выискивать героев дня.
Нашёл Олега Соколова. Рассказал, что знаю о нём со времён журнала "Орел", чем вызвал его приятное удивление =) Поблагодарил его за разжигание интереса к наполеоновской эпохе. Пожал ему руку и пожелал здоровья.
Уставший, но доброжелательный и любезный человек, на голову меня ниже ростом. Рядом, с чемоданом на колёсиках, О.В. Соколова сопровождала девушка. Показалось, что девушка полненькая, черно(тёмно)волосая, не славянской внешности и незначительно выше ростом Соколова. С увиденными год спустя фотографиями Анастасии Ещенко сходства, по памяти, не утверждаю.
==========================================================================
Потрясённый событиями начала ноября с.г., решил приобрести труды Соколова. По-быстрому, в сетевом книжном магазине нашёл только "Битву трёх императоров", изданную при посредничестве Гоблина, в 2019 году, тиражом "всего" 2500 экземпляров (что для наших дней уже весьма и весьма неплохо). Погрузился в чтение и не мог оторваться!!!
На 27 странице таки узнал, на старости лет, происхождение термина "нувориши"!
Ещё при прочтении встретились и вспомнились ранее прочитанные в 90-х и с тех пор успевшие забыться покрыться туманом времени цитаты от Наполеона и про Наполеона про неподкупность и смысл жизни\высшие интересы, выраженные в службе государству и обществу. Так вот откуда я такой ебанутый не такой как все! Хотя, справедливости ради, слова и поступки корсиканца были далеко не единственными, оказавшими на меня влияние, в своё время.
Такой вот пласт личной истории теперь стал достоянием человечества. При условии сохранения носителей информации в будущем, ессно! :-)
P.s. Заметка получилась не совсем "о замечательном историке, блестящем специалисте по наполеоновской эпохе и великом отечественном конструкторе Олеге Соколове", как планировалось, за что прошу меня великодушно простить.
В качестве нового дополнительного аватара прикладываю изображение французского драгуна, взятое из 1'92 -- наиболее запомнившееся изображение из журнала ОРЕЛ.