случай лейтенанта князева

Dec 12, 2012 16:38

К.Г.Кромиади в своих воспоминаниях о службе в т.н. РННА рассказывает следующую историю:

Старший лейтенант А. Князев, Герой Советского Союза, перешел на нашу сторону со своей ротой разведчиков добровольно... и был назначен начальником нашей разведки. Своим веселым нравом, смелостью и правдивостью он очень быстро расположил всех нас к себе. Я же его высоко ценил и относился к нему очень дружественно. Побыв с нами месяца три он изменился, стал молчаливым и я бы сказал угрюмым. Почувствовав в нем эту перемену, я вызвал его на откровенный разговор, и он признался, что пришел к заключению, что свой Гитлер все же лучше чужого Гитлера. На что я мог только ответить, что наша цель - избавиться от обоих Гитлеров. Правда, наш путь тяжел и испытания тоже велики, но мы верим, что только идя нашим путем, можно будет избавить Россию от дальнейшего порабощения. Князев примолк. Видя его удрученное состояние, я сказал: «Слушайте, Князев, если вы решили уйти от нас на ту сторону, я вас удерживать не буду, только скажите мне ваше решение и не обманывайте меня. Разойдемся друзьями».
Прошло две-три недели. Как-то средь бела дня, когда Князев должен был быть на занятиях, раздался стук в дверь и он вошел основательно пьяным. Увидев его в таком непристойном виде, каким он раньше никогда не бывал, я предложил ему пойти к себе выспаться, а поговорим завтра. Перед уходом он попросил разрешения поцеловать меня. Я почувствовал неладное и понял, почему он пришел. Я поцеловал его, он вышел. В эту ночь Князев со взводом своих солдат ушел к партизанам.
M.Шатов (наст. имя П.Каштанов) также упоминает в своем гарвардском интервью этот эпизод:

From Belyi's Army [имеется в виду корпус Белова], he [т.е. Шатов] remembers, they also got a hero of the Soviet Union. But this one, he remembers, turned back to the partisans.
О нем же рассказывает в мемуарах "Я был власовцем" (2002) Л.Самутин, но оригинальна ли эта часть его рассказа неясно, она почти дословно пересекается с изданной еще в 1964г. книгой П.З.Калинина "Партизанская республика":

В ночь на 6 августа к партизанам прибыл взвод «новобранцев» со всем штатным оружием, а 11 августа перешла рота под командованием Максютина. Через несколько дней ее примеру последовала и разведывательная рота во главе с лейтенантом Князевым.
С советской стороны изложений этой истории еще больше (достаточно полный обзор см. у Д.Жуков, И.Ковтун "РННА. Враг в советской форме"). Начнем с донесений начальника Центрального штаба партизанского движения П.Пономаренко:




В сборниках "Органы государственной безопасности СССР в Великой Отечественной Войне" случай упоминается в нескольких документах:

Действующая на территории Витебской области оперативная группа (начальник группы Новиков) сообщает, что 18 августа с.г. из Осинторфа добровольно перешли и партизанскую бригаду Заслонова из созданной немецким командованием «Национальной добровольческой армии» («Москва») 80 человек.
В группу входят бывшие красноармейцы, возглавляемые ст. лейтенантом РККА Максютиным.
При переходе в партизанскую бригаду группа захватила с собой 3 миномета, 25 пулеметов, 5 автоматов, 50 винтовок и радиостанцию с немецким кодом. (т.3 ч.2, док. 1130)
Получив сведения о том, что среди солдат РННА стало усиливаться недовольство своим командованием, участились разговоры среди отдельных солдат, что они воевать с партизанами не будут и не хотят быть карателями, оперативно-чекистская группа НКВД по Витебской области через своих агентов «Софью» и «Валю» провела агентурную обработку командира роты РННА, бывшего старшего лейтенанта РККА, Максютина на предмет выхода его в советский тыл.
Максютин дал согласие и после проверки настроения своей роты вывел ее в полном составе с оружием в расположение партизанской бригады Бойко - «Бати».
Кроме роты Максютина на сторону партизан перешли подразделения разведроты и целый ряд других групп. Немецкое командование в связи с переходом части подразделений РННА на сторону партизан остальных разоружило, а часть репрессировало и заключило в лагеря. (т.4 ч.1, док. 1254)
И Пономаренко, и Цанава здесь выдавали желаемое за действительное. Хотя белоэмигранты в августе были сняты с должностей и отправлены обратно в Берлин, сами соединения продолжали существовать.
Письмо, которое мне удалось найти в архиве Кромиади (Санин - это его осинторфский псевдоним), вроде бы ставит точку в истории Максютина и Князева



Нельзя, однако, исключать, что о "расстреле предателей" авторам письма было известно лишь по слухам или они вовсе придумали это известие, чтобы порадовать бывшего командира. По крайней мере вышеуказанный сборник "Органы государственной безопасности..." дает иную дату смерти Максютина:

Максютин Николай Петрович (1920-1943) - старший лейтенант, после перехода принимал активное участие в партизанском движении. 28 декабря 1943 г. погиб в бою с немецкими карателями на территории Минской области.ОБД Мемориал говорит о захоронении "партизана" (без воинского звания) Н.П.Максютина 29.12.43 в братской могиле в "500 м северо-западнее г.п. Холопеничи"

Искать следы Князева по понятным причинам сложнее. Фамилия распространенная, а известны нам лишь звание и инициал. Героя Советского Союза с такой биографией нет. Как указывают Жуков и Ковтун:

О дальнейшей судьбе Князева ничего неизвестно. Его фамилии нет в списке партизанских командиров и военачальников, чьи отряды действовали на оккупированной территории Витебской области. Нет его фамилии и в списке советских военнослужащих, лишенных звания Героя Советского Союза. Я попробовал зайти с другой стороны: что если Князев действительно был награжден, но, допустим, орденом, а не званием Героя? Ведь и награжденных орденами в первый год войны было не очень много.
Мысль оказалась удачной. Заранее оговорюсь, впрочем, что за отсутствием твердых доказательств моя версия пока предположительна.

Итак, ищем десантника лейтенанта А.Князева.
Мл.лейтенант Князев, СЗФ 201 ВДБр., убит 26.06.41 в г.Двинске.
Но по другому донесению он не погиб, а пропал без вести.
Несмотря на то, что еще в двух документах он фигурирует как пропавший без вести, Князеву, очевидно, удалось спастись, и в начале 1942-го он оказывается в 9 ВДБр, которую забрасывают в феврале 1942-го западнее Юхнова.
Там лейтенант Князев и получает орден Красной Звезды (указ датирован 20.03.42) и, возможно, звание старшего лейтенанта:



Дальше он попадает в РННА (географических привязок у Кромиади нет кроме того, что десант был высажен в районе Дорогобужа), затем перебегает к партизанам. 05.01.43 военный трибунал Западного фронта приговаривает его к 6 годам ИТЛ и двум годам поражения в правах.



Он же в книге памяти Владимирской обл.:

Князев Андрей Михайлович
Родился в 1915 г., д.Крутики Кольчугинского р-на.; военнослужащий. Проживал: г.Двинск. [! - ИП]
Арестован 10 октября 1942 г.
Приговор: 6 лет лишения свободы.
И - если мое предположение верно - то А.М.Князев вовсе не был пойман и расстрелян немцами в сентябре 42-го, a дожил до 40-летия Победы:



Использованные архивные источники: ОБД Мемориал, БД Подвиг Народа, архив HPSSS, архив Института Восточной Европы Бременского университета, РГАСПИ (сайт "1941-1945 Хроника Победы").

UPD: Нашедшаяся автобиография Князева идентификацию подтверждает.

документы: бремен, рнна, князев, документы: РГАСПИ

Previous post Next post
Up