Славянские обычаи трапезы

Nov 14, 2010 22:26


 Моя статья,

опубликованная в

журнале "Домашний Ребенок", 
 N10 (2010)

ХЛЕБ НА СТОЛ - ТАК И СТОЛ ПРЕСТОЛ.
Славянские обычаи трапезы.

В традиции трапеза, обрядовое застолье сопутствует каждому обряду годового и родового круга ­- будь то родины или Масленица, поминки или Сочельник. На каждый ритуальный случай имеются особые обрядовые блюда, символика которых отвечает магии момента, слова-приговоры, установленное количество яств и участников.

Почему трапеза так важна на мистическом плане? Почему, приехав из путешествия, или просто после многотрудного дня в городе, мы первым делом тянемся отведать чего-нибудь домашнего - «заземлиться» частичкой родного дома? Пища - то, что мы напрямую впускаем в себя, вместе с веществами мы усваиваем полевую информацию, и эти малоизученные наукой вещи очень хорошо известны в традиционных культурах. «Наговорить» на еду или питье - верный способ исцелить или навредить человеку, совместная трапеза - древний знак единения и доверия (отсюда брудершафт).

Такая неотъемлемая часть трапезы как СТОЛ - занимает в традиционной картине мира весьма видное место. В крестьянской избе стол так же важен, как печь и Красный угол, он широко задействован в обрядах и с ним в народе связано множество поверий. При новоселье в пустую избу первым из мебели вносили стол, после чего молились на четыре стороны и продолжали переезд. Красный угол (полочка с иконами и семейными святынями, позже - с фотографиями предков) упомянут не зря: стол в избе издревле ставится под ним и является
продолжением мира Божественного в мире людском. «В доме стол - Божий престол», «Стол - ладонь Бога» - гласят русские пословицы. Таким образом, всё, что оказывается на столе - предлагается Богу, освящается Им и уже потом разделяется на трапезе всеми членами семьи. Этим представлением объясняются многочисленные старинные запреты в поведении за столом: нельзя неуважительно и шумно вести себя, садиться обедать грязным, в шапке, смеяться, скрещивать ноги, нерачительно обходиться с едой, большой грех садиться или класть ноги на стол. (На столе лежит только покойник - готовящийся отправиться в горний мир.)

Оставлять пустую, грязную посуду и посторонние вещи на столе - по русскому «фен-шую» не годится. До сих пор бытует примета: допитые бутылки на стол не ставят, а убирают под стол. С тою же целью привлечения изобилия в сакральные моменты года (Масленица, Новый год и
др.) на праздничный стол ставят как можно больше блюд. В незастольное время на столе всегда оставляют «хлеб-соль» - завернутый в полотенце хлеб и солонку.

Садятся за трапезу тоже не как попало, а по чину. Во главе стола (под святыми) - конечно, глава семьи, старший мужчина. Далее - по убыванию возраста и заслуг. Почетных гостей сажают подле хозяина. Мужской пол занимает лавку у стены, женщины - приставную. Если народу много, то сперва обедают кормильцы-мужчины, а во вторую смену женщины. Что до детей, то их участие в общей трапезе могло начинаться в разное время, здесь областные традиции разнятся. Где-то детки приобщаются к семейному обеду сразу же, как только переходят на твердую пищу. В других областях ребятишки кушают отдельно, пока не входят в сознательный возраст, когда смогут соблюдать за столом чинное поведение,
принятое у взрослых.

Среди обрядов, связанных со столом, большую долю занимает Обход. Обойти стол - в ритуальном смысле значит обойти Мировую гору, Столб, держащий все три Мира, - приобщиться к их силе и закрепить новое состояние, например брак. Обход молодых вокруг стола - один из ключевых элементов народной свадьбы, соответствующий обходу аналоя на церковном венчании (предметом обхода может служить и другой сакральный объект: дерево, огонь, хлебная дежа, церковь). На крестинах повитуха или божатка (крестная мать) обносит новорожденного вокруг стола, приобщая его к семье и дому. Также вокруг стола или его ножки обносят новокупленную скотинку. При трудных родах роженице советуют обойти вокруг стола или дежи - по солнцу, т.е. по часовой стрелке.

Повседневная трапеза - не менее сильное средство магического единения семьи, чем обрядовая. Ведь это наш ежедневный ритуал, и каждый день мы можем добавить грошик в копилку семейного лада, а можем устало и безразлично отмахнуться. Приметьте, как проходит завтрак или ужин в вашей семье: ждут ли всех, чтобы начать кушать? Кто главенствует за столом? Как рассаживаются домочадцы и почему? Делаются ли знаки уважения старшим? Какой тон преобладает в беседах? Нет ли навязчивой тяги включить телевизор? Благодарят ли хозяйку за труды? Как заканчивается трапеза?



Если ответы на эти вопросы вас радуют - значит, всё благополучно. Значит, вы унаследовали обычаи домашнего застолья, которыми в современном мире мало кто владеет. К сожалению, чаще застольные привычки складываются стихийно и не всегда способствуют укреплению отношений в семье. В этом случае стоит их подкорректировать. Вот несколько советов, основанных на традиционных нормах поведения за столом:

  • Отец семейства сидит во главе (торце) стола. Это место контроля и влияния. Вы удивитесь, насколько архетипично глубоко и умиротворяющее такое зрелище. Данная посадка поможет и самому мужчине, если он не во всём готов принять роль главы семьи.
     
  • Пока семья собирается, никто не начинает есть, даже если тарелки уже наполнены. Первую ложку  поднимает старший, и это служит знаком к началу обеда.
     
  • В традиционном укладе немыслима еда без молитвы. Думаю, в этом месте статьи многие внутренне сжались: «вот, сейчас нам будут навязывать патриархальное благочестие». Отнюдь! Ваш быт должен быть органичен именно вашей душе. Но дело в том, что современная наука подтверждает факт, давно известный традиции и нашей интуиции: еда и вода впитывает и переносит информацию. А через еду этот полевой посыл передается съевшему ее. Страшно представить, что «услышал» ваш обед за долгое путешествие к тарелке! О чем ругаются повара на кухне чистенького ресторана? Какой дух витал в скотобойне, где зарезали эту свининку?.. Все эти голоса вы можете нейтрализовать добрым словом над своим столом! Пусть оно будет неканоническим, коротким, но сказано со значением. Благословленная еда радует и питает не только тело, но и душу, гармонизирует энергетику. Также добрый наговор снижает риск от противоприродных добавок, таких как химические усилители и ГМО.
Делюсь с вами своей короткой молитвой:

Будь сия страва
Чиста и здрава,
От Богов да Земли даждена.
Хлеб да соль!
Ответ домочадцев: - Жива хлеба ести!


 Молитву можно произносить про себя, если вы не дома. На семейном обеде один из супругов, кто более к этому склонен, освящает весь стол, говоря слова вслух. Раньше это было дело старшего мужчины как духовного лидера семьи, в наших же условиях это бывает и женщина - нашему полу вообще больше свойственно поддерживать цикличный обиход, беречь обычаи и т.д.
  • Хотя бы один прием пищи совершайте вместе  всей семьей. Особенно это выполнимо в выходные. Меня до сих пор греет вспоминание о неспешных воскресных утрах детства, с солнцем, смехом и сырниками. Подарите своей семье такие воспоминания!
     
  • Постарайтесь воздержаться от телевизора! За столом образуется круг из членов семьи, это та редкая пора, когда мы в одной комнате и за одним занятием. Какая передача может быть важней единения с близкими?
     
  • Приучайте ребенка за столом, как и в других сферах жизни, уважать старших, уступать и делиться, вместо того, чтобы считать себя центром вселенной. В будущем вы пожнете добрые плоды такого подхода.
     
  • Раньше трапезу заканчивали так же, как и начинали - все вместе и с добрым словом благодарности. «Ломать стол» - вставать вразнобой - считалось крайне невежливо, поевший оставался за столом, пока не покушают старшие. При современном ритме жизни это едва ли выполнимо. Однако такой завершающий жест как благодарение хозяйки и легкий поклон всем участникам - придаст трапезе цельность и эмоциональную законченность.
     
  • Пищевые отходы, особенно хлеб, муку и семена - желательно возвращать в природный круговорот. Это символический залог возобновления достатка, плодородия в нашем доме и на нашей Родной земле.

(Вересень 2010)

Приведенные иллюстрации:
 1 - "Русская трапеза (крестьяне за столом)". Рисунок 2-й пол. ХIХ века
2 - "Семейный обед". Роспись на крышке хлебницы. Архангельская обл., сер. XIX века
3 - Семья поволжской народности Мокша, 1920-е гг. Из фондов Мордовского краеведческого музея
4 - Обряд на Коляду, призывающий изобилие в наступающем году: все яства собираются на столе горой и хозяин избы прячется за ними. Архив общины "Славия", 2004
5 - Обрядовый каравай с добавлением желудевой муки, архив общины "Родолюбие"

исследования, наследие быта (этнография)

Previous post Next post
Up