случай капитана госбезопасности русанова

May 16, 2014 13:07

Ну что ж, двинемся неверной дорогой С.Штоппера.

Случай капитана Русанова не так давно обсуждался, но позволю себе еще раз к нему вернуться, несколько расширив документальную базу.

1. Советская история.30.12.1951 г. солдаты 53 мотоциклетного батальона 25 танковой дивизии Советской армии при расчистке территории бывшей тюрьмы концлагеря ( Read more... )

документы: BA, дабендорф, зыков

Leave a comment

Comments 18

varera May 16 2014, 12:56:13 UTC
почерки разные, но почему ты решил, что в правде оригинал, а в заре подделка? разве не может быть наоборот?

Reply

bars_of_cage May 16 2014, 12:59:18 UTC
по-моему, очевидно, что слева оригинал, а справа подделка - дробность букв, неуверенность, тормоз при хвостах и пр. Отсутствие слитности, порыва, Schwung*а

Reply

очевидно? varera May 16 2014, 13:06:01 UTC
это два разных почерка. зачем было вообще подделывать почерк? среди читателей обоих газет вряд ли много тех, кто видел почерк русанова и мог бы его опознать

Reply

labas May 16 2014, 13:04:09 UTC
Ну во-первых, потому что документ Бергера косвенно подтверждает историю из "Правды": пленный замолчал и дальнейших показаний не дает.
Во-вторых, как артефакт есть некоторый документ о 4 страницах, который выставляли в Киеве на выставке.
Изготовить одну страничку для публикации в "Правде" - это я могу понять.
Но изготавливать целый документ, придумывать историю его находки, помещать его в архив МВД только для одной статьи в "Правде" (при этом между датой находки и статьей - 11 лет разницы) и еще пары упоминаний в малоизвестных книжках - это слишком сложно для советских пропагандистов. И бессмысленно, главное - статья в "Правде" уже верховная инстанция, никто проверять достоверность не будет.

Reply


nell_2 May 16 2014, 13:56:28 UTC
Имя Фадей могло еще возникнуть как аллюзия на известного литератора и сотрудника охранки Фаддея Булгарина.

Reply

labas May 16 2014, 17:51:53 UTC
Да, у меня тоже возникла такая ассоциация, но - если судить по образованию Русанова - вряд ли.

Reply

scabon May 16 2014, 18:16:20 UTC
Самого Булгарина Русанов, скорее всего, не читал, но если он на досуге занимался стихосложением, то эпиграмму Пушкина ("Беда, что ты Видок Фиглярин") вполне мог знать и использовать. Особенно учитывая тот факт, что пушкиномания в СССР в конце 1930-х годов была весьма распространена.

Reply


scabon May 16 2014, 15:38:20 UTC
Бросается в глаза, что в "Заре" Строкача называют генерал-полковником и даже пишут, что "в феврале 1943 г. [ему было присвоено] -- звание генерал-полковника." Все биографии Строкача утверждают, что он дорос только до генерал-лейтенанта, и две звезды на погонах видны на его портретах и фотографиях. Естественно, что его адьютант знал, каким генералом был Строкач.

Reply

labas May 16 2014, 17:50:19 UTC
Да, спасибо большое, я это упустил.
Надо будет при случае посмотреть фактологию публикации в "Заре". Если это полностью блеф, то, конечно, весьма наглый. С другой стороны, вполне в духе "Фадея Зыкова".

Reply

scabon May 16 2014, 18:27:44 UTC
Я плохо знаком с мат. частью в этой области, так что ничего определённого сказать не могу, но, как Вы знаете, в документах зачастую встречаются ошибки и посерьёзнее. Даже в личных делах сотрудников НКВД/КГБ в центральных архивах бывает путаница, хотя казалось бы, кому, как не им?..

Reply

labas May 17 2014, 07:49:33 UTC
Ошибки безусловно возможны (да собственно и в этом случае в немецкой переписке есть перепутанное имя), бывает, что звания преувеличивались из соображений пропаганды, но все равно это лишний повод присмотреться ко всем изложенным в допросах фактам (или в "допросах" "фактам").

Reply


odin_ded May 16 2014, 19:21:47 UTC
"Обстоятельства пленения капитана Русанова нуждаются в дальнейшем уточнении, так как версии "Правды" (Орел) и Дабендорфа (Группа Армий Юг) противоречат друг другу."

Судя по воспоминаниям в мемуарах Советского времени, в плен попадали только в бессознательном состоянии после ранения или контузии, и лётчики, и офицеры, и простые солдаты.

Reply

labas May 16 2014, 19:23:57 UTC
Вне зависимости от сознательного или бессознательного состояния, если Русанов оказался в тюрьме в Орле (Группа Армий Центр), то он не мог попасть в плен на аэродроме в зоне действия Группы Армий Юг. И наоборот.

Reply

odin_ded May 16 2014, 19:35:20 UTC
А, понятно. Меня смутило слово "обстоятельства". Спасибо за пояснение.

Reply


Leave a comment

Up