Кривенькие фотографии я все-таки сделала, но и те, что в сети - не лучше. Заодно узнала, кому фрески посвящены - Пию Второму, Энею Сильвио Бартоломео Пикколомини, 210-му Папе по счету (середина 15 века) - настоящему гуманисту, поэту, дипломату, оратору... Пристроил к Сиенскому собору небольшой зал его племянник Франческо Тодескини Пикколомини, который за месяц до своей смерти тоже стал Папой Римским, Пием Третьим. Для книжного собрания своего знаменитого родственника.
Контракт на ее роспись он заключил с с живописцем Пинтуриккио. Библиотекой в обычном смысле этот зал так и не стал. Лишь вдоль стен выставлены отдельные редкие экспонаты:
Зато "гигантскими страницами" стали стены, по ним читается жизнеописание "любимого сына Сиены" Пикколомини старшего. Десять фресок, выполненных Пинтуриккио в 1502-1509 гг., посвящены наиболее важным эпизодам его биографии.
Слева - Пикколомини представляет Фредерика Третьего Элеоноре Португальской, справа - Энея Сильвио Пикколомини производят в кардиналы:
Энеа Сильвио, 26-летний всадник на белом коне, отправляется на Базельский собор. Одна из первых попыток в истории живописи изобразить грозу:
Фреска слева - Фридрих Третий возлагает лавровый венок на голову Пикколомини, поэта-победителя. Справа - Пикколомини передает Папе Евгению Четвертому послание императора Фридриха третьего:
На фреске слева Пикколомини принимает папскую тиару, справа - Папа Римский Пий Второй призывает христианских государей объединиться против турок на соборе в Мантуе:
Пий Второй канонизирует Святую Екатерину Сиенскую. Справа - ожидает прибытия кораблей союзников:
Это, пожалуй, самый драматичный момент в жизни Энея Сильвио... Новообращенный Папа поставил перед собой цель ни много ни мало - как освобождение христианских народов от османского владычества. Константинополь был порабощен турками как раз незадолго до вступления Энея Сильвио на папский престол. Он попытался обхединить европейских властителей для нового крестового похода, не найдя в их рядах поддержки, написал письмо османскому султану Мехмеду, убеждая его принять христианство. Не достигнув желаемого, немолодой уже понтифик лично возглавил флот и направил его на Босфор. В Анконе он ожидал венецианских союзников, но, убедившись, что никто не спешит на помощь, умер от отчаяния и лихорадки.
Тщательно выписанный второй план, с архитектурными деталями, пейзажами, панорамами городов, - не менее интересен, чем первый. На фреске в середине - Пикколомини представляет Фредерика Третьего Элеоноре Португальской:
Одна из драгоценностей библиотеки - мраморная скульптурная группа "Три грации", римский подлинник 4 в., повторяющий греческую скульптуру эпохи эллинизма.
К концу эпохи Возрождения идеалы античности сошли на нет, и все чаще раздавались голоса в том смысле, что "неприличной" скульптуре не место в соборе. В середине 19 века Папа Пий Девятый во время визита в Сиену прямо заявил, что держать подобную вещь в святом месте - преступление, и «Три грации» переехали в музей собора. В библиотеку скульптура вернулись только в конце 19 века.
Поверхность стен заполнена до милиметра, весь зал расписан "от и до", "резать" - рука не поднимается...
А надо бы! Иначе мало что видно)
Два квадратика, для примера:
А барабанщики все идут и идут...
Facebook post