Сегодня моему деду по матери Базыкину Петру Даниловичу исполнилось бы 85 лет...
Но рассказ выкладываю бабушкин.)
И этим постом открываю новую рубрику своего журнала "История семьи".
Но сначала небольшое предисловие.
Когда бабушка была жива, она очень много рассказывала о своей семье, о своей жизни, о наших родственниках.
Мы слышали эти истории ни один раз. Что-то запоминалось, что-то стиралось из памяти.
Много раз я хотела усадить бабушку, расспросить, записать все её рассказы.
Казалось, ещё успею... Бабушка такая молодая у меня... Не сейчас, потом как-нибудь...
Не успела. И теперь уже никогда не получится точно воспроизвести все её рассказы... Только по памяти.
Но один рассказ я всё-таки случайно записала.
На втором курсе филфака мы проходили Диалектологическую практику.
Нужно было принести рассказ какой-нибудь деревенской бабушки на предмет изучения местных наречий и оборотов речи.
Вот тогда-то я и попросила свою бабулю рассказать о деревенской жизни, обычаях, легендах.
Записала её рассказ на диктофон, потом кассету и тетрадь с текстом отдала в фонотеку факультета.
У меня остался только черновик, написанный мной на скорую руку. Он долгие годы лежал в каких-то моих старых папках.
Время идёт... Я повторяю свои ошибки: откладываю и откладываю написание "Летописи семьи".
Но сделать это обязательно нужно. А так как филолог в нашей семье только я, то и сделать это, наверное, придётся мне..)
Надеюсь, мама и брат помогут мне в этом.)
Ну, и собственно, сам рассказ. Вернее, пока только первая его часть.
Лексику оставляю авторскую.
Так любопытно было слушать, как моя бабушка, которая большую часть жизни прожила в городе, работала машинистом турбины на городской ТЭЦ, т.е.была человеком грамотным, вдруг разволновалась перед микрофоном, стала говорить на деревенский лад, неправильно строя фразы и употребляя разные диалектные словечки...)
Рассказ Базыкиной Екатерины Александровны (урождённой Коноваловой).
Я хочу рассказать про свою деревню, в которой я родилась и прожила там.
Меня зовут бабушка Катя. Родилась я в деревне Новозелёново. Район Гавриловский. Деревня эта названа от того, что там было много зелени. У нас есть ещё и Старозелёново. Это за пять километров от нашей. Вот когда людей стали переселять за пять километров из старой деревни в новую… Я хочу рассказать, как мы там жили.
Жили мы… Глухая наша деревня, но жили весело. У нас было хорошо в деревне.
Было хозяйство. И до колхозов была лошадь, была корова, были овечки, были поросятки и куры, и был кочет. Это значит петух.
А когда началась коллективизация, стали входить в колхоз, лошадь мы сдали. А это всё осталося.
Хлев был. Большой очень двор. Там вся скотина помещалась. Ну, там отделялись друг от друга: и корова, и тёлочки, и куры, и овечки - всё там отделялось, но это общее называлось хлев. Двор - это по-нашему сейчас.
Был у нас амбар ещё, было у нас две избы.
В амбаре берегли хлеб весь, зерно: и рожь, и пшеницу, и просо.
У нас мебель была… Печка русская, где помещалось пять-шесть человек.
Парились в этой печке. Мама нас парила там. В чугуночек нальёт воды, веник… Вылазили оттуда в золе, а потом купались.
Лавки были у нас… Лавка судняя. На этой лавке чугунки стояли потому что, посуда и у печи - это судняя лавка… Ещё у нас была передняя лавка - это под образами. Образа - это иконы.
Скамейки были, кровать была. На кровати были постилки самотканые. Постилка - это на которой мы спали, то есть стелили. Матрасы шили из постилок, соломой набивали или сеном. И значит, постилки стелили, постилками одевались до колхозов. И ватолы были. Ватолы- это шерстяные (постилки). Сейчас они одеялами называются. Шерстяные тканые такие.
Был у нас ещё стан свой, станок, на котором ткань ткали суровую. Рубашки шили мужския и женские, полотенца делали, скатертя делали.
Была у нас одеялка байковая, накрывали постель. Подпростынничек, подзорничек раньше он назывался. Ну и подушки были. Подушки перовые.
А ели мы всё картошку. Вот ещё… Мама готовила нам разные блюда из теста и пылушки пекла. Пылушки - это отнималось от хлебов тесто, которое поваляется в муке сеяной, и на огоньке, на сковородочке пекли. Это были пылушки.
Хлеб пекли, пироги пекли. Кресты пекли. Это на переломе поста, то есть три с половиной недели,.. это который перед пасхой. Три с половиной недели проходят, - в среду пекли кресты, а жаворонки пекли - это 21 марта.
А кресты сохранялись. Испекут и кладут их, чтобы они не пропали. Потом, как растает снег, кресты несли в озимые, это для того, чтобы был урожай хороший.
А жаворонки - это весну кликали. Весна наступала. Это обычай такой деревенский.
Из травы - это ели в голодный год. Тридцать третий год был голодный, тридцать девятый. Из лебеды, желудки ходили собирали…
А траву мы ели и куфылки, и сурепку, и лопухи срезали. Стержень чистили, ели. И щавель конский, и щавель такой, настоящий..
Ходили по ягоды мы. Ягода росла у нас земляника, клубника на полянах.
Там баяраки, внизу баярак(овраг), а наверху такая хорошая поляна, где росли ягодки, разные цветы.
Разные, разные цветы: и василёчки, и ромашечки - ну, всякие цветочки были.
А леса у нас не было. А вот грибочки тоже росли на поляне. Они назывались опята луговые.
А река у нас была, Ирка называлась. У нас ещё был Шумок. То есть Ирка бралась с этого Шумка. То есть был там ручеёк холодный… Как назвать?.. Родник, источник… Это за нашей деревней с полкилометра…
Деревни рядом Ольшанка, Колганы, Масловка, ещё Кирилловка, ещё Чуповка, Воронцовка, Поляково, Синявка… Деревень было много вокруг.
Продолжение следует...
(Речь идёт о деревне Новозелёново Гавриловского района Тамбовской области).