Нуждается ли площадь Сан-Марко в том, чтоб я о ней написала? А я все-таки немного напишу, скорее, покажу (не для нее, для себя). Потому что такая площадь (и такой собор) - единственные. Да-да, - трюизм, каждая - единственная, но эта - как никакая другая:
Колокольня собора или "кампанила")
Дворец Дожей, венецианская готика 14-15 века.
Впереди собор (жаль, что слегка закрытый лесами).
Колонная со львом на набережной. Первое, что мы сделали по выходе на пристань, так это растерялись. Конечно, в эпоху мобильных телефонов, невелика беда, но звонить пришлось через Москву, все сказали друг другу, что они думают) - а то френды спрашивают, почему маску не надела - переругались!
Начинается собор. Пишут, что это "типичная византийская крестовокупольная базилика, построенная по образу константинопольской церкви", но я никогда не была в Константинополе (Стамбуле?) и ничего подобного не видела.
Мозаики центрального входа.
Надо было на соборе лучше сосредеточиться, но сосредоточенность - это как раз то, что на площади, в толпе, в карнавале и ссоре, - напрочь отсутствует. В каждой мозаике свой сюжет.
Перенесение тела святого Марка на корабль.
Прибытие мощей апостола Марка в Венецию.
Явление Христа Судии, самая поздняя из мозаик, 19-го века.
Внутри все сверкает золотом.
Мозаики выложены по всей внутренней площади.
Начинали мозаики в 11 веке безымянные мастера, византийцы, продолжали венецианцы. А в последующие века при реконструкции и обновлении здесь потрудились среди прочих Беллини, Тициан и Тинторетто.
В качестве материала использовалось венецианское, точнее, муранское стекло, которой накладывалось на золотую фольгу. Вот почему там все так сверкает!
Рядом с собором (таковы они, венецианские реалии!) какой-то бывший дворец: внизу - американский бар, а наверху - крылатый лев с книгой, сивол Св. Марка и самой Венеции, синий фон со звездами как у Джотто и часы с зодиаком)
Процессия переноса мощей святого Марка в собор (старейшая из мозаик фасада, 13 век).
Я не знаю, существует ли ещё в мире собор, на который можно было бы поставить четырёх бронзовых коней без риска не только испортить художественное впечатление, но и профанировать здание. Не таков собор св. Марка. Фантастическое смешение всех настроений и вкусов, всех стилей и эпох… Это здание своего рода unicum, неповторимая индивидуальность в мире церквей. Его стиль считается византийским, но, мне кажется, это верно только до известной степени: из массы влияний, создавших собор, византийское было преобладающим. Ему принадлежит общий очерк здания, купола, мозаики. Но готические башенки главного фасада, готические стрелы, сплетённые из статуй, античный лес разноцветных колонн, восточная пестрота и позолота, наконец, широкая терраса вокруг куполов - какой стиль образует все это вместе взятое, если не стиль венецианского св. Марка, у которого нет ни предков, ни подражаний. П.Н. Перцов. «Венеция», 1905 год (
http://ru.wikipedia.org/wiki/Собор_Святого_Марка).
Мне с трудом верилось, что колокольня - 16 века. И действительно, старая была разрушена и снова построена в начале 20-го.
Южный фасад.
Где-то здесь должен быть Св. Христофор, которого не случайно поместили с "морской" стороны. По поверью, с тем, кто взглянет на него, в этот день не случится ничего плохого.
Четыре тетрарха - из темно-красного порфира, вмонтированные в южный фасад. Друзья сказали, что очень старые, но чтобы первая половина 4-го века! Изображены либо римские императоры, либо наследники Константина Великого. Скульптуру привезли из Константиновопя в начале 13 века.
Южный фасад щедро украшен элементами, вывезенными из Константинополя.
Музыкантам, наверное, не все равно, что капельмейстером собора был Монтеверди, а скрипачом - Джованни Вивальди - отец Антонио. Уникальная акустика и архитектура собора предопределила появление целого стиля в церковной музыке - многохорной композиции.
Люблю, когда в кадр залетают птицы.
Выходим на причал, по пути пересекая мостики, под которыми проплывает венецианская классика.
Немного "открыточного":
Это мы уже плывем. Куда - расскажу завтра...