Занятные заметки по Закличкам

Mar 01, 2011 03:48

Ты весна красна, тёплая летичка, Сидит за трубой сивый дедичка, У трубу играет, вясну гукает.
Заклички скоро у нас. Готовимся, книжки листаем. К весне приятно готовиться!) Общеизвестного о Закличках не буду писать, а вот кое-что любопытное выписалось. Лоскутками, больше для себя, но вдруг кому пригодится. Всё этнография, без выдумок. Если надо точную ссылку - дам. Печенье
Названия: жаворонки (далее «ж.»), чувильки, голубци, бусли,  тетерки (арханг.), ластовочки, воробушки, кулики (большие, один на семью).
Подчеркивают, что из пресного теста

Для рябости тычут соломинкой или гребешком!

Формы: в виде человека, змеевидные

Шарики-яички. «Птушку содишь на эты бабочки - нанесла яиц!»

«Сороки святы, жаворонки слепы, прилетите!»
"Характеристика «слепы» не соответствует предметному изображению ж. - печеным птичкам всегда приделывают глаза. Данное определение отражает глубинный смысл, почти утерянный в обряде призыва птиц, но сохраняющийся в других типах весенних обрядов. По мнению Т.А. Агапкиной, ... фигурные хлебцы соотносимы «не с птицей как таковой, а с мифопоэтическим концептом «возвращения предков». Отсюда их слепота как характерная черта представителей потустороннего мира»... позволяет объяснить мотив оставления пищи, особенно у реки, восходящий к «кормлению» душ предков.»  
«Жаворонушки, мои детушки!» + печение ж. в виде  спеленутых младенцев.
Другая обрядовая еда

орешки (40) - морозу, скоту
баранчики, крендели, двойнюшки - скоту для приплоду Возраст
«В Калужском крае еще недавно (писано в 1930 г.) весну кликали взрослые. 15-20 лет тому назад девушки-невесты, а 30 лет тому назад ... и взрослые крестьяне-хозяева считали нужным и полезным покликать хотя бы с крыльца.» женщины, девушки и дети, старухи Дети исполняют заклички в речитативной манере, а подростки и  молодежь - в песенной. Обряды
Насаживают на жерди Привязывают нитками к шестам, чтобы колыхались
Кладут на головы

Забрасывают на крыши, или только головы печенья, а остальное  сами съедают

Качаются на качелях, ж. в карманах или едятся при этом.

Обход дворов со сбором жаворонков. Приговор: «Жаворонки, летите к нам в котомки!»

Взаимный обмен печеньем, сравнивают с кумлением.

Занятно: в 2 местах упоминается применение колядной песни:

1) Обход дворов с песней «Пава», бытующей как колядка.

2) Припевание пар по именам, в конце слова: «ишли они по ляду, рассыпали коляду»

Это может подтверждать возможные перетекания действ между  зимним и весенним «новым годом».
Жертва

одного ж. бросают в печь

Несут ж. к реке, складывают у воды в ряд и закликают

«Специально испеченные пироги пожилие женщины бросали в  воду, когда молодежь начинала петь веснянки»

Трапеза на крышке колодца

Выходить за околицу с хлебом и кланяться в землю: «Вот тебе, матушка-весна, ржаного хлебца»

40 колобков по одному бросают за окно для Мороза

«Когда начиналась весна, варили горшок каши, выносили его на улицу и закапывали в землю, сверху прибивали колом» (укр.)

Гадания и жребии

Подбрасывают - как он упадет.

Запекают предметы (уголек)
Кто первый увидит жаворонка - тому от всей деревни булку, «чтобы ... в продолжении целого года заявлял о том, что может случиться в  деревне». Кому достанется ж. с монеткой - тот засевает в этом году. Игры

На гумне: один прячет ж. в солому, остальные трижды закликают, после чего каждый ищет свою птичку (напоминает прятки пасхальных яиц  в Европе).

Мать разбрасывает из фартука, а дети ловят

Источники:
Корепова - Нижегор. Поволжье
Соколова - Весенне-летние обряды
Смоленский сборник

обряд, наследие быта (этнография)

Previous post Next post
Up