Как-то так все изменилось, что в культовых сооружениях искусство и архитектура меня стали интересовать больше всего остального. Есть, конечно, исключения в виде отдельных святых. Кто знает про камино, тому не надо рассказывать про Св. Иакова) Канонизированный в 1622 году основатель ордена иезуитов Св. Игнатий Лойола привлек внимание бюлагодаря "его" паломническому маршруту, о котором я узнала из своей френдленты. Поэтому "его" церковь в Риме выделялась из ряда, но речь сейчас не о нем, а все-таки о фреске Андреа Поццо "Триумф Святого Игнатия Лойолы" (1690):
Поццо - математик и художник - начинал в Риме как сценограф религиозных театрализованных представлений. Идет ли его "иллюзионизм" оттуда, или наоборот - не важно, важно что роспись совершенно фантастическая, где не понятно, что там оптическая иллюзия, а что нет (все там иллюзия, эти колонны, выступы, углы - нарисованы на плоскости):
Из-за неодстатка средств у церкви так и не был возведен купол. На холсте диаметром 17 метров Поццо его нарисовал, так, что не сразу понимаешь, есть он там в реале или нет. Вот он - несуществующий или "фальшивый" купол:
Апофеоз Св. Игнатия:
Лучи света (и торжества веры) падают на все четыре континента:
В центре стоит большое зеркало, которое можно крутить как хочешь, чтобы луше рассматривать потолочную роспись, но голова от него идет кругом еще сильнее. Отражение в зеркале:
Насколько умопомрачительна вся эта фресковая иллюзионистика, настолько гармонична площадь, куда выходишь потом из этого зазеркалья: