Натюрморт.

Aug 09, 2014 07:54




Натюрморт с фруктами, дичью, овощами, живой обезьяной, белкой и кошкой.
Frans Snyders (1579-1657)
.
В середине XVII века особое распространение получили натюрморты с изображениями дичи и домашних или дрессированных животных и птиц.
Их наличие в натюрморте опровергает его значение как «мертвой природы».
Скорее сюда подходит Нидерландское его название - «stilleven» («тихая, недвижная жизнь»).


Из животных , белка, например, символизировала упорный труд, без которого невозможны земные блага.Но иногда, она же могла представлять и легкомыслие.
Заяц - «ознаменование слуха, чуткости, изобилия, робости, пужливости, страха».

Обезьяна же воспринималось как животное, передразнивающее людские поступки и символизирующее различные пороки, грешника и даже самого дьявола.
Она же, привязанная или прикованная - пристрастие к порокам и мирским делам. Если же обезъяна смотрелась в зеркало - это воспринималось как изображение суетности. Нередко в натюрмортный мир заходит кошка.
За положительные качества этого животного - ловкость и стремление к свободе - его часто посвящали Богоматери (особенно с полоской в виде креста на спинке).
Но обычно этот зверек ассоциировался с темными силами, магией.
Уже в Средние века кошка символизировала дьявола, а мышь - душу, постоянно подвергащуюся опасностям.


Pronkstilleven, 1644
Adriaen van Utrecht (1599-1652)

В Новое время кошка, особенно подцепившая когтями большой кусок мяса, устойчиво напоминала о плотских наслаждениях.
Потому так характерны (особенно для Снейдерса и его школы) изображения кошек, обезумевших при виде стола, заваленного рыбой и дичью.
Собака же, наоборот, как антипод кошки - верный страж, который старается отогнать вороватого зверька от обильного стола.
Раки или омары - превратность мира, но и мудрости, благоразумия, медленности.
Часто встречается изображение попугая.
Вопреки распространенному мнению, в Средневековье эта птица уподоблялась праведникам и символизировала красноречие, благодарность, или представляла верующего.


Натюрморт с цветами и собакой 1625.
Juan van der Hamen y (Gómez de) León (1596-1631)

Многочисленные золотые и серебрянные вещи (вазы, кубки, декоративные изделия), как и символы власти (королевские венцы, скипетры), бесспорно принадлежат в натюрмортах кругу смерти.
Искреннее любование изысканными редкостями прекрасно сочетается у художника с морализаторством.
Иногда, особенно в поздних натюрмортах, попадает в поле зрения живописца и мелкая скульптура.
Это, несомненно, поле мифологических персонажей.
Согнувшийся под тяжестью часов сатир - время, побеждающее дьявольское, плотское начало в человеке; разувающийся Меркурий - успокоение от суетных земных забот и т. д.

символы, живопись, натюрморт

Previous post Next post
Up