Боттичелли, Гебер, Сильвестер и "куриный бог".

May 29, 2017 13:08




Армиллярная небесная сфера с картины Сандро Боттичелли

Легендарный образ Герберта использован Михаилом Булгаковым в его романе «Мастер и Маргарита». Необходимостью разобрать бумаги Герберта Воланд объясняет своё прибытие в Москву Берлиозу и Бездомному.

Образ и жизнь Герберта - тема позднего романа Томаса Манна «Избранник» (1951). В основу романа положена поэма XII в. Гартмана фон Ауэ «Григорий, или Добрый грешник», а также легенда «Von der wundersamen Gnade Gottes und der Geburt des seligen Papstes Gregor» (глава 81) из знаменитого собрания XIV в. «Gesta Romanorum».

Сильве́стр II (лат. Silvester PP. II), Ге́рберт Орилья́кский (Аврила́кский) (лат. Gerbertus Aureliacus, фр. Gerbert d'Aurillac), также Герберт Реймский (ок. 946 - 12 мая 1003) - средневековый учёный и церковный деятель, Папа Римский с 2 апреля 999 года по 12 мая 1003 года. Он популяризировал арабские научные достижения в математике и астрономии в Европе. Возродил использование абака, армиллярной сферы и астролябии, забытые в Европе после падения Римской империи. Герберт был первым папой французского происхождения. Его имя было окутано легендами.



https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B5%D0%BD%D1%8C_%D0%A1%D0%B2%D1%8F%D1%82%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D0%A1%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%B2%D0%B5%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0

Папа римский Сильвестр I родился в III веке в Риме в христианской семье. О жизни этого Святого проповедника известно очень мало, но одна легенда дошла до наших дней через многие века. Согласно этой древней легенде, в 314 году нашей эры, Святой Сильвестр изловил ветхозаветное чудовище - морского змея Левиафана. В католической среде считалось, что в 1000 году этот библейский монстр вырвется на свободу и тогда наступит конец света. Однако, стараниями Святого Сильвестра этого не произошло, Сильвестр спас мир от библейской катастрофы[1]. В этой легенде объединились образ Сильвестра I, убившего дракона в 314 году, и Сильвестра II, считавшегося магом, противостоящего проискам дьявола, папа римский в 999-1003 годах.

В годовщину завершения мирской жизни Сильвестра I, католики воздают ему молитвы и почитают этот день, как «День Святого Сильвестра». Католики наряжаются в праздничные маскарадные костюмы и называют себя Сильвестр-Клаусами (шутливый каламбур от Санта-Клаус).

В ряде стран последний день уходящего года так и называют - «Сильвестром» и вопрос «Куда собираешься на Сильвестра?», по сути означает «Где планируешь отмечать Новый год?»[2]

В России «Селиверстов день» или «День Кура и Курки» отмечается по народным обычаям 2 (15) января. Этот день считается куриным праздником: чистят курятники, ладят насесты, окуривают стены дымом от тлеющего девясила или коровьего навоза с углями.

В ряде мест в курятнике непременно висел «куриный бог», чтобы кикиморы не давили кур. Рано поутру старушки омывали наговорной водой притолки у дверей, чтобы оградить вход в избу болезням-лихорадкам.





В VII в., когда Европа все еще переживала Темные века, со стороны Аравии повеял легкий бриз; это заявила о себе новая историческая сила - ислам. Арабские ученые открыли для себя греческую мудрость, которая давно уже была забыта на Западе.

Джабир, арабский философ VIII в., собирал свидетельства о древней алхимической премудрости, из которых и был составлен первый капитальный труд, ставший краеугольным камнем будущих изысканий в области алхимии. Алхимики из числа исламских суфиев в X-XI вв. сотрудничали с еврейскими каббалистами из Испании и возродили медицину и философию.

В средневековой Европе был известен под латинизированным именем Гебер (Geber).

Джабир ибн Хайян составил комментарии к «Началам» Евклида и к «Альмагесту» Птолемея. Ему принадлежат «Книга о построении астролябии», «Изящный зидж», «Книга о положении светил», «Книга о зеркалах». Будучи известным врачом, он написал «Книгу ядов и противоядий» и «Книгу милосердия».

Среди сочинений Джабира ибн Хайяна наиболее интересна «Книга семидесяти», представляющая собой своего рода энциклопедию, состоящую из 70 глав, посвященных различным теологическим, политическим и естественнонаучным вопросам. В последних главах «Книги семидесяти» он приводит сведения о металлах и минералах.



Из этого же источника черпал знания и французский монах Герберт д’Орийяк, учившийся в Испании, а впоследствии ставший папой Сильвестром II.

По его инициативе зародилось движение, выразившееся в целом ряде событий, которые несколько веков спустя привели к зарождению орденов крестоносцев, к гонениям катаров и к готическому Возрождению.

Все эти книги в камне, все фасады величественных соборов в сжатой и лаконичной форме выражают учение алхимии и гностическую эсхатологию, которые лишь внешне изменились, переодевшись в одежды христианства, как и алтарные купели из Луксора II в.

Ко времени прихода крестоносцев арабы значительно опережали Запад в развитии. Зная это, некоторые крестоносцы, среди которых были и хронисты папы Сильвестра II, проявили достаточно ума и расторопности для того, чтобы не упустить ни малейшей возможности поближе познакомиться с арабской культурой и усвоить все, что только было возможно.

Часть усвоенного ими относилась к области тайных знаний. Тамплиеры, являвшиеся вооруженным отрядом ордена Богоматери горы Сион, к XIII в. стали основными хранителями тайного знания.

Когда в начале XIV в. тамплиеры были запрещены, их тайное учение распалось на фрагменты, из которых, казалось, уже невозможно составить единое целое. Восприемниками алхимической традиции, мысль о которой едва брезжила в общественном сознании, стали появившиеся в начале XVII в. розенкрейцеры - научная элита своего времени. Спустя еще одно столетие алхимия преобразилась и стала называться химией, а тайное учение оказалось собственностью розенкрейцеров, масонов и оккультистов.



Frontespizio

ракушки, Легенды, Тайная и реальная власть, магия, спираль, Египет

Previous post Next post
Up