Оригинал взят у
val000 в
Диоген Лаэртский об АристотелеОт
val000
«
Аристотель, сын Никомаха и Фестиды, из Стагира. … жил он при Аминте, македонском царе, как врач и друг. Аристотель, самый преданный из учеников Платона, был шепеляв в разговоре, ноги имел худые, а глаза маленькие, но был приметен одеждою, перстнями и прической»
«От Платона он отошел еще при его жизни; Платон, говорят, на это сказал: "Аристотель меня брыкает, как сосунок-жеребенок свою мать". … он находился в афинском посольстве к Филиппу, когда главенство в академической школе перешло к Ксенократу; вернувшись и увидев над школой нового человека, он предпочел прохаживаться взад и вперед с учениками в Ликее и беседовать с ними о философии, пока не наступал час натираться маслом. За эти прогулки они и получили наименование перипатетиков»
«Говорят, будто после него осталось очень много посуды и будто Ликон сообщает, что он купался в теплом масле и потом это масло распродавал. Некоторые говорят также, будто пузырь с теплым маслом он прикладывал к животу и будто когда он спал, то держал в руке медный шарик, а под него подставлял лохань, - чтобы шарик падал в лохань и будил его своим звуком»
«Известны весьма удачные его изречения. Так, на вопрос, какой прок людям лгать, он ответил: "Тот, что им не поверят, даже когда они скажут правду". Его попрекали, что он подавал милостыню человеку дурного нрава; он ответил: «Я подаю не нраву, а человеку»
«Часто он говорил друзьям и питомцам, когда бы и где бы ни случалась какая беседа, что как зрение впитывает свет из окружающего [воздуха], так и душа - из наук. Не раз и подолгу говорил он о том, что афиняне открыли людям пшеницу и законы, но пшеницею жить научились, а законами нет»
«Об учении он говорил: "Корни его горьки, но плоды сладки". На вопрос, что быстро стареет, он ответил: "Благодарность". На вопрос, что такое надежда, он ответил: «Сон наяву»
«Воспитание, говорил он, нуждается в трех вещах: в даровании, науке, упражнении. Когда ему сказали, что кто-то бранит его заочно, он сказал: «Заочно пусть он хоть бьет меня!»
«На вопрос, какая разница между человеком образованным и необразованным, он ответил: «Как между живым и мертвым»
«Воспитание он называл в счастье украшением, а в несчастье прибежищем»
«Один человек хвалился, что он родом из большого города. «Не это важно, - сказал Аристотель, - а важно, достоин ли ты большого города»
«Среди людей, говорил он, одни копят, словно должны жить вечно, а другие тратят, словно тотчас умрут»
«На вопрос, какую он получил пользу от философии, он ответил: «Стал делать добровольно то, что другие делают в страхе перед законом»
«Его попрекали за то, что он собрал складчину для нехорошего человека; он ответил (передают и так): «Я собирал не для человека, а для человечности»
На вопрос, как вести себя с друзьями, он сказал: «Так, как хотелось бы, чтобы они вели себя с нами»
«Справедливость, говорил он, - это душевная добродетель, состоящая в том, чтобы всем воздавать по заслугам»
«Критерием истины объявлял он для являющихся впечатлений - ощущение, а для предметов нравственности, относящихся к государству, дому и законам, - разум»
«Счастье, говорил он, есть совместная полнота трех благ: во-первых (по значительности), душевных; во-вторых, телесных, каковы здоровье, сила, красота и прочее подобное; в-третьих, внешних, каковы богатство, знатность, слава и им подобное. Добродетели не достаточно для счастья - потребны также блага и телесные и внешние, ибо и мудрец будет несчастен в бедности, в муке и прочем. Порока же достаточно для несчастья, даже если при нем и будут в изобилии внешние и телесные блага»
«Мудрец, говорил он, не свободен от страстей, а умерен в страстях»
«Жизнь бывает троякая: созерцательная, деятельная и усладительная; созерцательная предпочтительнее всего»
Оригинальный пост Содержание