Изба - от глагола "топить"

Feb 12, 2013 21:18


Оригинал взят у vodolei_13 в Изба - от глагола "топить"

Когда учителя нам рассказывали, что первобытные люди жили в пещерах, я очень удивлялась: ведь в деревне у бабушки с дедушкой совсем нет пещер, нет гор - как же? где же они жили? или у нас не было первобытных людей?  По поводу уж совсем первобытных - я не знаю, но тем не менее стоянки древних племён в нескольких десятках километров откопали. Всё  просто: они жили в шалашах (летом) и в землянках (зимой), внутри жилища был очаг, который "хранила женщина" пока мужчина бегал за мамонтом.  Но вот появилось железо  - человек сделал топор, начал валить деревья и строить деревянное жилище - четырёхугольное сооружение из брёвен, сердцем которого становится печь: сначала совсем допотопная, которая потом превратилась в настоящую, русскую.  И это жилище получило название изба (от глагола «топить», древнерусское «истьба»).





Начало 1960х.

В нашей  богатой лесами стране избе суждено было просуществовать до наших дней.
"Белая изба в основном состоит из четырёхстенного сруба в 7-10 аршин [7,1 м], с тремя окнами на улицу, крытого чаще соломой, реже дранкою или железом, и с одной дверью в задней стене. " (Из краеведческого очерка 1922)

Кстати, на верхнем фото слева видно, что часть крыши пока не успели докрыть шифером, и там как раз и есть "дранка" - расщеплённые деревянные дощечки, фактически "деревянная черепица". На фото внизу можно увидеть, как  та же дранка (что на верхнем фото) выглядит с чердака в наши дни.




Если кого-то смущает фраза "белая изба", то поясню, что были ещё "чёрные избы" (курные избы)  - без дымохода и  топились они "по-чёрному",   когда дым застилал комнату и настежь открывалась  дверь. Кстати, в 1922 году краеведы говорят, что в наших краях несколько чёрных изб ещё существовало - конечно, не совсем таких как на картинке))



Мне раньше было непонятно выражение  "изба-пятистенка". Что это такое? В нашей деревне пятистенок  почти не было. Оказалось, что это фактически две избы под одной крышей, соединённые одной общей стеной - как на нижнем фото. В пятистенке печь ставят так, чтобы она обогревала обе половины - у капитальной смежной стены.



В этом случае - одна половина служит кухней и столовой, а другая - чистая половина - гостиной и спальней для привилегированных членов семьи. Такие пятистенки могли строиться в ширину (фото вверху) или в длину (фото внизу - там, похоже,  даже "семистенка" какая-то - 3 внутренних стены ).



Собственно, сами избы, в принципе, все однотипны - "четырёхугольная клеть", но хозяевам хотелось сделать свой дом особенным, поэтому они стремились украшать избу снаружи резьбой наличников на окнах. Тут уж  всякий старался, как мог.



фото : http://mama.tomsk.ru/forums/viewtopic.php?f=48&t=178067&view=print

Кроме двускатной крыши, делали ещё трёхскатную с сооружением   "в виде резной будки с вставленным в неё слуховым окном".




Почти четверть избы занимает печь и сооружения вокруг неё - полати, лесенки, ступени, кладовочки - "около неё деревянный голбец, от печного плеча к передней стене досчатая перегородка, разделяющая сруб на дне неравных половины."  (Из краеведческого очерка 1922)
Голбец - это и есть конструкция  при печи  и для всхода на печь, оформленная у всех по-разному: в виде загородки или чуланчика с дверцами, лазом и ступеньками. Например, как  внизу на рисунке.



фото http://big-pig.ucoz.ru/index/0-40

Внутри избы делается лёгкая перегородка из досок, которая зачастую не  достаёт до потолка - чтоб по верху  циркулировал тёплый воздух. Всё, что рядом с печкой - это кухонно-хозяйственно-столовая зона, за перегородкой -"перёд" -  всё в одном: там спят, принимают гостей, отдыхают и т.п. Приглашая гостей пройти, у нас говорили: "Проходите на перЁд".



http://www.yaroslavskiy-kray.com/531/508-krestyanskaya-semya-za-obedom.jpg.html

"В переднем углу божница с иконами и лампадой, стол, по стенам лавки, над ними полки (полавошники), к задней стене на брусу полати, внизу коник или кровать." (Из краеведческого очерка 1922)

Угол, где стояли иконы назвали красным. Первое дело для вошедшего в избу - перекреститься на иконы, а потом уже поздороваться с хозяевами. В  церковные праздники перед иконами зажигают лампаду  - масляный светильник с фитилём.




Так как главное богатство крестьянской семьи - дети, то на потолке обязательно был крепкий крюк для качки (люльки). По рассказам тётушки  у них в семье была плетёная люлька - возможно, такая как на фото.



фото http://forum.globus.tut.by/viewtopic.php?p=9397&sid=eca294c87c7e7dfa064dbcba06635c43

Что ещё было в крестьянской избе? Шкафчик с посудой, сундук мог стоять,  "патреты" висели в рамках,  картинки на стене, над столом - лампочка  (ранее - висячая керосиновая лампа), в простенке между окнами зеркало. На фото внизу - вот в такой раме висело у нас зеркало - помню его с раннего  детства. А отыскалось она в прошлом году - я спасла его, можно сказать: в деревне со "старьём"  не церемонятся - всё сжигают. Этим летом попытаюсь восстановить. Жаль нет самого зеркала - оно было старое-престарое, искажающее отражение, с потрясающими разводами и трещинами, с радужными рисунками на  древней амальгаме  Его можно было рассматривать как произведение искусства...




Давно хочу сфотографировать кое-что из оставшейся  раритетной самодельной мебели, чудом уцелевшей до наших дней. Как только мне удастся это сделать, обязательно покажу и расскажу.

Кроме русской печи  для поддержания тепла в доме на зиму ставилась железная печка  с железными же трубами, ведущими к дымоходу  русской печи.



Она топилась практически целый день. Деревенские дети любили  печь на ней картошку - приклеивали к металлической поверхности разрезанную картошину - и ждали. Такой вот был гриль...

Позади каждого крестьянского дома - двор (для скота), представляющий собою большой сарай с двух или трёхскатной крышей. Двор соединяется с домом неотапливаемым сооружением, которое называют сенями (а у нас  - мостом). Там отгораживается чулан (отгороженное подсобное помещение), могут быть кладовки и т.п.
Двор для скота  до появления электричества был тёмен,  зимой - холоден.  Он разгораживался  на хлевы для скота: у нас корове была выделена во дворе персональная капитальная (из брёвен) "комната" с дверью. У овец хлев был попроще - отгорожен досками: они ж в "стае", у них - шерсть - им тепло...



http://akak.ru/steps/pictures/000/034/010_large.jpg
Если владельцы дома, где сохранился  "двор"  60-70х годов, мне разрешат сделать фотографии, то я обязательно их выложу.

До 70-х годов 19  столетия по деревням освещение было лучинное. В качестве вспомогательного средства (для выхода во двор к скотине и прочего) употребляли сальные свечи. В каждой избе был «светец», состоявший из подставки с железными рожками и корытом. Светец я не застала, конечно)) Потому что  с 1876   в нашем краю перешли на керосиновые лампы.



фото http://reviewdetector.ru/lofiversion/index.php?t175877.html

Первое время употреблялись лампы без стёкол «коптилки», потом появились и настоящие лампы со стёклами. Про "лучниушку  и коптилки" вспомнили в революцию - керосина почему-то не стало. А с 1920х годов потихоньку началась "электрификация"- как бонус к Советской власти (помните : "Коммунизм - это есть Советская власть плюс электрификация всей страны"?)
Не застала я уже и  керосиновую лампу, впрочем, и коммунизма не дождалась))
Зато  нашла артефакт.




Заставшие переход от керосина к электичеству рассказывали, каким чудом казался электрический свет после керосиновой лампы. А вот  снимок 50х годов - так выглядела крестьянская изба в советское время. В красном углу вместо икон у некоторых висели портреты вождей. Потом стены начнут красить, обивать дощечкой и даже клеить обои.



фото Д. Бальтерманц

В нашей семье портреты вождей не заменили иконы. А вот всё остальное похоже - занавески, часы на том же месте, и приёмник под кружевной салфеткой.




В эти годы  появился знаменитый советский радиоприёмник "Звезда", дизайн которого "содрали" с французского "Excelsior-52" выпуска 1952 года. Что называется : почувствуйте разницу - на фото вверху наша "Звезда" , а внизу - французский "Excelsior".



Фото:http://rw6ase.narod.ru

Именно его и приобрели бабушка с дедушкой в 50х годах, именно по нему всё своё детство я слушала "Радионяню", "Театр у микрофона", именно его бульканье, шипенье и свист я принимала за инопланетные космические сигналы. Да, я была ещё та фантазёрка))  Телевизора у них так и не появилось - он им был попросту не нужен.

"Деревни "по своей распланировке они весьма похожи одно на другое и состоят большею частию из двух порядков деревянных изб, построенных одна против другой. Встречаются некоторые исключения из этого, где постройки поставлены в виде четырёхугольника или в несколько улиц и переулков. Позади дворов хозяйственные постройки: погреба, амбары, сараи, за огородом или садом овины, молотилки. Бань нигде нет. Улица по большей части свободна от хозяйственных построек, исключение делается для часовен, школ, пожарного депо в деревне и для церкви в селе."(Из краеведческого очерка 1922)

А вот двухэтажные деревянные, а также каменные крестьянские дома - в нашей округе  были редким исключением. В деревне у нас не было вообще. Объяснялось это тем, что каменные постройки были намного сырее и холоднее деревянных. К тому же - древесины было много - легче было лес заготовить, чем кирпичи лепить и обжигать. Но минус деревянных  изб в их высокой пожароопасности. Горели. И горят - в эту зиму в нашей деревне сгорел один дом.

И ещё про "зимовки" я ничего не знаю, если честно. Но краеведы пишут :
"Нередко сзади лицевого дома под дворовой крышей стоит традиционная зимняя избушка, куда семья переходит с первыми заморозками на зиму и оставляет её на пасху с переходом в летнюю избу. Зимовка - обычно небольших размеров избушка, огаченная соломой, что также делается без исключения около всех домов, где зимуют. От этого зимою света в доме ещё меньше, чем полагается." (Из краеведческого очерка 1922)

Ну вот, пожалуй, это и есть основные сведения о крестьянском жилье - деревянной избе. А о её "сердце" - русской печке - я расскажу в следующий раз.

А вот дом, который был на первой фотографии - но теперь уже в конце 90х годов.
И снова меня тут нет - я у объектива))




Продолжение следует...

Начало  Вот моя деревня!
Советские крестьяне
Деревенский говорок
Далёкие предки
Дневник крестьянина
Крестьянская одежда начала 20 века
Деревенская свадьба начала 20 века
Крестьянская семья
Домострой?
На разных русских языках (прим. lagezza: рекомендую почитать!)

Мир людей, Россия, История страны и мира, Это интересно

Previous post Next post
Up