Экраноплан А-90 "Орлёнок" в Тушино: почему музей ВМФ не пускает посетителей внутрь?

Nov 18, 2018 12:22

Приветствую читателей!
Сегодня у меня в блоге несколько неожиданный материал. Дело в том, что я очень люблю почти любые технические музеи и достаточно часто их посещаю, но редко решаю обозреть в блоге или вообще где-либо, потому что музеем мало кого можно удивить (особенно известным и популярным). Разве что музей какой-то совсем необычный (например, как музей рыбаков в Севастополе) или сильно меня впечатливший ( Ворошиловская батарея во Владивостоке, современный и крутой музей воды в Санкт-Петербурег или красинцовский музей-свалка автотехники в Тульской области)




Сегодняшний репортаж - другой. Сегодня я хочу показать изнутри один из экспонатов музея ВМФ в московском Тушино, в который почему-то не пускают посетителей. Как вы уже могли догадаться из заголовка, речь пойдёт об экраноплане А-90 "Орлёнок"
Прежде я однажды уже публиковала обзор крутейшего экраноплана "Спасатель" проекта 903, на момент посещения спрятанного в одном из цехов нижегородского завода "Волга". С тех пор, увы, Спасатель так и не стал музеем, ровно как и не покинул закрытую территорию судостроительного предприятия.
А что же с "Орлёнком", который с 2007 года находится в московском музее ВМФ? Что мешает музею добавить возможность осмотра этого прекрасного агрегата в программу развлечений для туристов наряду с посещением подлодки? Казалось бы, давно построен мостик к двери, - но экраноплан закрыт для посетителей. Может быть, дело в плохой внутренней сохранности? - ведь этот Орлёнок, будучи одним из пяти выпущенных экземпляров (и всего двух сохранившихся на сегодняшний день), до своего появления в Москве достаточно длительное время лежал без дела где-то в Каспийске, как сейчас там лежит прекрасная Лунь (того же проекта, что Спасатель, но боевая).
Единственный способ узнать, как чувствует себя Орлёнок изнутри, - зайти внутрь, отодвинув перегородку, установленную поперёк мостика, и открыв дверь ручкой от балкона, пока охрана не видит (примечание: описаны обстоятельства входа на момент осмотра некоторое время назад, - всё могло поменяться). Надеюсь, когда-нибудь охранники простят меня за это ужасное преступление, ведь любопытство - не порок?
Под катом - результат посещения.





2. Ещё один экспонат музея - десантный катер "Скат" - также закрыт для осмотра изнутри. Орлёнок на заднем плане



3. Внутрь "Ската" не пускают потому, что он требует ремонта - сохранность очень плохая, это видно как снаружи, так и сквозь стёкла иллюминаторов



4. Но хотя бы снаружи уж можно было покрасить, подлатать



5. Впрочем, вот и цель визита, прекрасный Орлёнок. Немного зелёный снаружи - хоть отмыли бы его. Если нужна помощь волонтёров - я готова!



6. Табличка с характеристиками, - также информацию об экраноплане (на разных языках) можно найти на вики



7. Дожидаемся, пока никто не смотрит, подходим к двери и заходим внутрь экраноплана. Самое интересное - кабина. Сразу идём к ней.



8. Сохранность и насыщенное наполнение кабины приятно радуют



9. Мне кажется, волонтёры и инженеры подмосковного авиамузея Монино оказались бы в восторге, приняв на восстановление агрегат в такой целости



10. Потому как они берутся за восстановление гораздо менее уцелевших экземпляров - и успешно справляются



11. Но Орлёнок не передан музею авиации, потому как стоял на вооружении флота (сорри за рюкзак, попавший в кадр,- заметила уже дома, что забыла убрать)



12. Экраноплан - это гибрид корабля и самолёта. Орлёнок - больше самолёт, чем корабль, потому как в авиарежиме способен подниматься на высоту до 3000 метров



13. Однако, он находится в музее флота, где за более чем 10 лет не смогли организовать возможность полноценного осмотра уникального изделия



14. Впрочем, он по крайней мере не брошен на причале, как когда-то был брошен в том же Тушино несчастный Буран



15. Я видела самолёты на свалках - первым делом из них пропадают элементы панелей управления. Здесь почти всё целёхонько



16. Почти все приборы имеют особенность - их шкалы светятся в темноте. Особенно хорошо подзаряжаются УФ-фонариком



17. Позади кабины, помимо люка в полу, через который в неё осуществляется вход, находятся три двери



18. Слева от дверей - еще любопытные приборы



19. Радиостанция или что-то для внутренней связи



20. Хорошо, что это музейный экспонат, и нажатие на кнопки не включит ничего лишнего



21. За центральной дверцей находится позиция пулемётчиков. Орлёнок - транспортно-десантный военный экраноплан, ему нужно было уметь обороняться. Башня крутится.



22. За дверцей слева - уютное помещения с мягкими стенами. Экипаж экраноплана состоял из 9 человек, - я затрудняюсь назвать, чьё это рабочее место



23. За правой дверцей - различная аппаратура и лючок к позиции пулемётчиков, через который - вероятно - можно было потеребить бойца за пятку



24. Место позади пилотов, к сожалению, выглядит разукомплектованным. Впрочем, если восстановить приборы возможности нет, - стол можно было бы закрыть какой-то панелью, дабы не смущать посетителей. Может, именно поэтому сюда никого не пускают?



25. Пустые дыры вместо различных показометров, радиокомпас и радиостанция



26. Приятная аппаратура, жёсткие линии и строгий дизайн



27. Шкала радиопеленгатора



28. Пыльная, но тоже светится



29. Спустимся через люк из отсека кабины и посмотрим, что находится под ней



30. Как много жгутов кабелей!



31. Под кабиной размещается аппаратура локаторов и радаров. Места мало, всё очень плотненько и тесно



32. Без сверхширокоугольного объектива я бы ничего здесь не сфоткала



33. Если постараться, можно доползти до неприметной дверки перед самым носом экраноплана



34. Справа и слева находятся двигатели, впереди за дверкой - локатор



35. Вот она - бортовая РЛС. Снаружи защищена радиопрозрачным колпаком, визуально формирующим пухлый нос экраноплана



36. Вид назад, к возможности распрямиться



37. Не стали трогать, даже прикасаться, - мало ли что?



38. Есть возможность засунуть голову к двигателям



39. Их два, полностью симметричных, - но полноценно осмотреть авиадвигатель можно только тогда, когда он отдельно от своего самолёта



40. Выходим из тесноты и отправляемся осматривать оставшиеся помещения



41. Транспортная функция экраноплана заключалась в возможности перевозки до 200 морских пехотинцев или двух единиц боевой техники. И если пехотинцы могли бы зайти через пассажирскую дверь (устроив огромную очередь), то у техники так не вышло бы. Поэтому была предусмотрена возможность бокового откидывания всей кабины целиком, а техника заезжала самостоятельно по таким вот раскладным трапам



42. Основной объем экраноплана занимает транспортный отсек размером с два вагона



43. Обстановка вокруг - как будто залез в трюм корабля



44. Пассажирские (или аварийные?) двери примерно в середине длины экраноплана, красные ящики с аварийным имуществом



45. Вспышка делает всё очень сияющим



46. Возле хвоста на уютной полочке покоится бортовой самописец. Кажется, что здесь ему и место, - но я всё же думаю, что это дань музейности



47. Можно открыть его и заглянуть внутрь



48. Внутри - магнитная лента. Закрываем сразу же обратно, чтобы не пылилась.



49. Еще немного контрольной аппаратуры напротив



50. В хвостовом отсеке есть возможность подняться наверх - к третьему двигателю. Там оказалось очень тесно и не очень интересно



51. Зато по сторонам от лесенки - множество агрегатов, обеспечивавших функционирование экраноплана



52. Здесь хотя бы достаточно просторно, чтобы развернуться и всё осмотреть



53. На полу установлено что-то вроде компрессоров, но это не точно



54. Красивая серебристая дверь в грузовой отсек - а незаметную дверцу под лестницей с предыдущих фоток вы заметили?



55. Она такая незаметная, потому что за ней - туалет. Или гальюн. Не знаю, применяется здесь авиационная или корабельная терминология.



56. Ну а в завершении осмотра обратим внимание на якорь. Потому что экраноплан - это всё же отчасти корабль.

Ну так что, какие мысли?
Почему внутрь экраноплана нельзя заходить посетителям музея? Ведь он в достаточно хорошем состоянии, практически целый и очень крутой.
Впрочем, теперь вы и так знаете, что находится внутри. Благодарю вас за внимание!

Отправить этот пост в социальные сети и закладки:












Подписывайтесь на мой инстаграм, там свежие фотки появляются в первую очередь :)

nex6, foto, 2018, transport, military

Previous post Next post
Up