«Мне понадобилось полтора года после Потсдама,
чтобы изменить свое мнение о Советском Союзе» (из письма Трумэна сестре)
Читающие про холодную войну непременно сталкиваются с упоминанием «длинной телеграммы» и Фултонской речи, после чего порой складывается впечатление, что именно эти два артефакта дипломатической культуры, письменный и устный, были столь существенны и эпохальны, что катализировали процесс вялого и недовольного тыкания и пихания зажатых в послевоенной толкучке сторон, ускорив реакции до закипающего двухлагерного предложения «выйти и поговорить».
Безработный британский пенсионер, отдыхающий во Флориде и с готовностью человека, удрученного скукой, принявший приглашение выступить перед небольшой аудиторией в крохотном захолустном колледже, по-ораторски искусно нагнал тревогу ожидания неизвестности со своим «забором из рабицы от Щецина до Триеста», но поддержки и дальнейшей разработки этой темы со стороны американского президента он так и не получил. Трумэн, напротив, испугавшись всеобщих негативных отзывов, почти сразу же дистанцировался от этого выступления, открещиваясь от любой ответственности за нее, отказываясь комментировать эту речь и утверждая, что он не читал эту речь заранее. Трумэна обвиняли в том, что он отравил и без того сложные отношения между США и Советской Россией, а сам Сталин назвал это выступление «призывом к войне с Советским Союзом». Примирительным жестом Трумэн предложил генералиссимусу выступить с ответной речью на территории США, пообещав предоставить тому для путешествия линкор «Миссури», но Сталин отказался.
Почти равнозначный пшик произошел и с телеграммой советника посольства США в СССР Джорджа Кеннана, внучатого племянника Джорджа Фостера Кеннана, известного своей антицаристской книгой о сибирских ссылках и революционной пропагандой среди российских военнопленных в японском тылу в 1904-5 годах. Восемь тысяч слов о «невротических взглядах Кремля на состояние международных дел, традиционном чувстве нависшей опасности» и «фанатичном режиме, не верящем в мирное сосуществование» произвели должное впечатление в администрации президента в феврале 1946 года. Это действительно было полноценное политологическое исследование состояния советско-американских связей. На него обратил внимание военно-морской министр Форрестол, который разослал копии всем своим друзьям, после чего в головах американских чиновников начало медленно формироваться представление, еще туманное и аморфное, о том, в каких отношениях находятся между собой США и СССР. Трумэн этим многомесячным идейным ферментированием затронут почти не был. Он что-то слышал краем уха про эту телеграмму, кто-то мог зачитывать ему какие-то строчки, но, как тоскливо признавался сам Кеннан, он не был уверен, что Трумэн знал, кто он такой и что это он является автором этого исследования. «Я встречался с Трумэном один или два раза в тот период... Я подозреваю, что он смутно помнил, что в недрах Государственного департамента есть такой молодой сотрудник, который написал неплохой материал про русских, но я сомневаюсь, что он читал что-либо, что я писал. И уж точно я не считаю, что он понял мою основную мысль».
Но хотя сама телеграмма так и не сдвинула неоднозначную внешнюю политику США применительно к СССР, мыслительный процесс всё же забродил. Синапс за синапсом, нейрон за нейроном, вялый словесный футбол между приуставшими чиновниками за стаканом виски, и вот 24 сентября появился «Доклад Клиффорда-Элси» [Clifford-Elsey report]. Семидесяти девяти страничная брошюра, отпечатанная и сшитая как полноценная книга, включала в себя переложенное эссе Кеннана, выдержки из отчетов ЦРУ [ЦРУ еще не существовала, в тот момент была NIA], позицию Государственного департамента по основным дипломатическим вопросами и информацию из прочих министерств, которые так или иначе пересекались с СССР. Изначально Трумэн попросил сотрудников своей администрации всего лишь составить ему список договоров, которые СССР нарушил, но восходящая звезда Белого дома советник Кларк Клиффорд (капитан ВМС США, родом из Миссури, который за 4 месяца до этого вообще не имел никакого отношения к Белому дому и который будет советником четырех президентов-демократов и кратковременно министром обороны) убедил ответственного чиновника Элси, что этот отчет нужно расширить до полнокровного исследования. В этой аналитической работе были описаны все основные контуры будущей Холодной войны: План Маршалла, НАТО, «сдерживание». В отчете было несколько острых мест (например, про то, что США должны быть готовы применить атомное и биологическое оружие против СССР), поэтому Трумэн, боясь советских шпионов и того, что Генри Уоллес сольет текст газетам, собрал у себя и запер на замок все 20 копий. Отчет оставался засекреченным до 1968 года, и считается, что именно после его прочтения Трумэн принял решение покончить с двойственностью своей внешней политики и занять последовательную жесткую линию применительно к СССР. До Доктрины Трумэна, разделившей Германию и всю Европу на два лагеря, оставалось меньше пяти месяцев, и за этот срок Трумэну предстоит не только сменить Бирнса на Маршалла, но и подтянуть экономический отдел Государственного департамента, которому придется скоро восстанавливать Европу. Третья глава отчета посвящена нарушениям международных договоров Советским Союзом, и ее краткое изложение дается ниже.
Третья глава. Нарушения советских соглашений с Соединенными Штатами.
1. Германия. СССР нарушает потсдамские соглашения, когда отказывается рассматривать Германию как единый экономический организм (отсутствие общей программы по импорту-экспорту; поступления от экспорта из восточной оккупационной зоны не используются для оплаты жизненно необходимого импорта для поддержки местного населения, а сразу забираются СССР в счет репараций; в советской зоне по-прежнему продолжается военное производство, включая самолеты).
2. Австрия. Советские власти не соглашаются с тем, что вопрос о германской собственности на территории восточной Австрии должен быть рассмотрен Союзническим советом. Вместо этого СССР пытается заключить двусторонние соглашения с временным правительством Австрии для урегулирования проблем, связанных с этими активами.
3. Балканы. Советские председатели в Союзнических контрольных комиссиях не консультируются со своими американскими и британскими коллегами по вопросам применения соглашений о перемирии с этими странами. Эти соглашения предусматривают защиту прав собственности граждан третьих стран и возвращение этой собственности в целом виде и хорошем состоянии. Обременительные требования СССР по репарациям, реквизиции и программы по национализации не позволяют побежденным странам выполнить этот пункт соглашений о перемирии.
4. Иран. Отказ советских оккупационных сил в северном Иране разрешить иранскому правительству отправить подкрепления в Тебриз для подавления сепаратистского движения в [иранском] Азербайджане был нарушением Тегеранской декларации, в которой советское правительство подтвердило свою приверженность территориальной целостности Ирана.
5. Корея. Советские представители в Совместной комиссии отказываются консультироваться с партиями и организациями из южной зоны. Комиссия завершила свою работу, не решив этот вопрос и не назначив дату следующей встречи.
6. Ленд-лиз. В нарушение Соглашения СССР передал некоторое оборудование Польше без согласия США и оставил неудовлетворенной просьбу США вернуть определенные военные корабли. СССР отказывается обсуждать вопросы экономических отношений, уничтожения всех форм дискриминации в международной торговле и сокращения пошлин и прочих тарифных барьеров, что было прописано в «Соглашении между Правительствами СССР и США о принципах, применимых к взаимной помощи в ведении войны против агрессии» [договор о Ленд-лизе].
Список международных соглашений, которые СССР, по мнению США, нарушил:
1. В Декларации Объединенных Наций (от 1 января 1942 года) Советский Союз торжественно поклялся не искать территориальных приращений. Приобретение Советским Союзом Рутении [Закарпатская Украина], Буковины [? Если речь о Южной Буковине, то она осталась в составе Румынии; если о Северной, то она была аннексирована до подписания этой Декларации ?] и радикальная перекройка восточной границы Польши [снова до 1942 года] никак не получается согласовать с утверждением СССР, что тот не ищет территориальных изменений.
2. Соглашение между Правительствами СССР и США о принципах, применимых к взаимной помощи в ведении войны против агрессии (от 11 июня 1942 года). Третья статья гласит, что советское правительство не будет (без согласия на то президента США) передавать право собственности на любую военную продукцию, полученную в рамках ленд-лиза, а также то, что советское правительство не разрешит пользование данной продукцией кому бы то ни было, кроме должностных лиц, служащих или агентов Правительства СССР. Вскоре после освобождения Варшавы советское правительство объявило о дарении Временному польскому правительству 1000 грузовиков, передвижных электростанций, радиооборудования и продовольствия. Вся эта продукция была либо получена по линии ленд-лиза или включала в себя предметы похожие на материалы, отправленные в СССР США согласно ленд-лизу.
3. Пятая статья того же самого соглашения гласит, что по окончании «чрезвычайной ситуации» [то есть, боевых действий] Советский Союз обязуется вернуть США всю полученную военную продукцию, которая не была уничтожена во время войны и которую президент США сочтет необходимой для обороны США. Советский Союз до сих пор не удовлетворил просьбу США о возврате определенных военных кораблей и судов.
4. Седьмая статья этого же Соглашения утверждает, что Советский Союз обязуется помочь США расширять международную торговлю, способствовать улучшению экономических условий во всем мире и уничтожению дискриминационных практик, снижению тарифов. На данный момент СССР отказывается обсуждать эти вопросы с США.
5. Московская декларация от 30 октября 1943 года. Пребывание излишне крупных советских оккупационных сил в восточной Австрии налагает бремя на экономику этой страны и мешает экономическому восстановлению, что вступает в противоречие с Декларацией по Австрии. Равно как и недавний захват земель и промышленной собственности советскими властями, вместе с вывозом фабричного оборудования и попытками навязать временному правительству совместные советско-австрийские предприятия.
6. Декларация по Ирану (Тегеранская конференция, ноябрь 1943) гласит, что «правительства СССР, США и Великобритании едины в своем желании сохранить … суверенитет и территориальную неприкосновенность Ирана». 29 ноября 1945 года советское правительство в своей ноте правительству США признало, что оно помешало иранским войскам пройти на север страны после начала восстания в Азербайджане, что расценивается как минимум как опосредованная помощь азербайджанским революционерам и нарушение Тегеранской декларации.
7. Соглашение о перемирии с Румынией (12 сентября 1944). Советские власти захватили оборудование с нефтеперерабатывающего завода, принадлежащего американским гражданам, и вывезли его в СССР не смотря на протесты американского представителя в СКК. Список репараций СССР к Румынии был слишком большим, что является нарушением Соглашения, в котором сумма репараций ограничивалась суммой в 300 млн. долларов. Советские войска по-прежнему находятся в Румынии, не смотря на то, что военные действия в Европе уже закончились и председатель Союзной контрольной комиссии неоднократно утверждал, что Румыния является суверенной страной с собственным правительством, способным самостоятельно поддержать порядок. Также СССР захватил все военные корабли Румынии в качестве военных трофеев, хотя это не было разрешено Соглашением. Недавно некоторые старые корабли были возвращены.
8. Соглашение о перемирии с Болгарией (28 октября 1944). Председатель СКК Толбухин ни разу не выходил на контакт с американским представителем генералом Крейном, что является нарушением Соглашения. Болгария не отправила продовольствие в качестве репараций в Грецию, что входило в протокол о перемирии.
9. Соглашение о перемирии с Венгрией (20 января 1945). Советские представители в СКК систематически отказываются информировать об экономических условиях в Венгрии. Представители США и Великобритании делают соответствующие запросы, а советские представители в СКК не дают ответ, что является нарушением исполнения Соглашения. В январе 1946 года советский председатель поставил советского представителя во главе Венгерского национального банка без ведома и консультации с представителями США и Великобритании, что является нарушением устава СКК по Венгрии. 2 января 1946 года советские власти захватили нефтяное поле Стандарт Ойл в Лиспе [Lispeszentadorjan] и назначили туда советского администратора без консультаций. Советские власти мешают восстановить законные права граждан Объединенных наций на имущество в том виде, каком они существовали до войны, а также вернуть эту собственность в нетронутом надлежащем виде. Советские власти запретили Великобритании распространять свои новостные бюллетени в Венгрии, а также распустили несколько молодежных организаций, что является нарушением, так как эти директивы не были совместными от имени всей СКК.
10. Декларация об Освобожденной Европе (Крымская конференция, февраль 1945) подразумевает, что три правительства будут совместно помогать освобожденным народам создавать временные правительства. 24 апреля Карл Реннер предложил советским властям помочь создать временное австрийское правительство. 29 апреля, не взирая на просьбу США не предпринимать конкретных шагов без предварительных консультаций, Всемирная служба московского радио объявила о создании правительства Реннера. СССР заключает двусторонние экономические договора с Венгрией и отказывается разрабатывать совместную программу по развитию венгерской экономики. В Румынии 27 февраля 1945 года Вышинский сместил правительство
Рэдеску. В Польше СССР подписал Договор о дружбе и взаимопомощи с Люблинским правительством в тот момент, когда трехсторонние переговоры о реорганизации этого самого правительства зашли в тупик. Соглашение о военнопленных и освобожденных гражданских лиц, подписанное в Ялте 11 февраля 1945 года исполняется советской стороной неудовлетворительно. Освобожденные американские солдаты выводятся через Польшу на советскую территорию без продовольствия и необходимых вещей для дальнейшего вывоза из Одессы. На Крымской конференции было принято решение об интернационализации Дайрена [Далянь]. СССР сейчас пытается препятствовать интернационализации этого порта.
11. Декларация о поражении Германии (5 июня 1945). Статья 13А подразумевает полное разоружение и демилитаризацию Германии. Однако, советское правительство не демилитаризовало промышленные предприятия, некоторые из которых продолжают выпуск военной продукции.
12. Устав Объединенных Наций (26 июня 1945). Вторая статья гласит, что «все члены ООН воздерживаются … от угрозы силой... против территориальной неприкосновенности любого государства». 19 марта Иран обратился к Совет Безопасности ООН с жалобой на продолжающееся присутствие советских войск и советское вмешательство «во внутренние дела Ирана посредством советских агентов, служащих и вооруженных сил». Неисполнение обязательства Советским Союзом вывести войска из Ирана в оговоренный срок является нарушением Устава ООН.
13. Соглашение о системе контроля над Австрией (4 июля 1945) подразумевало совместный контроль в рамках СКК. Вместо этого СССР навязывает двусторонние соглашения временному австрийскому правительству.
14. Соглашение Европейской консультативной комиссии от 9 июля 1945 года предусматривало, что «вооруженные силы и официальные лица оккупирующих держав получат полный и беспрепятственный доступ к аэродромам, приписанным к их соответствующим зонам». Советский Союз регулярно нарушал это соглашение, в частности в случае аэропорта в городе Тульн-на-Дунае. Гражданский и военный персонал США встречает трудности, когда пытается добраться до Болгарии, Венгрии, Румынии и Австрии воздушным путем. Были многочисленные случаи, когда американские самолеты перехватывались, по ним стреляли советские истребители, принуждая к посадке, что является актом устрашения и прямого нападения.
15. Потсдамская декларация (26 июля 1945) определила, что разоруженным японским военнопленным будет позволено вернуться к себе на родину. На 1 августа 1946 года из советской зоны оккупации на Дальнем Востоке не был репатриирован ни один японский военнопленный.
16. Протокол берлинской конференции (2 августа 1945) содержит параграф №11, согласно которому производство в Германии оружия, боеприпасов, самолетов и кораблей было запрещено. В нарушение этого пункта в советской зоне продолжается производство вооружений. СССР отказал США и Великобритании провести проверку. Незаконченные военно-морские корабли должны быть зарегистрированы в Трехсторонней военно-морской комиссии для дальнейшего уничтожения. Приблизительно 27 кораблей (эсминцы, минные тральщики и подводные лодки) находились на стапелях в Восточной Германии на момент начала советской оккупации. Однако, ни об одном из этих кораблей не было доложено в Комиссию. Согласно недавним разведывательным докладам работы по строительству продолжены как минимум на четырех кораблях. В марте и апреле 1946 года получены фотографии, свидетельствующие о закладке новых судов в советской зоне. Параграф №14 гласит, что экономику Германии следует рассматривать как одно единое целое и выплата репараций должна производится так, чтобы немецкий народ мог содержать себя сам без внешней помощи. Изъятие экспортной выручки Советским Союзом препятствует оплате Германией требуемого импорта, что является нарушением подписанного Протокола.
17. Соглашение, принятое на Московской конференции совета министров иностранных дел (декабрь 1945), предусматривало создание совместной комиссии по Корее для решения экономических и административных вопросов, снятия границы по 38 параллели, создания временного корейского правительства. Советские делегаты отказались признавать партии и организации из Южной Кореи, и работа комиссии была прекращена sine die.
Источники:
Robert H. Ferrell, Harry S. Truman: A Life;
David McCullough, Truman;
American Relations with the Soviet Union (Clifford-Elsey report), 24 September, 1946.