В этом месяце в подачи Медведя
mishemplushem народ обсуждает Гошу и Олю Рыжову, а мне давно уже хочется поговорить о Юрии Григорьевиче Самохвалове. О нем мнение обычно складывается быстро, причем, как правило, неприглядное: «карьерист, негодяй, сволочь, мерзавец». Хотя есть и те, кто его методы считает правильными, а его самого видит жертвой сталкера-Оленьки.
Но при этом, опять же, в упрек ему ставят неспособность поговорить с Олей напрямую, ложные надежды, которые он ей внушает, обращение к Шуре за помощью - дескать, все это не мужское поведение, он должен был вести себя иначе. А мне кажется, гениальность Рязанова в том, что в одном образе он схватил характерные черты многих мужчин этого поколения - сыновей властных матерей, зачастую одиночек.
Мне тот типаж хорошо знаком, потому что очень похожим был мой отец и еще некоторые мужчины из его круга общения.
Давайте попробуем посмотреть на Самохвалова немного отстраненно. Пьеса «Сослуживцы» появилась в 1971 году, фильм в 1977. Юрию Григорьевичу, Новосельцеву и Оле по сюжету 38 лет. Стало быть, год рождения между 1933 и 1939. Это уже говорит о многом. Раннее детство в войну, возможно, погибшие на фронте отцы, матери, которым приходилось все тащить на себе, недетские обязанности, которые в ту пору очень рано ложились на детские плеч
Добавим к этому деспотичную мать с завышенными требованиями, которая на сына перенесла все свои ожидания, требует, чтобы он был лучшим во всех отношениях, и при этом оберегал мать, не говорил ей расстраивающих слов и не возражал напрямую… Сдобрим это очень распространенной манипулятивной манерой общения, при которой напрямую сформулировать свои желания и чувства нельзя, потому что это ай-яй-яй, агрессия, собеседник должен сам по полунамекам догадываться, делать выводы и не доставлять дискомфорта. Ну и залакируем установкой «все решения должна принимать женщина».
И вуаля, перед нами Юрий Самохвалов во всей красе. Что и как там было в студенческие годы, как он расстался с Олей и на ком женился, мы можем только гадать. Нам с первых кадров представлен «идеальный сын», которым мама может гордиться - служебное положение куда выше, чем у однокурсников, заграничные командировки, машина, квартира в центре, модная одежда. Тут уже не скажешь, что у Марьи Петровны сын добился большего, для 38 лет Юрий Григорьевич по тем временам вышел на очень высокий уровень.
И вдруг в эту идеальную налаженную жизнь поначалу невольно вторгается Оля. Для Юры она человек из далекого прошлого, с которым ничего больше не связывает. Но сказать об этом прямо НЕВОЗМОЖНО, установки «женщин огорчать нельзя», «свои чувства словами проговаривать нельзя» прописаны намертво. Поэтому Самохвалову приходится виться ужом и исполнять «ритуальные действия», в его картине мира просто нет другого способа прояснения отношений.
Отсюда и «дорогой мой человечек» в отношении Оли, и «пока не могу», и прочие достаточно жалкие слова. В его картине мира Оля должна сама понять, что у них нет общего будущего, женщина не должна активно навязывать свое общество, потому что «так принято», это «общее знание». Он не может напрямую разорвать это общение, потому что это будет акт агрессии, а прямая агрессия ему запрещена. Остается надеяться, что Оля вспомнит правила социальной игры и сама от него отстанет.
Но Олю «несет», у Юры нет в арсенале инструментов разруливания такой ситуации. А тут еще дело начинает явственно пахнуть скандалом, который ему совсем не нужен. Что делать?
Всплывает установка «все решения за меня должны принимать женщины». Вот есть Шура, она общественница, она всех знает. И, главное, она женщина, значит, сумеет найти общий язык с другой женщиной. А главное, избавит от необходимости предпринимать табуизированные шаги.
То есть, видим мы здесь, как мне кажется, не сознательного подлеца, а маменькиного сынка - инфантила, запаниковавшего в нештатной ситуации. Что для Оли, само собой, не легче, тем более, с учетом характера Шуры (о чем Самохвалов, к слову, мог и не догадываться, не так долго он там работал).
И совет Новосельцеву приударить за Калугиной, с шансами, мог быть продиктован не подлостью, а все тем же воспитанием в насыщенной манипуляциями среде. По себе помню, я очень рано додумалась до того, что перед непростым разговором или просьбой маме нужно сделать небольшой подарок, тогда она будет сговорчивее.
Мне было лет 11 - 12, когда я на сэкономленные от мороженого копейки покупала у метро букетик цветов, ставила маме на туалетный столик, и только после этого отваживалась на разговор. В студенческие годы подарки были уже посущественнее. И мне тогда в голову не приходило, что есть семьи, в которых все общение выстраивается совершенно иначе. Естественно, со стороны людей, выросших в более здоровой среде, все это смотрится абсолютно дико, но что было, то было. Мои родители как раз ровесники героев «Служебного романа» и «Иронии судьбы».
Естественно, я не претендую на то, что моя точка зрения на Самохвалова единственно верная. Но по опыту общения с собственными родителями вижу, каким может быть одно из объяснений его мотивов.
У нас тоже все в жизни было принесено в жертву папиной карьере. А сами папины достижения постоянно присваивала бабушка - его мать. Все его продвижение по научной и административной лестнице она считала своей заслугой и делом во славу семьи.
Кстати, в фильме очень показателен эпизод, когда с Самохвалова в аффекте слетает привычное поведение и он позволяет себе выплеснуть агрессию. Именно так оно и бывает, когда человек живет в разрыве со своими желаниями, всеми силами их вытесняет и не осознает.
В общем, моя версия такова, что Самохвалов не столько сознательный мерзавец, сколько моральный калека. Но окружающим от этого не легче, согласны?