ничего более гнусного и отвратительного

Nov 23, 2013 15:29

К моей любимой теме об оптике восприятия.
Отрывок из мемуаров Льва Дудина , в оккупации редактора киевской газеты "Последние новости", после войны - видного борца антикоммунистического фронта:

В Киеве украинские экстремисты не ограничились подобными эпизодическими листовками, какая была упомянута в начале этой главы, а занялись немедленной обработкой общественного мнения при помощи местной украинской газеты, которую они полностью захватили в свои руки. Эта газета под названием "Українське слово" была единственной на Украине при немцах ежедневной газетой [...] Редактор этой газеты был человеком отнюдь не сумасшедшим, а, как показали последующие события, весьма практичным и оборотистым. Единственно, в каком пункте он, как и все его коллеги, страдал некоторыми навязчивыми идеями, это в своей неистребимой ненависти ко всему, что носит название русский.

Пожалуй, если только это вообще возможно, еще более нетерпимую позицию занимала выходившая в Ровно газета "Волынь". Там ежедневно помещались дикие материалы и погромные по отношению к русским призывы, что любой здравомыслящий человек, читая их, отказывался верить своим глазам. Однажды, в середине ноября 1941 года, в Киев приехал на несколько дней редактор или заместитель редактора этой газеты, фамилии которого я сейчас, к сожалению, не помню. Этот человек среди местных украинских экстремистов пользовался очень большим влиянием, и они не скупились на похвалы его эрудиции, честности взглядов и литературным достоинствам. На другой день после приезда в Киев он осчастливил его граждан передовой статьей в газете "Українське слово" под таким многообещающим заголовком "Народ или чернь". В этой статье пространно доказывалось, что все население Киева, включая и его интеллигенцию, представляет собой не народ, а чернь и отбросы общества, без своих традиций, культуры и нравственных устоев. Все это было пересыпано руганью и клеветой по адресу русской культуры и языка и программными призывами против русской части Киева. Эта статья была перепечатана всеми выходившими на Украине газетами как образец новой украинской журналистики, хотя никакими особенными литературными достоинствами, кроме большого количества ругательств, она не обладала. С точки зрения содержания я должен откровенно сказать, что, пожалуй, никогда в жизни ничего более гнусного и отвратительного не читал, кроме, разве, антирелигиозных упражнений Демьяна Бедного. (Л.Дудин. "В оккупации", цит. по "Под немцами. Воспоминания, свидетельства, документы". Историко-документальный сборник. Составитель К. М. Александров. Санкт-Петербург 2011 )
Редактором газеты "Волынь" был Улас Самчук и его статью, опубликованную в газете "Українське слово" 9 ноября 1941 г. мы можем прочитать (качество копии, к сожалению, оставляет желать лучшего).



Как нетрудно заметить, при всей известной русофобии статьи "ругани и клеветы по адресу русской культуры и языка и программных призывов против русской части Киева" она все же не содержит.
Ну и напоследок два документа, венчающие эту историю.
I. Генеральный комиссар Киева
Киев, 16 декабря 1941 Начальнику гарнизона генералу Э б е р х а р д т у
Киев

Прошу Вас назначить подходящего офицера, способного предоставлять военно-политические соображения в форме газетных статей для выходящей здесь в Киеве газеты "Нове українське Слово".
Прежняя газета "Українське слово" проводила политику национально-экстремистской направленности, поэтому была освобождена немецкими гражданскими властями от выполнения возложенных на нее задач. Это означает, что национально-экстремистское из газеты исчезнет, и она станет в подходящей форме воспевать величие и господство немецкого рейха. Чтобы в нужной форме подчеркивать немецкие успехи, мы нуждаемся и в военно-политических соображениях.
За назначение подходящего офицера, который смог бы в своих статьях отражать и задачи городской комендатуры, я в интересах нашего сопредставительства перед общественностью был бы Вам весьма признателен.

Генеральный комиссар Киева.

II. Оперштаб Розенберга
Главная рабочая группа Украина
Группа Наука.
Киев, 3 февраля 1942
Заключительный отчет о научных учреждениях в К и е в е. [...]
3. Деятели науки.... В гуманитарных науках практически никого значительного найти не удалось, ведь ими занимались почти исключительном евреи, чье место сейчас заняли в основном твердолобые национально-украинские преподаватели без научных степеней. Единственный имеющий вес человек в гуманитарной области, которого удалось обнаружить - профессор Штепа. После входа немецких войск он взял на себя ректорство в университете и временное руководство отделом культуры в городском управлении.
Подозрения, выдвинутые против профессора Штепы националистической стороной, в том что он якобы был связан с НКВД, на настоящий момент не нашли ни малейшего подтверждения. В любом случае, профессор Штепа еще в 1938 преследовался Советами. В отличие от твердолобых национально-украинских кругов, засевших в городском управлении, он смотрит на происходящее с отстраненной исторической позиции...Он охотно цитирует жителя римской провинции фригийского происхождения, который, гордо глядя на инакомыслящих сограждан, признал себя сторонником римской империи.
Благодаря посредничеству д-ра фон Франке профессора Штепу удалось убедить взять на себя редакторство украинской киевской газеты, после того как прежнему националистическому руководству пришлось исчезнуть в силу разных политических причин. В качестве главного редактора газеты "Нове українське Слово" он за истекший период так отстаивал немецкие интересы. что пути назад для него нет. Националисты пытаются всеми способами, прежде всего задействуя эмигрантов в Берлине и используя свои связи, тянущииеся до высоких кабинетов в восточном министерстве, навести на профессора Штепу подозрения как в коммунизме, так и в предательстве Украины. Пока профессор Штепа останется на своем посту, чтобы продемонстрировать украинскому шовинизму авторитет немецких учреждений, поставивших профессора Штепу во главе газеты. Если в будущем смена редактора НУС станет необходимой, то профессору Штепе следует поручить научную работу в рейхе, чтобы он как славянин мог бороться за идею нового европейского порядка, устанавливаемого Германией. Прочитав книгу Розенберга, которую ему предоставил соратник Браун, профессор Штепа заметил, что украинец не обладает "высшей ценностью", он неполноценен и должен воспитываться немцами.
[...] Подп. фон Франке.
Первый документ: ДАКО Ф.Р-2353, Оп. 1, Д.1
Второй документ: ЦДАВО Ф.3206, Оп. 5, Д.4. Переводы мои.

документы: ERR, штеппа, оккупация киева, дудин

Previous post Next post
Up