Вот и в Сибири неудержимо настает весна, поэтому расскажу-ка я, не откладывая в долгий ящик, про мой первый поход на Кутурчин с ночевкой в снегах.
Владимир - опытный пользователь зимнего Кутурчина (
http://vladimir-mr.livejournal.com/4449.html - например, вот его рассказ про соло-поход в декабре в -30), а я прежде никогда там зимой не была. Конечно, поход в марте - ни фига не зимний. Под утро совсем небольшой минус, днём уверенный плюс. Тем не менее, получилось прогуляться на охотничьих лыжах и полюбоваться горами в хорошую погоду.
Так получилось, что из города мы выехали после обеда. До деревни Кутурчин около трех часов пути на машине. Над горами висели облака.
Нормальная дорога идет до деревни Кутурчин. Аккуратно переехали начавший разливаться ручей за деревней. Владимир решил ехать на машине по лесной дороге, докуда доедем, а потом идти пешком. Ну, проехали мы километр и сели. За бортом +9, крупные машины размесили покрытие в снежную кашу, и на одном из подъемов боливар-таки не вывез. Я не знаю, зачем мы иногда делаем это с переднеприводной машиной. %) (Наверное, оттого, что другой у нас нет, а в целом надежность тойоты провоцирует ее экстримальное использование. Весной на лесовозную дорогу? Почему бы и нет?)
Выкапывались час, используя металлическую миску, лыжную палку, домкрат и куски дерева. Весенний лес звенел, вечерело, впереди было почти десять километров дороги в неизвестно каком состоянии и вообще. Но оказалось, что дальше дорога стала лучше, более твердой. Ну, и доехали мы с ветерком до самой лесосеки. Солнце уже скрылось за горизонт. Аккуратно припарковались и пошли пешую часть подходов.
Вся дорога до верха перевала вполне проходится в ботинках, лыжи мы несли пристегнутыми к рюкзакам. Перевал ужасно длинный. Часа три шли почти без остановок. (А я почему-то запомнила его коротким из одного осеннего похода, и уже через полчаса стала ждать окончания подъема. %)) Понимаете, сколь ужасно это ощущение?)
Из-за туч вышла яркая луна, можно было идти без фонарей. Температура по-прежнему не опускалась ниже нуля.
На перевальном седле мы надели лыжи. Я в очередной раз поразилась, какая это удобная штука. :) И углубились в лес.
Окружающий пейзаж был сюрреалистичен. Мне казалось, что мы снимаемся в каком-то шпионском кино. Вроде бы зимняя ночь - а тепло и светло, как будто это павильонные съемки про Россию.
Минут через тридцать остановились на ночевку. Долго утаптывали снег под палатку - сначала лыжами, потом ботинками. Лыжи дают обманчивое ощущение легкости и простоты обращения со снегом. Однако стоит снять лыжу и перенести вес на ботинок, как ухаешь всей массой в глубину и надо еще ухитриться, чтобы встать. Ноги проваливаются, руки проваливаются, паника! опираешься на спасительную лыжу и, напрягая все мышыцы, кривенько встаешь. Встал - снова царь горы. :)
Да, так мы наутро и прогулялись. Застали на вершине сказочную, почти безветренную погоду.
Загодя, мы опасались лавин (я) и медведей (Владимир), но обошлось без того и другого. Для лавин полого, для медведей - слишком снежно.
Подъем бочком.
Опасный склон на вид.
Гора Москва вдали.
На Кутурчинское плато прилетали инопланетяне и оставили стены из скал и этого каменного петуха.
Подъем по фирну.
Поразительно, но вершина Кутурчина - это вот так.
Вершина-вершина.
Снежная рябь.
Красивая.
Владимир демонстрирует чудеса управления адовым неуправляемым на спусках агрегатом под названием лесные лыжи!
Начало темнеть, мы добежали до палатки (долго бежали!), съели немногочисленную оставшуюся еду и пошли выбираться к машине.
Спуск на лесных лыжах с несколькокилометрового перевала - это отдельная песня. %) Был он долог. Вообще, на Кутурчине какие-то нереальные расстояния, особенно когда обратно идешь.
По-прежнему стояла плюсовая температура, и мы решили не искушать судьбу, а выбираться на машине рано утром, по холодку, чтобы раскисшую снежную дорогу немного подморозило и она стала твердой.
Поискали в окрестностях лесосеки избу (по данным разведки, она там есть), но не нашли. Ну, как поискали. Жутко усталые, шарахались час в темноте по снегоходным следам и охотничьим тропкам, потом вернулись к машине. Филдер уютен, спалось хорошо. :)
На рассвете забортовый термометр показал +4. Шёл дождик. Это было плохо. Я боялась дороги, потому что очевидно, что от так долго стоящих плюсовых температур она должна превратиться в малопроезжаемое нечто.
Оказалось же, что снежная каша затвердела под дождем, и нас ждали просто-напросто десять километров почти чистого льда с виражами. Было весело. Если я выходила из машины в некоторых не проезжаемых с первого раза местах, то заползти обратно могла только, держась за рейлинги. Ботинки не держали вообще! Мы не заехали всего в один перевальчик - сползли боком. Владимир предпринял еще одну попытку, пока я, аки Деметра, посыпала дорогу пригоршнями мелких оттаявших камушков с обочины. Собственно, толку с этого не было, а по обочине он и заехал легко.
За оба дня мы не встретили ни одной похожей на нашу машины - только лесовозный КАМАЗ, уазики и снегоходы. Уже ближе к выезду с лесной дороги увидели большой японский внедорожник. Наверное, охотники приехали. Как в сюрном сне, мимо них пронеслась переднеприводная пузотерка на липучке. %)) Последний брод - и мы в деревне Кутурчин.
Душевно проводили зимний сезон. Я уже жду - не дождусь летних походов, соскучилась по зелёному лесу. :)