Тень генерала Джеймса Крейна

Apr 05, 2024 10:40



К 24 февраля 1947 Ближневосточный отдел Госдепа, возглавляемый Лоем Хендерсоном, срочно приготовил для нового госсека меморандум по Греции. В понедельник (24 февраля) состоялась встреча 16 сотрудников Европейского, Ближневосточного отделов. Также, видимо, там были представители Военного министерства (типа Норстада и Ф. Шермана), которые приходили на предыдущие тематические встречи. Чиновники обсуждали текст меморандума, в целом соглашаясь с его центральной темой: «Срочно и безотлагательно оказать помощь правительству Греции … иначе вместо него придет тоталитарное левое правительство … недостаток помощи приведет к капитуляции Греции и советскому доминированию в Восточном Средиземноморье… требуется принять срочный закон в Конгрессе и выдать прямой заем Греции от США… ».

Но был голос против - генерал Джеймс Крейн (James Crain). Ему не понравилось то, что обсуждение финансирования этого нового обязательства отодвигалось в будущее. Генерал был специалистом по вооружениям (Arms specialist) и он считал, что именно такой порочный подход подвел британцев, которые теперь, разорившись, скидывали греческую ношу на США: британцы не думали о деньгах наперед и перенапряглись. Надо просчитать все траты заранее, требовал генерал, прежде, чем в принципе соглашаться на это обязательство. Генерал шел дальше в своих умозаключениях: «Штатам надо экономить свои ресурсы для решающего и последнего мерения силами с СССР. Если Греция и Турция действительно так много значат для США, как утверждают тут многие, тогда американскому правительству требуется решительно заявить Москве о своих твердых намерениях защищать эти страны при помощи собственных вооруженных сил». [Brands, 157]

Но генерал оказался в меньшинстве, и уже 4 марта он послушно набросал для Госдепа примерные цифры о стоимости помощи греческой армии на 1 год вперед: 35 миллионов долларов. [History.state]

14 марта Трумэн озвучил свою « Доктрину» перед Конгрессом США. Уже 18 марта Палата получила текст законопроекта. 19 марта текст был быстро-быстро передан в Сенат. Однако Сенат потратил несколько недель на обсуждение и принял свою резолюцию 22 апреля, которая вернулась в Палату, где была одобрена 9 мая. Трумэн, без особой спешки, подписал эту резолюцию 22 мая. Два месяца и 8 дней на создание твердого финансового фундамента под новым внешнеполитическим обязательством. Неплохо. Как тебе такое, Майк Джонсон? Греция получила 300 миллионов экономической и военной помощи в пропорции примерно 50 на 50.

В тексте своего Наказа Трумэн не сообщал, что готов применить вооруженные силы Штатов. Он не угрожал таким применением. Хотя генерал настаивал на необходимости такого прямого бряцания, чтобы Москва всё поняла недвусмысленно и сразу. В 1947 в Грецию были отправлены военные советники США, а в 1948 к высадке готовились американские морпехи. Но гражданская война была практически уже выиграна к тому времени, поэтому от такой эскалации отказались.

В архиве Госдепа находится один любопытный документ от 14 июля 1947, где чиновники обсуждают вопрос отправки войск. Советник Управления по специальным политическим делам (OSPA) Ноттер (Notter) пишет своему Директору Раску: «Греческий кризис перезрел настолько, что требуется окончательно решиться, что делать с Советским Союзом. …Мы готовы применять вооруженные силы против СССР при определенных условиях? И если да, то какие эти условия, при которых мы более не позволим советским шагам осуществляться беспрепятственно? Я настоятельно рекомендую поднять этот вопрос с г-ми Коэном, Ловеттом и Секретарем [Маршаллом]. Если вы затронете этот вопрос с ними, то напомните им о схожей дилемме ранней осени 1941 года. Ровно такой же вопрос был сформулирован в отношении Японии. Тогда был достигнут консенсус между руководством Военного департамента, Нэви и главами вооруженных сил, что, если японцы проникнут южнее 10-й параллели (если точнее, достигнут перешейка Кра), то Соединенные Штаты будут вынуждены начать боевые действия. Причина, по которой это решение не было приведено в действие, заключается в том факте, что Япония напала на Штаты в Перл-Харборе как раз накануне такого продвижения в южном направлении. … Мы можем только предполагать, что СССР принял решение проверить истинность наших слов о войсках в Греции. Я напомню, что мистер Ачесон, когда отсылал законопроект в Конгресс, прямо говорил о том, что никаких войск отправлено не будет. Наше утверждение об отсутствии намерения отправлять собственные вооруженные силы в эту страну сейчас проверяется албанцами и югославами на севере Греции, где они присутствуют под видом международных бригад [international brigade forces]. Мы можем предполагать, что на данный момент Советский Союз уже уверен в том, что мы не отправим свои войска в эту страну. … Все эти предположения не означают, что у СССР сложилось правильное понимание американских мнения и убеждений. Советский расчет может с легкостью превратиться в обычный просчет с их стороны, который ускорит приближение войны [c США] … Следовательно, нам надо срочно принимать решение. У нас два пути. Или договариваться с ними сейчас по отдельным вопросам, уступая им и избегая прямого столкновения или же быть готовыми дать отпор сейчас, чтобы предотвратить ухудшения нашей общей позиции. Нам требуется или провести линию на песке или продолжать гибкую политику. Грозными речами тут не обойдешься. Я считаю, что мы сейчас плывем по течению, у нас отсутствует сознательное аргументированное понимание того, что происходит». [577-578]

Как видно из этого документа, советом генерала Крейна пренебрегли: ничто не мешало СССР быть уверенным в том, что в Греции интербригады не повстречают американские войска, тогда как требовалось убедить Советский Союз в обратном. Ветер быстро стер эту линию на песке, и чиновник запаниковал.

Слово «советский» упоминается в текст один раз. В самом начале в качестве нейтральной исторической справки говорится про «советское давление на Турцию по вопросу Проливов». Но дальше в тексте СССР больше не упоминается, и описываются угрозы от неких «тоталитарных режимов», «вооруженных меньшинств» и «внешнего давления». Речь шла про Нибиру, не меньше. Таким образом составители речи Трумэна избегали антагонизировать Советский Союз раньше времени. Советники президента из девяти черновиков той речи много что вырезали, чтобы не спровоцировать или обидеть СССР. Опять совета генерала Крейна не послушались. Следовало сразу лезть на рожон, избегая медленного сползания в просчеты Кремля. Теперь же течение несло американский челн, с разных берегов на который дули более смелые Бидо, Бевин и Ходжа.

Я заново пробежался по «советскому» тому FRUS за 1947 и не нашел американского предупреждения московским сборщикам «фруктов войны». Я не припоминаю, чтобы США отправляли официальную ноту СССР (Албании и СФРЮ) в 1947 с требованием прекратить финансировать соотечественников-земляков в Греции. У Москвы были все дислексийные возможности понять Доктрину Трумэна неправильно и поддать пару. Американцы совершили много ошибок, но им повезло: на их спасение оперативно выдвинулся Энвер Ходжа.

H.W.Brands, Loy Henderson, Inside the Cold War, 1991
https://history.state.gov/historicaldocuments/frus1947v05/d54

Япония, Доктрина Трумэна

Previous post Next post
Up