Месмеризм (животный магнетизм) - антинаучная теория немецкого врача и астролога эпохи Просвещения, Фридриха Месмера, которая имела заметное влияние на медицинскую теорию и практику в последней четверти XVIII века и в первой половине XIX века. До конца XIX века в разных странах были выпущены сотни трактатов о животном магнетизме. Лица, практиковавшие месмеризм в медицинских и иных целях, именовались магнетизерами.
Согласно Месмеру, люди выделяют особого рода магнитную энергию, или флюид, которые позволяют им устанавливать телепатическую связь друг с другом:
« Все тела в той или иной мере способны проводить магнетический флюид так, как это делает природный магнит. Этот флюид наполняет всю материю. Этот флюид может быть аккумулирован и усилен так же, как электричество. Этот флюид можно передавать на расстоянии. В природе есть два вида тел: одни усиливают этот флюид, а другие его ослабляют.
Ф. А. Месмер, 1781 »
Считалось, что животный магнетизм может передаваться на любые живые и неживые объекты, действовать на любых расстояниях, может накапливаться или усиливаться за счет зеркал или звука. По мнению Месмера, неравномерное распределение флюида в организме вызывает болезни, а добиваясь гармонического перераспределения флюида, можно излечить болезнь.
Месмер писал: «Животный магнетизм (флюид) передается прежде всего посредством чувства. Только чувство позволяет постигнуть эту теорию». Он утверждал, что флюиды врача передаются больному за счёт магнетических пассов и прикосновений, прямо или опосредованно.
Французская карикатура 1780-х гг.
представляет магнетизера в качестве шарлатана
В 1770-е гг. австрийский священник Гасснер прославился искусством излечивать больных одной лишь силой молитвенного слова, без помощи лекарств. В 1775 г. курфюрст Максимилиан III пригласил Гасснера к своему двору и созвал светил тогдашней медицины, чтобы исследовать этот феномен. Среди приглашённых был и медик Месмер, который объяснил успехи Гасснера действием «животного магнетизма». Он ссылался на именитых учёных прошлого, которые рассуждали о существовании тайной «симпатии» (магнетической связи) между людьми и предметами. Своими предшественниками Месмер считал Парацельса, Фладда, Кирхера и Гельмонта.
Месмер начал проповедь своего учения ещё в 1773 году. Через три года он впервые применил «животный магнетизм» в медицинских целях, тем самым положив начало современному гипнозу. Заявления Месмера привлекли к себе внимание широкой общественности и серьёзных учёных, так как давали истолкование таким необъяснимым психическим состояниям, как гипноз и транс. Значение трудов Месмера для введения гипноза в медицинскую практику признавал Джеймс Брейд.
Месмер практиковал в имперской столице, Вене, до 1777 года, когда получило огласку его неудачное лечение (и по слухам, интимная связь) с придворной пианисткой, девицей Парадиз. «Здесь объявили меня шарлатаном, а всех, кто верит мне, дураками», - негодовал Месмер. В 1778 г. он перебрался в Париж, где поселился на Вандомской площади. Среди первых французских пациентов были авторитетный банкир Корнман и маркиз де Лафайет, восторженно описавший «дар Месмера» в письме к Вашингтону.
Заручившись поддержкой королевы Марии-Антуанетты, Месмер основал Институт магнетизма, где пациентов лечили погружением ног в фонтан с намагниченной водой, тогда как руками они держались за провода, присоединенные к «магнетизированным» деревьям. Сам Месмер аккомпанировал этому действу на фортепьяно или
стеклянной гармонике.
С наступлением эпохи романтизма возрождается интерес к непознанным, иррациональным сторонам существования, включая месмеризм. В начале XIX века сторонники Месмера нашли приют в Пруссии, где их идеи разделял самый влиятельный медик того времени, Гуфеланд - с 1783 г. был активным деятелем масонства и сделал многое для возрождения интереса к месмеризму. Наиболее широко известна книга Гуфеланда «Макробиотика, или Искусство продления человеческой жизни» (нем. Makrobiotik; oder, Die Kunst das menschliche Leben zu verlängern; 1796), которая была переведена на многие языки.
Исскуство продления человеческой жизни
В 1812 году прусский король учредил новую комиссию для исследования возможностей магнетизма. Как и в дореволюционной Франции, местная академия наук решительно потребовала поставить заслон проникновению «шарлатанства» в медицинскую практику. Однако это решение заблокировали лейб-медик Гуфеланд, канцлер Гарденберг и министр Гумбольдт. Благосклонное по отношению к магнетизерам заключение комиссии позволило открыть кафедры месмеризма в Берлинском и Боннском университетах. Одну из них занял доктор Кореф, который впоследствии с успехом практиковал в Париже.
Из Берлина магнетизеры разъезжались по другим странам Европы. В Швабии идеи Месмера активно пропагандировал доктор Кернер.
Юстинус Кернер (нем. Justinus Andreas Christian Kerner; 18 сентября 1786 - 21 февраля 1862) - немецкий поэт и медицинский писатель, сторонник месмеризма, изобретатель клексографии.
Перу Кернера принадлежат медицинские трактаты о животном магнетизме, в том числе описание влияния на организм себациновой кислоты. Его двухтомником «Ясновидящая из Префорста» (рус. пер. 1909) зачитывалась вся Европа; главная героиня - рано умершая духовидица Фредерика Гауффе.
Князь В. Ф. Одоевский под впечатлением от этой книги написал рассказ «Орлахская крестьянка» (1842).
Особняк, выделенный доктору Кернеру городскими властями, был открыт для всех ценителей литературы и искусства. У него в гостях часто бывали поэты Александр Вюртембергский, Василий Жуковский и Николаус Ленау. Также побывал у него бывший
шведский король Густав IV. отец Густава Ваза, eго дочь была замужем за саксонцем Альбертом. Но это уже подделанная история.
Cестра жены Густава Ваза была замужем за Гамильтоном. Их сын был предком князей Монако.
В 1820-е гг. эксперименты Эрстеда, Ампера и Фарадея в области электромагнетизма позволили прояснить природу физического магнетизма. Одновременно медики разных стран изучали механизм действия нервной системы и не находили никаких доказательств существования магнетической жидкости, или флюидов. С каждым годом новые и новые открытия выбивали почву из-под ног последователей Месмера, пока к середине XIX века его теория окончательно не перешла в область лженауки (парапсихологии).
Писатели эпохи романтизма не скрывали интереса к возможностям магнетизма. К примеру, Жан Поль излечил этим способом зубные боли жены, тогда как Шеллинг потерпел полное фиаско в лечении своей падчерицы[6]. Гофман, посвятивший «тёмной стороне» месмеризма новеллу «Магнетизер» (1814), вернулся к этой теме в повестях «Зловещий гость» и «Пустой дом». В России о магнетизерах писали А. Погорельский (роман «Магнетизер») и В. Одоевский (повесть «Косморама»). Американец Эдгар По обратился к этой тематике в рассказах «Повесть Крутых гор» и «Правда о том, что случилось с мистером Вальдемаром».
Среди писавших о месмеризме в XX и XXI веках - Брэм Стокер («Логово белого червя»), Артур Конан Дойл («Записки зомбированного»), Олдос Хаксли («Остров»), Виктор Пелевин («Смотритель»). В рассказе Филипа Дика «Мечтают ли андроиды об электроовцах?» месмеризм представлен как прототип религии будущего[9]. Тема месмеризма поднимается в культовом фильме Киеси Куросавы «Исцеление» (1997).