Раз уж я заинтересовалась гербом города Орша, который по многим символам напоминает легенду о Ротшильдах ( http://lady-dalet.livejournal.com/380844.html?thread=1857196#t1857196), то посмотрим, что это место из себя представляет. В ниже предложенном эссе история, можно сказать, ничем не привлекающего города. Это и понятно. Когда я заглядывала в истории маленьких городков в Швейцарии, например, я думала, чем? это место могло быть раньше, какую роль? играло в мировой истории, если при наличии живущих в них всего нескольких десятков лиц, все-таки еще не потеряло своего герба. К сожалению, историй мы почти не найдем, если повезет, то наткнемся на легенду. Как это получилось и с городом ОРША. .Оригинал взят у varandej в Орша. Восточные ворота Белоруссии.
. Орша - крупный (124 тыс. жителей) город на юге Витебской области. Логичнее было бы, конечно, "на севере Могилёвской", так как Орша стоит на Днепре. До российской границы отсюда 40 километров, до Смоленска - около ста. Здесь пересекаются такие серьезные железнодорожные линии, как Петербург-Киев-Одесса и Москва-Брест. В общем, белорусская дверь на Восток. . Честно скажу: меня Орша не впечатлила. Но и без нее рассказ о Белой Руси будет неполным. . Вокзал в Орше находится примерно в трех-четырех километрах от центра - даже на автобусе путь не очень близкий. Рядом и автовокзал. Вокзал здесь один из самых крупных, что я видел:
. На платформе - дизель на Могилёв, которым мне еще предстояло воспользоваться. У вокзала очень хороши детали, особенно портал: .
. А евроремонт сделан очень тактично, без противоречия со сталинской архитектурой: .
. Это и одна из самых оживленных станций Белоруссии - много народу, поезда идут один за другим... Из того, что я видел, уступает только Минску. Но привокзальная площадь, как и везде в стране - тихая и пустынная. До центра ехать минут 10. .
. Орша известна с 1137 года как крепость на границе Смоленского и Полоцкого княжеств. Крепостью Орша оставалась и почти все последующие века, этакая анти-Вязьма по ту сторону Смоленска, с 1359 года - под властью Литвы. В 1515 году в битве под Оршей православный гетман Константин Острожкский наголову разбил православное же московское войско, взявшее Смоленск и решившее этим не ограничиваться. Впрочем, Смоленск тогда остался за Россией, так что победа лишь остановила экспансию. В 1620 году, когда Смоленск вернули в ВКЛ уже поляки, а Орша вновь оказалась в тылу, городок получил Магдебургское право. Но в общем в мирное время ее история всегда была заурядна - в отличие от периодов войн. . А в Великую Отечественную войну Орша прославилась как место, где впервые была применена в бою "Катюша", да и просто здесь в 1941 велись жесточайшие бои, а в годы оккупации действовало партизанское подполье, в том числе отряд Константина Заслонова, занимавшийся диверсиями на железных дорогах (отличались использованием "угольных мин" - кусков тротила, замаскированных под уголь для паровозных топок). Хотя в самом городе боёв почти не велось, Орша, как транспортный узел, была разрушена авианалётами. Центр города - на 3/4 пятиэтажки и позднесоветские дома с примесью неплохих сталинок: .
. Нынешняя Орша впечатлила меня еще и своим состоянием - это безусловно самый (ну, может не считая Сургута и Ханты-Мансийска) ухоженный и покрашенный город, что я когда-либо видел. Дело в том, что здесь проходили "Дожинки" благословенного 2008 года, а какие чудеса благоустройства вызывает этот сельскохозяйственный фестиваль, я уже видел в Лиде. .
. Местная площадь Ленина с узлом маршруток и лежбищем такси, а также чудом сохранившимся корпусом монастыря тринитариев (1714-17): .
. С обратной стороны - сквер, прямо в котором находится братская могила (на вводном кадре). Странные, явно барочные ворота остались не понятно от чего: .
. За сквером - Иезуитский коллегиум (1690-е), выглядящий здесь так же чуждо, как выглядел бы например в Арктике: .
. В 1803 году иезуитов прогнали, а в 1812 именно здесь был дом коменданта и жил Стендаль. В советское время, невзирая на это, из коллегиума сделали тюрьму, а пару лет назад здание полностью разобрали и построили заново. Вот и думай теперь, какая власть убила исторический памятник. Хотя воссоздано красиво и убедительно - если бы не чужие фотографии стройплощадки: .
. На задней стене коллегиума моё внимание привлекли мозаики - откуда они и что означают? .
. Кварталы за Оршицей - типичный городской пейзаж: .
. Чудом уцелевшие домики близ коллегиума: .
. В том числе феерически красная водяная мельница начала ХХ века на ручье, круто сбегающем в Днепр: .
. Ныне музей - даже колесо восстановлено: .
. Ручей, начинающийся на гребне стрелки Днепра и Оршицы, образует границу древнего города.
. Взгляд за Днепр - на Успенский монастырь (1898), вторая церковь которого в "новгородском" стиле скрыта деревьями:.
. И взгляд за Оршицу, где рядышком стоят каменная церковь Рождества Богородицы и деревянная Михаила Архангела (новодел): .
. Рождественская церковь построена в 1691 году, в 19 веке перестроена в русском стиле, в советское время разрушена, а ныне воссоздана в русифицированном облике. В общем, типичный в Беларуси случай, когда за 300 лет в одном памятнике отметились все 4 сменившихся здесь долговременных власти. .
. Собственно, мы уже за Оршицей. От Рождственской церкви скверик отделяет костел Святого Иосифа (1808), в советское время бывший домом культуры: .
. А вот и монастырь за мостом через Днепр, который здесь от силы метров двести шириной: .
Так теперь выглядит некогда одна из богатейших православных обителей Белой Руси. К тому же, сто лет назад по соседству располагался еще и Кутеинский женский монастырь:
Основанный в 1620 году Кутеинский монастырь имел крупнейшую на востоке Великого княжества Литовского типографию, которой руководил Спиридон Соболь - уже далеко не первый, но один из самых выдающихся белорусский печатник и гравер. Благодаря местной школе гравюры все книги отличались великолепным оформлением. Другой специализацией монастыря стала резьба по дереву. . Но более того, в Кутеинских монастырях сложился и уникальный архитектурный ансамбль. В белорусском Поднепровье как самом православном регионе Речи Посполитой (наряду с украинским опять же Поднепровьем) в 17 веке начал складываться самобытный местный стиль. Вероятно, это был бы белорусский аналог "украинского барокко", но таких храмов было построено всего несколько, а уцелел вообще один (в Могилёве). Одним из первых представителей несостоявшегося стиля был Богоявленский собор Кутеинского женского монастыря, заложенный в 1635 году киевским митрополитом Петром Могилой:
. Информации о Кутеинском женском монастыре в интернете вообще очень мало, поэтому я не знаю ни посвящений двух других церквей (ни надвратной, ни огромной деревянной), ни времени их постройки, ни времени их разрушения. Такие же почти уничтоженные монастыри-шедевры есть и в России, но Кутеинский был не просто разрушен, а еще и почти что забыт. . Вход в уцелевший мужской монастырь. "Увидал белый снег сквозь бетонный забор..." .
. Из всех показанных на дореволюционных фотографиях и рисунках зданий до наших дней дошло лишь одно - Троицкая церковь (1624-26). Но и она во многом уникальна и в общем стала основной причиной моего посещения Орши: .
. В разных местах ее характеризуют как "североевропейский ренессанс", "на стыке готики и барокко", а может быть и вовсе маньеризм (стиль на стыке ренессанса с барокко): .
. Очень интересен фасад с вертикальными нишами - явление, широко известное в готике (в том числе белорусской), но уникальное для барокко. В прошлом эти ниши еще и расписывались, слагая "наружный иконостас", но аутентичных росписей нигде не сохранилось. .
. За Кутинским монастырем - многоэтажки. Орша - еще и один из самых просторных городов, что я видел, размеры незастроенных пространств удивляют. Но по той же причине здесь очень неуютно. .
. В соцгороде я сел на автобус с оригинальным маршрутом "ДО ЦЕНТРА", и вскоре снова был на площади Ленина, откуда сходил к последней достопримечательности Орши, за Днепр. Вид вниз по течению: река изгибается почти под прямым углом, и Кутеинский монастырь - далеко за поворотом: .
. А за мостом меня ждал мемориальный комплекс "Катюша": .
. Считается, что именно под Оршей это легендарное оружие применили впервые - 16 июля 1941 года (по другим данным, это случилось двумя днями ранее под Рудней), нанеся удар из района деревни Пищалиха по железнодорожной станции. "Катюша", дальний предок знаменитых "Градов", разрабатывалась с 1920-х годов, а подписана в серийное производство была за несколько часов до начала войны. О том, насколько сильно "Катюши" повлияли на ход войны реально, судить не берусь, но ветераны еще на моей памяти о них слагали легенды. Вместе с Т-34, "Катюша" - оружие-символ Победы. .
Орша. Казалось бы, ну что тут тайного? Шесть железнодорожных путей, три тюрьмы (одну закрыли) и льнокомбинат. А, еще оршанские плавленые сырки «Дружба», которыми обычно закусывали на троих. . Впервые Орша упоминается в летописи «Повесть временных лет» под 1067 г. в связи с военными событиями. . Именно в этом году полоцкий князь Всеслав, которого за ум и необыкновенные способности прозвали Чародеем, захватил Новгород, принадлежавший в то время киевским князьям. В ответ они пошли войной на Полоцкое княжество. Войска встретились 3 марта на реке Немиге возле Менска (Минска). В кро¬вавой битве победителей не было: каждое войско понесло большие потери. Через четыре месяца киевские князья пригласили Всеслава на переговоры. Решено было встретиться на границе княжеств. Они позвали полоцкого князя в свой шатер, который находился «на Рши у Смолиньска», и, нарушив святая святых - клятву на кресте, взяли в плен Всеслава Брачиславича и отвезли его вместе с сыновьями в Киев. Через семь месяцев киевляне освободили узников и «посадили» полоцкого князя на киевский престол. Поскольку, как сообщает летопись, Всеслав Чародей пришел в шатер «на Рши» 10 июля 1067 г., эта дата и считается началом летосчисления истории Орши. . Второе упоминание о городе относится к 1116 г. Как сообщается в Ипатьевской летописи, смоленский князь Вячеслав, сын Владимира Мономаха, «взя Ръшу и Копысу». Оршу пришлось брать с боем, потому что она была хорошо укреплена. О взятии города «приступом» в 1116 г. упоминает Василий Татищев в «Истории российской с самых древнейших времен». . Существует несколько предположений происхождения названия города. Имя ему, как и большинству древних городов, дала река, на которой он стоял. Вода в «Рше» несла много ила и была коричневой, «ржавой», или, как тогда говорили, «ршавой». . Возможно, это название связано с тем, что дно реки было каменистым, шероховатым, «шершавым». . Есть предположение, что название реке дали первые поселенцы этих мест - балты. Они называли речку «Ршой» из-за кустов орешника, которые густо росли по берегам. Орешник по-литовски называется «решутай». . Столетиями Орша так и называлась: город «на Рши». Постепенно предлог «на» сменился на более удобный - «о». Вначале стали говорить, а позже и писать - город «о Рши», потом «Орша». Существует мнение, что названия реки и будущего города осталось нам в наследие от финно-угорских племен. . Слова «Рша», «Орша» в переводе с этого языка могли означать «вода, бегущая в русле», а это и значит «река». . В Советском Союзе отменили и этот герб. Вместо него был герб с элементами флага. Сегодня у Орши опять старый литовский герб с крестом и полумесяцем.
Орша - места боевой славы. Деревушки вокруг - Хороброво, Барань, Бояре, Стражево... В 1410 под Грюнвальдом именно оршанская хоругвь вместе со Смоленцами и мстиславцами приняла на себя страшный удар тевтонского ордена и погибла почти полностью. Орша, боярская Орша на древнем пути из варяг в греки, между днепровском блестящим мечом, который рассекал белорусский восток, и саблей Двины, выхваченные из ножен на севере, была ключом к защите Великой Литвы от самого опасного врага - Кремля. . Недаром именно здесь пятьсот лет назад 8 сентября 1514 под звуки труб-сурьма из турьих рогов началось знаменитое Крапивенское сече - битва под Оршей. 35 тысяч белорусов и поляков победили 80 тысяч московитов. Место смерти десятков тысяч россиян, поле, над которым веками кружат ангелы и бесы - мистика Орши номер 1. Приднепровский дол с обрывистыми берегами и оврагами, куда на глазах врага переправились воины гетмана Острожского, переполненная кровью речка Крапивна, в ложбине которой ночью каждый сентябрь поют барды - наша вечная битва под Оршей. . Таковы легенды этого места. Из всех этих повествований можно взять на вооружение: . город был крепостью и располагался на пересечении таких дорог как Петербург-Киев-Одесса и Москва-Брест. Поэтому и получил название - ВОРОТА на ВОСТОК. . А еще это место примечательно тем, что оно имеет два герба, полностью совпадающие с символами и даже расцветкой гербов Ротшильдов. . Смотрим еще раз на стелу города и вспоминаем Герб Ротшильдов, .
. a также слова - Орша - место, где в XIII веке размещалoсь имение Андрея Кобылы, далеким потомкoм которого, по Карамзину, был московский царь Михаил Федорович, основатель династии Романовых. . В XIII в. в своем имении недалеко от Орши жил князь Андрей Иванович Кобыла. Потом он уехал в Москву и был принят «на государеву службу». Этому человеку обязаны своим названием знаменитая Кобыляцкая гора и деревня Кобыляки (в 1965 г. она получила название Приднепровье). Основатель династии Романовых царь Михаил Федорович (1596-1645) - далекий потомок в 9-м поколении Андрея Кобылы. . На белорусские истоки происхождения дома Романовых, представители которого стояли у руля Российского государства долгих 300 лет, указывают историк Николай Карамзин и писатель Владимир Короткевич. Об этом, в частности, говорится в романе «Колосья под серпом твоим» и в повести «Дикая охота короля Стаха». . И вы еще сомневаетесь, что Ротшильды и Романовы это одни и те же лица?
Вполне закономерно, потому что и то, и другое название - тоже миф. А это место оказалось источником этих мифов, основанием, местом, где они родились, пусть даже в литературном смысле. .
Интересно написание латинскими буквами ORSZA, если написать русскими, то так и получится OPCTC-ROSS-T-ROT-SS, ORSCH ORCH ROCH -ROSS-ROSCHA-ROTCH-ROTSCH-ROTCH-ROTH .Помимо того, что в этих местах находится "Белорусский Стоунхендж" - капище-обсерватория и место называют как "первое гродище Орши", здесь 500 лет назад ( 08.09.1514) по ТИ произошла "известная" битва, при коротой потерпевшими были "москали". . "Историческое значение битвы под Оршей активно используется в целях пропаганды рядом политических деятелей в Белоруссии, Литве и Польше, так как является крупнейшей из всех побед над войсками Русского государства в ходе всех русско-литовских войн. При этом ряд белорусских историков и политиков придают большую значимость этому событию, называя воинов Великого княжества Литовского «белорусами», отождествляя Великое княжество Литовское с Белоруссией и преуменьшая участие в сражении представителей Польского королевства[47]" - пишет вики. . Однако споры не утихают ( http://alexuslob.livejournal.com/155888.html), сведения даются противоречивые, а значит скрывают суть того, что на самом деле произошло в этих местах. Поэтому так много легенд. . Меня заинтересовали остатки крепости, которые видны на схеме, и битва под Грюнвальдом (1410), в переводе "Зеленый лес". Опять "ЗЕЛЕНЫЙ" и ГРЮН (Gründer) - ОСНОВАТЕЛЬ. . Основанием я могу предполагать была звездная крепость, которая удерживала свои позиции, а также многочисленные подземные переходы, которые в историях города Орша называют церквями или подземными храмами/костелами на глубине 8-10 метров. Кто знаком сo схемами и историей звездных крепостей, знают, что крепости сообщались между собой подземными ходами. Их можно было бы назвать подземные дороги кротов - КРОТЫ - от РОТы к РОТе. . Ро́та (от нем. Rotte) - тактическое формирование (подразделение или воинская часть, при добавлении прилагательного - отдельная), в вооружённых силах некоторых государств мира. . Вот вам еще одно из названий, которое использовали для своей ширмы правители. Поэтому-то они и в связке, как фаланги, однако, в военном деле .
. Хотя это уже не просто название, это уже суть символов. Вики - античные авторы именуют фалангами полки, или организационной военной структурой. .
. Герб города Орши исторический. Получен 13 декабря 1620 г. в соответствии с магдебургским правом. . Гербовые фигуры имеют глубокий смысл. Кавалерский крест символизирует мужество, героизм, отвагу. Полумесяц - издавна известный символ Богородицы. Знак полумесяца, обращенный острыми краями вверх, или, как принято говорить в геральдике, «рогами вверх», олицетворяет элемент, дающий жизни возможности распространения и указывающий направление к бесконечному развитию, а также оберегающий ее от влияния низших сил (притяжение сил от краев к животворному центру). Данный знак есть не что иное, как чаша Грааля - емкость, в которой хранится эликсир жизни. . На флаге широкая и узкая голубая полосы являются символическими изображениями двух основных рек Орши - Днепра и Оршицы, на слиянии которых и был основан город. Голубой и белый цвета соответствуют основной цветовой гамме гербового изображения. Символизируют воду и принадлежность к Белой Руси. .