Оригинал взят у
marena99 в
Дидух - древнеславянский родовой новогодний символ Дидух - древнейший славянский, дулибский, роський, украинский, новогодний, рождественский символ, знак бессмертия предков, оберега рода, благополучия, достатка, хорошего урожая. Он - славянский дедовский Дух, Дух предков рода, знак присутствия предков на новогодних празднецтвах (при рождении нового кола).
Для всех славян первый и последний сноп урожая имел и имеет особое значение. Дидухом называют все то, что хозяин и его старший сын первыми приносят на Сочельник в дом - ржаной, пшеничный или овсяный сноп, который ставится хозяином в красный угол, вокруг него старшим сыном или хозяином на пол и на стол под скатерть стелется солома и сено.
Дидухи в традиционной фолькльорной палитре рождественско цикла праздников могут различаться по местным колоритом, иметь свои типологические черты, что обусловлено влиянием местной и христианской традиции, смещением в календаре, потерей внутренней формы обычаев и обрядов, изменениями в традиционном образе жизни.
Дидуха делали с первого зажинкового или последнего обжиночный снопа. Накануне праздников из стеблей обрядового снопа формировали несколько пучков, каждый из которых отдельно оплетали соломинками или обвязывали цветными нитками. Потом такие дольки-почечки собирали вместе и обкручували лентами, формируя пышный сноп. Снизу делали разветвления типа ножек, чтобы дидух мог стоять. Пучки колосьев сверху обрамлялись цветными лентами, бумажными или засушенными полевыми цветами.
В дом Дидуха вносили в канун рождества. Необмолоченный пшеничный или ржаной сноп, специально сохранённый со времени жатвы, после обхода двора торжественно вносили в дом.
Славяне этот праздничный сноп называли «Стариком», «Дидухом», «Колядой», «Колядником». Свою обрядовую роль он выполнял на протяжении всех рождественских праздников. Он находился в доме до Нового года или до Крещения.
В центральнославянском Волыно-Карпатском регионе (центре Дулибского государства), на Покутье, Гуцульщине и Бойковщине, Дидух символизирует родоначальника семьи - деда, а также всех Предков, которые когда-то жили в давние времена.
Именно во время пребывания Дидуха в доме, должны сойтись все души родственников, чтобы вместе поужинать. Поэтому на Богатую кутью для покойников клали возле Дидуха, где вроде бы должны находиться души предков, ложки, а на ночь рядом ставили и коливо (изготовленную из меда и приправленную кутьей блюдо). Так должно было продолжаться до тех пор, пока сноп находится в доме.
Праздничный сноп находился в доме в течение недели (иногда даже до Крещения). Его присутствие привносило в семью праздничное настроение, уют и праздничность. В народе говорили «Дидух в дом - беда из избы» (на языке древних росов и украинцев: «Дідух до хати - біда із хати»).
В наше время сноп часто заменяет небольшой букет из колосьев, различных сухих трав и цветов бессмертника.
В последние десятилетия, все больше украинцев восстанавливает традицию ставить на Новый год и рождество в своих домах истинно славянский родовой знак - Дидуха.
Дидух, сено, рождественские традиции имеют положительный заряд энергии, дают нам ощущение причасности к древнеславянским таинствам.
Уже многолетней традицией является вынесение многометровых Дидухов на рождественские праздники на проспект на центральные площади в Киеве, Львове, Тернополе, Ровно, Ивано-Франковке и других городах.
Сегодня вся страна воспринимается как общий дом, а Дидухи - это души Пращуров, с которыми нужно наладить контакт и просить помощи.
Древний славянский обычай славления Предков, славления рода славянского жив!
источник Оригинал записи и комментарии на
LiveInternet.ru