блуждая в трех фон дер роппах

Nov 27, 2015 13:23

Весной я прочел в книге Игоря Боголепова "В отмщение за Мадрит" такой пассаж (речь идет о 1941-1942 г.г.):

В особенности ясными цели немецкой радиопропаганды становились при произнесение одного лишь имени. Имя это само по себе было программой - как бы объявлением войны, как метко назвал кто-то портрет закованного в рыцарские латы и с особенно воинственно закрученными вверх усами кайзера Вильгельма. Речь идет о прибалтийском бароне фон дер Ропп. Барон появился на исторической арене, а точнее в ее суфлерской будке, еще в первую мировую войну. По свидетельству последнего шефа царской контрразведки, ген. Спиридовича, вильгельмовское правительство "группировало русских пленных по национальностям, и особые пропагандисты работали среди них... развивая сепаратистские настроения. Там же сеялись семена неприязни, ненависти ко всему русскому, к офицерству в частности. Были организованы немцами и особые школы для подготовки из пленных специальных агитаторов для развала русской армии и ее тыла, а также школы для военных шпионов". В числе организаторов назвал он и барона фон дер Ропп. Свои сети фон дер Ропп раскинул широко. Выдающийся историк русской культуры и неудачливый лидер правого крыла предреволюционной и эмигрантской либеральной интеллигенции, П.Н. Милюков, сообщал: "В конце 1916 года в Лозанне был созван съезд (антирусских - И.Б.) эмигрантов из Литвы, Польши, Финляндии, обратившийся с призывом к президенту Вильсону помочь (против русских - И.Б.). Душой съезда был барон фон дер Ропп. Своих агентов имел фон дер Ропп даже во вражеских тогда Франции и Англии. Один из них, литовец Габрас, добрался до военного премьера Клемансо, уговаривал помочь разложению и расчленению России, уверял, что "политика освобождения национальностей" не есть "немецкая политика": содействует Берлин сепаратистским движениям "не в эгоистических, но в общеевропейских интересах". Немецкий агент уверял союзника России: "У Антанты имеется полное основание для действий совместно с Вильгельмштрассе". Звучало это совсем по-мюнхенски. Фон дер Ропп, выходит, был не только программой, а и традицией.
С новой войной против России фон дер Ропп возобновил прежнюю работу для использования военнопленных в диверсионных целях, провоцировал рознь между русскими и национальными меньшинствами, чтобы в случае поражения СССР одеть немецкие цепи и на тех и на других. Из лагерей вымиравших с голода советских пленных фон дер Ропп отбирал тех, кто мог еще сказать омертвевшими губами, что он с Украины или с Кавказа. Отобранных откармливали, ставили кое-как на ноги и затем сортировали. Приходивших в себя и протестовавших слали в Бухенвальд и Дахау, как большевистских агитаторов. Покорившихся сдавали в муштру эсэсовским вахтмейстерам, и те превращали пленных в подобие иностранных легионеров. Людей постарше и с образованием посылали в школы фон дер Роппа. Подневольные слушатели рассказывали, что излюбленной темой в этих школах служили рассуждения о "женственном характере" русских и немецком призвании как "мужской нации" "оплодотворить" русских и сделать более пригодной рабочей силой. И, конечно, не было недостатка в популяризации "Майн Кампф" с его утверждением, что русское государство сделали немцы, а теперь, когда большевики уничтожили тамошнюю, онемеченную интеллигенцию, Великогермания призвана взять правление в "восточном пространстве" прямо в свои руки. Мне сразу показалось, что автор путает двух фон дер Роппов, кроме того я знал о существовании еще одного де Роппа - наперсника Альфреда Розенберга (и британского агента) - o котором осведомлены читатели дневника Розенберга.
Но кто же все эти де Роппы/фон дер Роппы и сколько их?!
Разобраться удалось с помощью генеалогического древа, любезно составленного энтузиастами (потомками?) на сайте geni.com.
Начнем с фон дер Роппа, который сидел "в суфлерской будке еще в первую мировую войну".
Это Фридрих фон дер Ропп (нем. Friedrich Theodor von der Ropp, 1879 - 1964). Несмотря на русское подданство он с начала первой мировой войны служил немцам и действительно активно поддерживал сепаратистов, о чем подробнее ниже. Позже он стал писателем и богословом.
Его брат - Вильгельм фон дер Ропп (нем. Wilhelm Sylvester Gotthard von der Ropp, 1886 - 1973) еще до начала первой мировой войны поселился в Англии и даже служил в британской авиации (хотя по состоянию здоровья не летал). Это и есть тот самый Уильям (Билл) де Ропп, который позже был завербован британской разведкой, чтобы втереться в доверие к Розенбергу.
И наконец, Георг фон дер Ропп (нем. Georg Rudolph von der Ropp, 1893 - 1973), хотя и происходил из того же рода и тоже родился на территории нынешней Литвы, является настолько отдаленным родственником первых двух, что мне даже не удалось найти пересечения их генеалогических деревьев. Георг фон дер Ропп в первую мировую войну служил в русской армии, а во время второй возглавлял лагерь вермахта по отбору пропагандистов в Вульхайде, затем работал в Дабендорфе и пр.

В заключение публикую довольно интересный документ о Фридрихе фон дер Роппе из архивов британской разведки. Это письмо аккредитованного во время первой мировой войны в Швейцарии британского журналиста Герберта Уайта. Помимо прочего в нем прекрасно отразился эффект смещенной исторической перспективы: для стоящего рядом современника отъезд "сорока пацифистов" из Цюриха - лишь небольшой огонек в огромном очаге мировой войны, он и понятия не имеет, что этот огонек бежит по бикфордову шнуру, и что будущий взрыв так встряхнет и перевернет мироустройство, что искры и сто лет спустя продолжают сыпаться.


Женева, 14 апреля 1917 г. Ниже следует на скорую руку подготовленный обзор известных мне сведений о бароне Роппе.
Ропп происходит из балтийских баронов: немец по происхождению, инстинктам и симпатиям, но гражданин России. Его семья владеет обширными поместьями в Литве. Он утверждает, что у него есть брат, живущий в Англии. С начала войны он находился на службе немецкого правительства. Его особым заданием является установление контактов между немецким правительством и недовольными элементами из числа проживающих в России народов - поляков, украинцев, литовцев, латышей и пр. Выполняя это задание, он часто посещал Швецию и Швейцарию.
В начале 1916 г. был активно занят вербовкой поляков в Швейцарии с целью добиться поддержки немецкого проекта по созданию Польского Королевства под немецким покровительством. Из Швейцарии он весной 1916 г. отправился в Швецию, где встречался с рядом литовцев, финнов, латышей, несколькими русскими социалистами и также несколькими представителями германофильских русских реакционеров. В июне 1916 г. он прибыл в Швейцарию, где содействовал организации Конгресса Народов, который состоялся здесь 28, 29 и 30 июня. Именно там я познакомился с ним. Его представили мне как литовца.
На самом конгрессе он защищал Англию от нападок египетских националистов, что было, как мне думается, умышленной интенцией, призванной скрыть его тесные связи с Германией. Его следующим шагом было учреждение в Берне Бюллетеня Народов России - убогого листка, наполненного бранью в отношении России. Он перестал выходить неделю или две назад, но пока он выпускался, его редакция была активным центром немецкой пропаганды.
В октябре 1916 г. Ропп снова оказался в Швейцарии, чтобы предпринять последние усилия по привлечению различных ведущих польских политиков к поддержке "Польского Королевства", которое было провозглашено Германией в первую неделю ноября. В начале ноября он направился в Берлин и Варшаву и получил в германской администрации в Польше должность, точных сведений о которой у меня нет.
В декабре он вернулся в Швейцарию и предпринял еще одну попытку заручиться поддержкой поляков. Он также общался с ведущими литовскими политиками в Лозанне и Фрибуре, чтобы прощупать их настроения относительно проекта "Литовского Королевства" по польской модели. С этого времени он со схожими миссиями дважды или трижды посетил Швейцарию и Швецию. Почти немедленно после начала революции в России я услышал, что он находится в Лозанне, где остановился в отеле Beau-Rivage. В той ситуации он обратился к ведущим украинским политикам в Швейцарии с недвусмысленным предложением по организации украинского бунта против нового Временного правительства России. Это предложение он довел до сведения графа Тышкевича, самого, по всей видимости, богатого человека среди украинской знати, и Степанковского, главы Украинского бюро в Лозанне. Главная идея этого плана заключалась в том, что Германия начнет мощнейшее наступление на южную Россию, если украинские лидеры пообещают организовать на Украине восстание в поддержку вторгшейся армии. В обмен на такую поддержку Германия была готова гарантировать учреждение "Украинского Королевства" со столицей в Киеве. Граф Тышкевич и Степанковский отказались сотрудничать по этому плану и сейчас они действуют сообща с теми украинцами в Киеве, которые желают поддержать Временное Правительство России на условиях предоставления Украине либеральных уступок или автономии.
Около трех недель назад барон Ропп, которого я не видел с момента нашего единственного разговора в конце июня, послал из Лозанны ко мне в Женеву курьера с вопросом не передам ли я своим друзьям в Лондоне мирное предложение от Германии. Дело, как пояснил его эмиссар, обстоит примерно так:
"Революционеры захватили контроль над Россией. Россию сейчас охватит анархия. Россия распадется на части, а Англия останется в дураках. Ввиду неспособности России выполнить свои обязательства в отношении Англии, для Англии существует множество резонов забыть о своей дружбе с Россией и наилучшим образом выпутаться из весьма опасной ситуации, которая должна возникнуть вследствие того факта, что вся немецкая армия в кратчайшее время будет переброшена на Западный фронт. Почему бы в связи с этим не заключить мир на основе расчленения России? Германия бы согласилась на создание 'независимых' польского, литовского, финского и украинского королевств. Остатки московитов погрязнут в анархии. Англия могла бы получить Кавказ, Армению и все, что она еще пожелает".
Вот краткое описание предложения, которое по мысли Роппа адресовалось тем моим друзьям в Лондоне, кто является сторонниками "реальной политики". Выслушав эмиссара Роппа в течение двух часов, я отправил с ним надлежащий ответ. Уже на следующий день тот же человек позвонил из Лозанны, убеждая меня приехать и возобновить мое знакомство с Роппом. Он был уверен, что сможет изложить в моем присутствии и другие интересные факты и аргументы. Это приглашение я отклонил.
С тех пор Ропп активно вовлечен в интригу с участием пацифистов из числа русских социалистов в Швейцарии. Это он внес предложение репатриировать их через Германию и Швецию. Первая партия, общим числом в 40 человек, покинула Цюрих в среду утром и через Шаффхаузен въехала в Германию. Я отправил ряд телеграмм на эту тему, на которые, смею надеяться, Вы обратили внимание в английских и французских газетах.
Главным помощником Роппа в Швейцарии является граф Талейран-мл. Талейраны много лет назад обосновались в Германии и настроены абсолютно про-германски. Молодой Талейран, которого я встретил в Лозанне сразу после того, как в последний раз видел Вас, тогда жил в Лозанне в отеле Savoy. Он был освобожден от воинской повинности, чтобы иметь возможность вести работу, которую он выполняет в Швейцарии.
Если Вас в связи с Роппом заинтересуют какие-то определенные детали, о которых Вы хотите получить больше сведений, полагаю, я смогу Вам их предоставить.
NA KV2/2830
Перевод и публикация Игоря Петрова.

оун и вокруг, документы: NA

Previous post Next post
Up