В столице закрылась очередная историческая пекарня, на этот раз это Хлебозавод №9 - один из пяти московских хлебозаводов, построенных по кольцевой схеме хлебопечения инженера Георгия Марсакова
По документам, встреченным нами в здании, производство было остановлено летом 2015 года. В сентябре он был передан в частные руки, а в ноябре ликвидирован как юридическое лицо. Сейчас на территории завода действует автосервис и стоянка снегоуборочной техники, а в производственном корпусе происходит демонтаж оборудования. По одной из версий, в дальнейших планах - сохранение круглого корпуса завода (являющегося памятником архитектуры промышленного конструктивизма) в виде расширения арт-пространства "дизайн-завода Флакон".
Ну а в этой записи я покажу нынешнюю обстановку в помещениях хлебозавода.
Завод был построен не так давно, как может показаться, - в 1933 году. Начал работу в 1934. Ему нет еще и века.
Изначально он был ориентирован на крупноразвесный хлеб, но в 1980-е годы модернизирован для выпуска хлеба стандартного веса, в начале 1990-х годов реконструирован, в 1990-2000-е годы сохранял статус федерального государственного унитарного предприятия, после акционирования в 2006 году остался на 100 % в госсобственности, но в 2015 году был приватизирован, после чего прекратил работу.
Далее позволю себе цитату из
википедии:
Предприятие пущено в 1934 году под наименованием Хлебозавод № 9 имени XVII партсъезда в честь прошедшего накануне XVII съезда ВКП(б). Завод стал четвёртым по счёту среди московских хлебозаводов, использовавших кольцевую технологию хлебопечения разработки инженера Георгия Марсакова, воплощение которой нашло отражение в характерной цилиндрической форме корпуса. В проектировании завода принимал участие селекционер Пётр Лисицын, посетивший в 1930 году США с целью изучения опыта современных хлебозаводов и мелькомбинатов. Пусковая мощность - 190 тонн хлебопродукции в сутки, специализация - крупноразвесный пшеничный хлеб. Уровень автоматизации производства считался стопроцентным, за счёт этого предприятие относилось к классу так называемых хлебозаводов-автоматов. Притом именно Хлебозавод № 9 упоминается как первый в СССР хлебозавод-автомат, что, однако, противоречит по меньшей мере первому наименованию завода «Москворечье», пущенного в 1932 году, - «Хлебозавод-автомат Кировского района».
В 1980-е годы завод частично модернизирован и переориентирован на выпечку хлеба меньшего веса, ставшего к тому времени фактическим стандартом, в связи чем суточная мощность снизилась до 120 тонн. К началу 1990-х годов объём выпуска составил 80 тонн готовой продукции в сутки. В течение 1993-1995 годов на заводе проведена реконструкция по программе Правительства Москвы, вместо изношенного оборудования, предназначенного для кольцевой технологии выпечки, закуплены словенские линии Gostol-Gopan, оснащённые электронной контрольно-измерительной аппаратурой, вписанные в цилиндрический корпус. На время реконструкции выпуск продукции был приостановлен, а после ввода в эксплуатацию новых линий завод столкнулся с высоким уровнем конкуренции в условиях формировавшегося рынка, и, несмотря на высокие показатели мощности, удавалось сбывать на занятом другими хлебозаводами за время своего простоя рынке лишь около 20 тонн хлеба в сутки[10]. По состоянию на начало 2000-х годов мощность завода составляла 160 тонн хлебопродукции в сутки, ассортимент, кроме хлеба и мелкоштучных булочных изделий, включал мучные и блинные смеси, панировочные сухари, сухари-гренки.
В 2006 году предприятие, до этого зарегистрированное как ФГУП, акционировано в форму открытого акционерного общества, 100 % акций переданы Федеральному агентству по управлению государственным имуществом. Несколько раз агентство выставляло завод на продажу, в частности, вторая попытка приватизировать предприятие отмечена в 2010 году. В 2015 году 100 % акций предприятия продано за 216,5 млн руб. Михаилу Малову (начальная аукционная цена была установлена на уровне 433 млн руб.).
Ассортимент продукции по состоянию 2015 год - формовой хлеб «Дарницкий», пшеничные батоны «Дмитровский», «Горчичный», «Подмосковный», «С отрубями», ржаные лепёшки, пирожки с разнообразными начинками, слоёные булочные изделия. На завод организуются групповые экскурсии.
По состоянию на начало 2016 года производство остановлено, с завода вывезено оборудование, персонал отсутствует.
Такая вот печаль.
Изначально схема завода выглядела примерно так (эта и следующая картинки, как и текст между ними, честно стырены из фотоотчета другого лазателя, а он их, вероятно, нагуглил)
Данная схема предполагала следующие технологические этапы:
1) Мука со склада, находившегося в подвальном этаже, транспортером подавалась на четвертый этаж, где находилось заквасочное отделение.
2) Отсюда готовая опара поступала на третий этаж в тестомесильное отделение, состоявшее из трех жестких кольцевых конвейеров, где происходил процесс брожения.
3) После окончания брожения куски теста попадали в тесторазделочное отделение на втором этаже, а оттуда - в расположенное рядом на этом же этаже печное отделение, состоящее из трёх кольцевых печей.
4) После выпечки хлеб выгружался из печей и по наклонным спускам поступал в хлебохранилище на первом этаже.
В ходе реконструкции и модернизации 80-х и 90-х годов классическая схема Марсакова была изменена, и функции этажей расширились. Так, например, на 4-м этаже были представлены все отделения цикла и часть хлеба изготавливалась непосредственно там.
К нашему приходу на четвертом этаже уже ничего не было - все попилили. Вся самая красота и мякотка осталась на третьем и втором, ну и слегка на первом. Их-то я и покажу вам в этой записи.
Начали мы осмотр наоборот производственному процессу - с первого этажа. На нём почти ничего нет, кроме нижней части прикольных гравитационных спусков, упаковочных станков и тележек для перевозки и погрузки готовой продукции
Так как двери были заперты, наверх пришлось лезть по этой спирали
Следующий полуэтаж оказался техническим - всякие вентустановки и прочее - поэтому после него продолжаем ползти наверх
И вот мы на втором этаже завода. К слову, если посмотреть с улицы на пристройку лестничных клеток, то кажется, будто этажей не 4, а шесть. Просто некоторые этажи выше, чем другие, и на них приходится по четыре лестничных марша, а не по два.
Так вот, на втором этаже нас ждало разнообразное довольно современное импортное оборудование для производства мучных вкусняшек: чаны для дрожжей и теста, всякие просеивалки муки, тестомесилки, делители, круглители и прочее. На третьем этаже - другие установки, там готовились всякие сиропы, закваски, туда подавались продукты с подвального этажа.
Как это часто бывает, люди ушли и бросили горшечные растения мёрзнуть :(
А еще на третьем этаже нас ждала лаборатория - чистая, приятная, аккуратная. Здесь производили анализы исходных компонентов, тестировали типы теста и новые рецепты, проверяли итоговые продукты из партий.
Как я уже говорила, верхний этаж предстал перед нами уже почти пустым - всё выпилили
Зато с верхнего этажа можно выйти на лесенку, на которой видно, что здание-памятник всё в трещинах...
Спустившись снова на третий и второй этажи, мы продолжили разглядывать остатки оборудования
Производство здесь было довольно автоматизированным, участие персонала требовалось, но незначительное. Все работало само, а управлялось с пультов и с таких вот современных тач-дисплеев
Однако, помимо множества показометров, есть также большое количество переключателей и кранов - возможно, они несли аварийную функцию
Рабочее место дежурной медсестры
Схема какого-то этапа процесса
Тестокруглитель
Закончив прогулку по круглому зданию, мы вылезли наружу и отправились по домам...
Однако, одно производственное здание - далеко не целый завод!
И спустя неделю мне довелось туда вернуться, на этот раз ночью.
За прошедшее время завод посетило немало народу, добавились открытые двери и новые помещения даже в основном здании
Глянув комнатушки со всяким барахлом хлебопёков, мы по длинному коридору отправились к медпункту
Медпункт представляет из себя большую красивую комнату с картинками на стенах и большим столом, покрытым клеёнкой с текстурой батонов :)
В соседнем с медпунктом помещении раньше была столовая, от которой остались одни люстры
А еще там висят такие вот квадратные фотки заводского оборудования, продукции, работников и процесса работы пекарни
Время от времени поглядывая в окна, мы всё тверже убеждались в том, что мешать нам никто не будет, - на улице была полная тишина и красота
Дальше нашей задачей было найти подвал, т.к. на Вики написано, что у этого проекта хлебозавода один этаж - подземный.
Подвал мы нашли не сразу, но он оказался хорош
Вокруг центральной колонны круглого корпуса в подвале идет такой вот С-образный коридор, упирающийся с двух сторон в компрессорную. В компрессорной, кстати, сидел толстый чорный кот и зыркал на нас глазищами
А еще из подвала ведет такой вот приятный фотогеничный тоннельчик с трубами. Эти трубы - "продуктопровод" - по ним из отдельно стоящих хранилищ доставлялись компоненты в верхнюю часть круглого корпуса завода
Выводит он в двухэтажное здание, на верхнем этаже которого находится живой офис, поэтому трогать двери мы не стали, хотя там и было написано что-то про механический участок (зелёные станки, вероятно)
После чего мы отправились смотреть хранилище муки. Я ожидала, что оно окажется унылым (хоть и пятиэтажным) - представляла его бочками внутри здания :) Не сильно ошиблась, интересны оказались только верхний и нижний этажи
Между бочками можно сделать пару занятных фоток
Но вообще там очень чисто и хорошо
Там даже обнаружилась такая вот роскошная пультовая
Завершив осмотр хранилища, мы прошлись по территории, заглядывая в окна пристроек, в которых не были, но как-то нас там ничего не привлекло, и мы пошли в убежище.
Сейчас можно видеть обозначение убежища на викимапии - там, где оно обозначено, его нет. Зато его отлично видно с окон круглого корпуса :)
Бомбарь у завода отдельно стоящий, небольшой, приятный
В нём довольно странная вентиляционная установка, с которой что-то скручено
Два почти пустых отсека, в одном из которых всех желающих дожидаются несколько ящиков ГП-5 и ОЗК
А еще там такой вот красивый бак для воды
А еще... не взирая на небольшие размеры сооружения, в нём была ДЭС. Или должна была быть. Но от генератора там только прямоугольная бетонная подставка
А бак для соляры кто-то зверски разрезал в металл
На этом мы закончили осмотр завода, а лично я поставила на нём для себя точку.
Благодарю за внимание!