Ты весна красна, тёплая летичка,
Сидит за трубой сивый дедичка,
У трубу играет, вясну гукает.
Заклички скоро у нас. Готовимся, книжки листаем. К весне приятно готовиться!)
Общеизвестного о Закличках не буду писать, а вот кое-что любопытное выписалось. Лоскутками, больше для себя, но вдруг кому пригодится. Всё этнография, без выдумок. Если надо точную ссылку - дам.
Печенье
Названия: жаворонки (далее «ж.»), чувильки, голубци, бусли,
тетерки (арханг.), ластовочки, воробушки, кулики (большие, один на семью).
Подчеркивают, что из пресного теста
Для рябости тычут соломинкой или гребешком!
Формы: в виде человека, змеевидные
Шарики-яички. «Птушку содишь на эты бабочки -
нанесла яиц!»
«Сороки святы, жаворонки слепы, прилетите!»
"Характеристика «слепы» не соответствует предметному
изображению ж. - печеным птичкам всегда приделывают глаза. Данное определение отражает глубинный смысл, почти утерянный в обряде призыва птиц, но сохраняющийся в других типах весенних обрядов. По мнению Т.А. Агапкиной, ... фигурные хлебцы соотносимы «не с птицей как таковой, а с мифопоэтическим концептом «возвращения предков». Отсюда их слепота как характерная черта представителей потустороннего мира»... позволяет объяснить мотив оставления пищи, особенно у реки, восходящий к «кормлению» душ предков.»
«Жаворонушки, мои детушки!» + печение ж. в виде
спеленутых младенцев.
Другая обрядовая еда
орешки (40) - морозу, скоту
баранчики, крендели, двойнюшки - скоту для приплоду
Возраст
«В Калужском крае еще недавно (писано в 1930 г.) весну кликали взрослые. 15-20 лет тому назад девушки-невесты, а 30 лет тому назад ...
и взрослые крестьяне-хозяева считали нужным и полезным покликать хотя бы с крыльца.»
женщины, девушки и дети, старухи
Дети исполняют заклички в речитативной манере, а подростки и
молодежь - в песенной.
Обряды
Насаживают на жерди
Привязывают нитками к шестам, чтобы колыхались
Кладут на головы
Забрасывают на крыши, или только головы печенья, а остальное
сами съедают
Качаются на качелях, ж. в карманах или едятся при этом.
Обход дворов со сбором жаворонков. Приговор: «Жаворонки,
летите к нам в котомки!»
Взаимный обмен печеньем, сравнивают с кумлением.
Занятно: в 2 местах упоминается применение колядной песни:
1) Обход дворов с песней «Пава», бытующей как колядка.
2) Припевание пар по именам, в конце слова: «ишли они по ляду, рассыпали коляду»
Это может подтверждать возможные перетекания действ между
зимним и весенним «новым годом».
Жертва
одного ж. бросают в печь
Несут ж. к реке, складывают у воды в ряд и закликают
«Специально испеченные пироги пожилие женщины бросали в
воду, когда молодежь начинала петь веснянки»
Трапеза на крышке колодца
Выходить за околицу с хлебом и кланяться в землю: «Вот
тебе, матушка-весна, ржаного хлебца»
40 колобков по одному бросают за окно для Мороза
«Когда начиналась весна, варили горшок каши, выносили его
на улицу и закапывали в землю, сверху прибивали колом» (укр.)
Гадания и жребии
Подбрасывают - как он упадет.
Запекают предметы (уголек)
Кто первый увидит жаворонка - тому от всей деревни булку,
«чтобы ... в продолжении целого года заявлял о том, что может случиться в
деревне».
Кому достанется ж. с монеткой - тот засевает в этом году. Игры
На гумне: один прячет ж. в солому, остальные трижды
закликают, после чего каждый ищет свою птичку (напоминает прятки пасхальных яиц
в Европе).
Мать разбрасывает из фартука, а дети ловят
Источники:
Корепова - Нижегор. Поволжье
Соколова - Весенне-летние обряды
Смоленский сборник