Про учителей и Хлебникова

Oct 26, 2021 21:01

Когда я думаю сейчас, кто у нас читал т.наз. "общие" предметы, крышу слегка носит. По изобразительному искусству - Гриша Ревзин, когда читал, был не сильно старше нас, а потом... (послужной список легко гуглится: преп. в МГУ, куратор Венецианского биеннале, глав-ред серьезных изданий, а уж сколько написано! - его лекции по фаюмскому портрету помню до сих пор). Литературу же вел Рудольф Валентинович Дуганов. Таким мы его не знали, он все-таки поколения родителей (из википедии):


И даже таким - тоже нет (но уже "ближе"):


Фотография с сайта, на кот. моя учительница по полифонии пишет, как она начала заниматься Хлебниковым (https://ka2.ru/reply/gerver.html).

Рудольф Валентинович и сейчас стоит (точнее, сидит, в небольшой аудитории), как перед глазами. Только не понимаю, почему я совершенно не помню ничего из лекций, кроме иронического рассказа, с не особо веселой усмешкой, что все детство прошло в совершенно бессмысленных и по сути ненужных драках, потому что: "Рудольф, где твой брат Адольф?!" Голос помню, неспешную манеру - тоже, а содержание...
(Апд:! Вспомнила, что именно от него услышали про то, что Джоконда - это автопортрет Леонардо).
При том, что лекции его любили и не пропускали. Даже позвонила подруге-однокурснице, спросить - помнит ли она? Не помнит и она, за исключением того, что скорее всего это была именно теория, а не история литературы, и вряд ли дольше одного семестра (обещала посмотреть в конспектах). Мы знали и тогда, что он рано умер, но не знали, что в 57 лет. "Тогда" это было просто "рано", сейчас - "слишком рано". Он и похоронен рядом с Хлебниковым.
Если бы понимать тогда, что это за масштаб, наверное надо было бы ходить следом и ловить каждое слово. Причем с одной стороны чувствовали, а с другой, не отдавали что ли отчета? Не осознавали до конца (да какое вообще "осознание" в том возрасте?!).
Как раз сейчас читаю и понимаю, что книжка-то - совершенно гениальная, просто аховая.


Ну и немного поэзии:

Ночь, полная созвездий.
Какой судьбы, каких известий
Ты широко сияешь, книга?
Свободы или ига?
Какой прочесть мне должно жребий
На полночью широком небе?
(1912)

Со временем, когда мы станем богом, речные русла всех мыслей будут течь с высоты единой мысли. Но мы не боги, а потому будем течь, как реки, в море общего будущего. Оттуда, где расположен опыт каждого, то течь Волгой, то Тереком, то Яиком в общее море единого будущего (из последней записной книжки В. Хлебникова).

Хлебников предсказывал будущее, и предсказал-таки 1917 год - "великий узел событий". Правда не все события сбылись, и в 2007 году ничего не произошло (или мы просто не заметили?!). Но 2025 у нас еще впереди, и он тоже стоит в его линии нечетного ряда.

Этим постом начинаю серию #10постовпроекта, но в чем его суть сформулировать смогу скорее всего ближе к концу) У меня часто так...

М. Ларионов, портрет поэта Велимира Хлебникова (1910):

из прошлого, стихи, авангард, книги, Аrt-20, #10постовпроекта, учителя

Previous post Next post
Up