Миф о грехопадении с точки зрения гуманистической философии

Feb 21, 2018 11:56





Моя новая картина "Грехопадение" о том, что люди забыли о том, кто они. Они сами придумали себе богов и религии, наделив своих богов человеческими качествами: добрый, злой, справедливый, наказывающий и тд. Цитируя Ницше, "любая религия несовершенна в той же степени, что и люди". Согласно буддизму, божественное есть в каждом человеке, мы часть одного целого, просто нужно осознать это и развивать свою духовность. А многие ли умеют отличить религиозность от духовности? Вряд ли.

Согласно гуманистической философии, человек, который ранее был частью природы, всё более отделяется от неё. Согласно мифу о грехопадении, однажды он был изгнан из рая - состояния первоначального единства с природой - и ангел с огненным мечом преградит ему путь, если он захочет вернуться обратно. Человек может идти только вперед, развивать свой разум, находя новую гармонию, человеческую гармонию вместо дочеловеческой, которая безвозвратно утеряна. Когда человек рождается, он оказывается выкинут во внешний мир из ситуации, которая 9 месяцев была определенной. Ясность существует только относительно прошлого - а относительно будущего ясно только, что когда-нибудь наступит смерть, и случиться это может в любой момент.



Человек одарен разумом, он осознает себя, своего ближнего, свое прошлое и возможности своего будущего. Это осознание себя, как отдельного существа, осознание краткости собственной жизни, того, что не по своей воле рожден и вопреки своей воле умрет, что он может умереть раньше, чем те, кого он любит, или они раньше его, и осознание собственного одиночества и отделенности, собственной беспомощности перед силами природы и общества - все это делает его отчужденное, разобщенное с другими существование невыносимой тюрьмой. Он стал бы безумным, если бы не мог освободиться из этой тюрьмы, покинуть ее, объединившись в той или иной форме с людьми, с окружающим миром.

Переживание отделенности рождает стресс, оно является источником любого стресса. Согласно психологии, человек сколько угодно может загонять свои стрессы и страхи в подсознание, но это не выход - чем дальше загоняет, тем тревожнее сны, тем более нервным и нездоровым человек становится. Быть отделенным значит быть отторгнутым, не имея никакой возможности употребить свои человеческие силы. Быть отделенным это значит быть беспомощным, неспособным активно владеть миром - вещами и людьми, это значит, что мир может наступать на меня, а я при этом неспособен противостоять ему. Таким образом, отделенность - это источник напряженной тревоги. Кроме того, она рождает стыд и чувство вины.

Это переживание вины и стыда в связи с отделенностью выражено в библейском рассказе об Адаме и Еве. После того, как Адам и Ева вкусили от «древа познания добра и зла», после того как они нарушили запрет (нет добра и зла, пока нет свободы нарушения запрета), после того, как они стали людьми, высвободившись из первоначальной животной гармонии с природой, т. е. после их рождения в качестве человеческих существ, - они увидели, что «они нагие, и устыдились». Понятно, что это метафора. Главная  ее мысль, согласно гуманистической философии, состоит в следующем: после того, как мужчина и женщина начали осознавать самих себя и друг друга, они осознали свою отдельность и свое различие из-за принадлежности к разным полам. Но как только они поняли свою отделенность, они стали чужими друг другу, потому что о и еще не научились любить друг друга (что вполне понятно хотя бы из того, что Адам защищал себя, обвиняя Еву в том, что это она соблазнила его отведать яблочко, вместо того, чтобы пытаться защитить ее). Осознание человеческой отдельности без воссоединения в любви это источник стыда и в то же время это источник вины и тревоги. Таким образом, глубочайшую потребность человека составляет потребность преодолеть свою отделенность, покинуть тюрьму своего одиночества. Полная неудача в достижении этой цели означает безумие, потому что панический ужас перед полной изоляцией может быть преодолен только таким радикальным отходом от всего окружающего мира, чтобы исчезло чувство отдельности, чтобы внешний мир, от которого человек отделен, сам перестал существовать.

Во все времена, во всех культурах перед человеком стоит один и тот же вопрос: как преодолеть отделенность, как достичь единства, как выйти за пределы своей собственной индивидуальной жизни и обрести единение. Этот вопрос оставался тем же для примитивных людей, живших в пещерах, и для современного общества. Вопрос остается тем же самым, потому что той же самой остается его основа: человеческая ситуация, условия человеческого существования. Ответы различны. На этот вопрос можно ответить поклонением животным, людскими жертвами, милитаристским захватом, погружением в роскошь, аскетическим отречением, одержимостью работой, художественным творчеством, любовью к богу и любовью к человеку. Хотя существует много ответов - набор которых и является человеческой историей - они тем не менее не бесчисленны. Существует только ограниченное число ответов, которые были даны и могли быть даны человеком в различных культурах, в которых он жил. История религии и философии это и есть история этих ответов, их разнообразия, как и их ограниченности.

В следующих постах буду подробно развивать тему сути творчества, как способа преодоления отделённости, способа трансценденции, слияния, медитации. Также эти темы неотделимы от архетипов, мифологии. Ведь любой миф, в том числе и миф о грехопадении - это архетипический сюжет, рассказывающий об истоках, о некоем первоначальном состоянии, которое было человечеством утрачено. Почему так? - Разбираться людям придётся ещё немало лет..

Статья написана по книге  "Искусство любить" Э. Фромма,

выдающегося психолога и представителя гуманистической философии

творчество, архетип зла, любовь, религии, архетипы, мои картины, мифологическое сознание, архетипическая психология, христианство

Previous post Next post
Up