Разглядывая дореволюционные открытки к Рождеству. Часть 3 Добрый дед с метёлкой

Dec 16, 2019 19:13

Вернусь на минуту к прошлому посту. Выясняется что как похоронный элемент венки из цветов и веток внесли в нашу жизнь большевики а до них раннее христианство вводило круглые венки на могиле только лишь в поминальную неделю. А так венки всегда плелись к праздникам и корни этой традиции уходят глубоко в ведические времена. Цитирую "...возложение венков на могилы - это изначально языческая традиция, официально запрещенная в России в 1889 году Священным Синодом. Советы после Октябрьского переворота ее возродили, и классическим воплощением языческого поклонения мертвому стали похороны Ленина в 1924 году - труп Ильича тогда обложили огромным количеством разнообразных венков." Вероятно траурные проводы покойника в дохристианские времена это не было таким удручающим событием как сегодня и венок клали возле него по тем же причинам что и на свадьбу или день рождения. Но с приходом христианства и особенно после революции это действо сильно закрепилось у нашего народа, а на западе ведь нет, только на рождество.




Есть некоторые данные о том почему еловые ветки бросаются на дорогу за гробом (у нас в деревне до сих пор). Цитата: "По некоторым русским погребальным обычаям (в том числе современным, как деревенским, так и городским) принято по пути от дома к кладбищу устилать дорогу ветками, чаще всего еловыми; их бросают перед гробом, иногда строго вслед за гробом, и дают этому действию разные объяснения. В частности, на Смоленщине это делали для того, чтобы "указать покойнику дорогу, по которой он будет ходить домой в течение сорока дней": "Покойника вязуть, и сзади сядить человек и кидаеть [еловый лапник]. Дорожку ему, говорять, делать, показывать, куда идить домой. Домой будеть ходить сорок дней". В Костромской области это действие называлось "разметать дорогу" и совершалось для того, "чтобы покойный дорогу обратно знал".

Несколько иное объяснение записано во Владимирской области: "Покойник умрет, дорожку делали. Ельничка наломают, накидают, а летом цветов накидают по дорожке перед домом"; "Утром, перед тем как выносить, идут в лес, ломают ельник, раскладывают его. Прокладывают дорожку, чтоб его нести". В этом случае скорее прокладывается покойнику путь от дома на кладбище (на "тот" свет), чем указывается путь возвращения; ср. архангельское верование: "Елками дорогу делают покойнику, чтоб он дорожку-то на тот свет видел". Наконец, в ряде свидетельств этому действию уже придается прямо противоположный смысл, оно понимается как способ преградить умершему обратный путь домой: "Старуху хоронили, нарубили лап до реки, а дальше трудно, да и не придет уже через реку-то"; "Ветки еловые покойнику стелют, чтобы не вернулся, чтобы ереси никакой не было, обряд такой, чтобы человеку не виделось, не казалось. А то некоторым видится"; "Круг дома обкладывали лапки еловыё. Ёлка - она крестиком. Он и не подойдет. Ведь не он ходит, нехороший ходит"; "Сейчас ветки покойнику кидают, а раньше старики говорили все - только утопленникам и удавленникам кидают... Чтоб им дорога была колючая, что они самоубийцы".

(По статье С. М. Толстой "Мотив посмертного хождения в верованиях и ритуале")"
Конец цитаты.

А теперь вернёмся к нашим открыткам
Дедушка на этих открытках довольно разный. Как будто ещё не было договорённости кто он такой на самом деле. То ли монах,




то ли торговец,


то ли почтальон.


Но ходит и стучит в дверь прямо как свидетель еговы, шютка




В руках у него кроме мешка с подарками очень часто пучок прутьев, интересно зачем?


Ого! похоже он ими угрожает


Ну конечно когда в Скандинавии Томте (еквивалент нашего деда мороза) приходит в дом, он первым делом спрашивает: "есть ли в доме хорошие дети?" Наверное имея в виду послушные и не баловные. Ну да ребёнок сознавая что набедокурил намедни и не получит подарок, т к прзнается во всём этому Томте - заплачет горькими слезами. Ну прямо как на исповеди


Кто он такой этот таинственный дед? Пишут что образ взят со Святого Николая. Но о нём можно найти очень много противоречивой инфомации особенно касательно его покровительства в одних источниках детей, пекарей, купцов и моряков, а в других - заключённых, незамужних женщин, ломбардов и воров. Как к этому относиться? Чудеса свои он показал ещё то ли в 3м то ли в 4 веке в городе под названием Мира (удивительное название) а праздновать его день в Европе начали якобы в 1555 году. Интересно как добывают такие сведения, датировки имею в виду

Санта Клаусом он стал в Амстердаме и с эмигрантами перекочевал потом и в США. Там он видоизменился и совсем мало уже был похож на монаха или священника


но вот в Европе он остался Святым Николаусом, например в Германии, и выглядит ну прямо как папа римский, к чему бы это?






Видать там не так то просто было ввести этот персонаж на время зимнего праздника и они ввели его в другой день который до сих пор празднуется в начале декабря.




Непонятно только откуда у него возник такой прикид? Наш Николай выглядит вроде по другому хотя Митра тоже есть на нём, но вместо мешка подарков - книга.


Вот этот дедушка с открытки всё таки похож на него лицом


только более обычный, домашний чем на иконе

Но к рождеству на открытках всё же обычный дед, не монах и не священник хотя иногда и с волшебным посохом. Смотрим: сюжет первый содран с западных образцов это видно по "ненашим" детям и остроконечной церквушке, а второй создан явно нашим человеком и изображает некоего доброго волхва с подарками




Вот так через этого доброго дедушку и ласковую маму-ангела, которая как бы с дедушкой за одно, и начали воспитание детишек - сирот начала 20 в.


Прививали им так сказать значимость этих персонажей в своей жизни. Но персонажей довольно быстро переодели и стали они томтами (Швеция), сантами, дедами морозами а с ними некая внучка или томтениса т е жена томте. Иногда некий негроид (в Нидерландах). Кстати сектанты тоже всегда приходят по двое - очень важный момент.


Все эти персонажи могли не только одаривать подарками но и наказывать поркой, отсюда веник/прутья в руках деда но иногда и чёрта какая дикость!


В труднодоступных деревнях, куда этакому монаху было сложно добраться зимой по бездорожью, ставили снеговика и в руках у него те же прутья.




Но наши ребятишки интуитивно побивали его снежками пока он не падал. Хотя вполне возможно что мудрые местные старички науськивали их делать это... Из таких детишек вряд ли потом вырастая кто то рвался на ходынки и разные там революции с гражданскими войнами. Главное защитить семью от чужаков


И конечно продолжались в этих деревнях святки, гадания или вообще не до праздников было. Время было такое




Но нам намекают что дедушка этот довольно могущественный и ему помогает новейшая дорогостоящая техника и он вас достанет везде, хотя как бы и на лыжах бывает и по телефону иногда








У скандинавского Томте история вобще настолько запутана... но об этом в следующий раз

cамосознание, народы, душа, мать, дети, жезлы, веды, символы, датировки, конспирология, мифология, похороны, Родина, артефакты

Previous post Next post
Up