Оригинал взят у
gorbutovich в
Веселье. Голландия, 17 векКартина Яна Стена Танцующая пара, 1663.
Ян Стен - один из малых голландцев. Малыми голландцами по размеру картин называют большинство голландских художников 17 в.
![](https://farm8.staticflickr.com/7668/17258707441_139aec1e2a_b.jpg)
Ян Стен. Танцующая пара, 1663 / Jan Steen (1625/26-1679), The Dancing Couple, 1663, oil on canvas. Оverall: 102.5 x 142.5 cm, framed: 131.4 x 171.8 cm. National Gallery of Art, Washington, DC.
Source + zoom Ян Стен (ок.1626-1679) родился в Лейдене в семье пивовара, и сам был пивоваром и трактирщиком - ремеслом художника прокормиться было не просто. Легенда гласит, что пил он слишком много своих алкогольных запасов и тратил больше денег, чем зарабатывал. Хаос и веселье его картин породили выражение "to run a household like Jan Steen" / "вести домашнее хозяйство, как Ян Стен," означающее беспорядочный дом. Слыл он гулякой, впрочем, многие исследователи полагают, что это скорее домыслы.
2.
![](https://farm8.staticflickr.com/7584/17071490018_6d2fb1599f_b.jpg)
Ян Стен. Танцующая пара, 1663. Фрагмент
Ян Стен работал в крупных городах Голландии, участвовал в организации в Лейдене Гильдии святого Луки, потом, уже в зрелом возрасте, стал ее президентом. Ян Стен, совмещая профессию живописца с трактирным бизнесом, стал одним из самых универсальных и плодовитых голландских художников семнадцатого века.
3.
![](https://farm9.staticflickr.com/8712/17258711371_5896c11849_b.jpg)
Ян Стен. Танцующая пара, 1663. Фрагмент
В работах Ян Стен часто использовал сюжеты, сочетающие мотивы современной автору литературы и народного театра, художник использовал символы как из итальянской комедии дель арте, так и из голландских "камер риторов".
4.
![](https://farm8.staticflickr.com/7695/16639036433_a0f601b0be_b.jpg)
Ян Стен. Танцующая пара, 1663. Фрагмент
На картинах Яна Стена веселые застолья в кабачках часто приобретали характер театрального фарса, высмеивающего пороки общества. И данная "Танцующая пара" напоминает сцену из спектакля.
5.
![](https://farm9.staticflickr.com/8706/17073033039_66cb45a5e1_b.jpg)
Ян Стен. Танцующая пара, 1663. Фрагмент. Игрушка
Вроде бы, Стен сам участвовал в театральных постановках, очевидно, в rederijkkamers /«камерах риторов» /«риторических камерах». Rederijkkamers - некие общества любителей литературы и театра в средневековых Нидерландах и позже. Их члены сочиняли стихи и пьесы, ставили их во время праздников.
6.
![](https://farm8.staticflickr.com/7721/16639036063_c86618e0a5_b.jpg)
Ян Стен. Танцующая пара, 1663. Фрагмент. Мыльные пузыри
Ян Стен часто вкладывал в свои работы морализаторские идеи или иллюстрировал общеизвестные пословицы и аллегории.
7.
![](https://farm9.staticflickr.com/8765/17076709839_b9af1e0333_b.jpg)
Ян Стен. Танцующая пара, 1663. Фрагмент
В этой работе представлены все пять чувств: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус. За танцующей парой играют два молодых музыканта. В это время другие персонажи в увитой виноградными лозами беседке флиртуют, вкушают пищу, пьют, курят, а дети забавляются игрушками.
8.
![](https://farm8.staticflickr.com/7655/17259250885_a45ca6458a_b.jpg)
Ян Стен. Танцующая пара, 1663. Фрагмент. Автопортрет
Ухмыляющийся человек слева, ласкающий подбородок дамы, которая пьет из элегантного бокала - это сам Ян Стен.
9.
![](https://farm8.staticflickr.com/7704/17257474772_486aa47c79_b.jpg)
Ян Стен. Танцующая пара, 1663. Фрагмент. Пол
Несмотря на кажущуюся несерьезность сюжета картины, Стен использует различные символические посылы.
10.
![](https://farm8.staticflickr.com/7691/17071489948_ff7756bc48_b.jpg)
Ян Стен. Танцующая пара, 1663. Фрагмент
Например, срезанные цветы, разбитая яичная скорлупа и мыльные пузыри призваны напомнить зрителю о быстротечности чувственных удовольствий. Memento mori.
По клику на верхнем изображении картина откроется в формате 4000х2839.
Смотрите также:
Жизнь, смерть и время Сердце и куртуазная любовь Вино - это не вода. Символическое значение вина